пятница, 28 августа 2015 г.

Реструктуризация: внуки заплатят Западу, а мы РФ?

Versii.com28.08.15
Егор Смирнов
Версии 

Реструктуризация: внуки заплатят Западу, а мы РФ?
Когда вчера все кинулись целовать Яресько и совать ей в руки расписную гильзу от запрещенного Минскими соглашениями оружия, я смолчал. Хотя отдельные френды на Facebook советовали повеситься от стыда: дескать, вот тебе, писака, ответ на вопрос, куда пропала Яресько. Она пропадала с кредиторами. И вернулась со щитом, где лежат списанные проценты и отложенные до 2019 года выплаты. Но я молчал. Пауза оправдала себя: спустя несколько часов, когда схлынула эйфория и стали известны детали, картинка стала выглядеть иначе. Как говорила моя покойная бабця, «цыплят по осени считают...». 

Во-первых, в СМИ появились условия соглашения с кредиторами. Это многое изменило – цифры и формулировки, как известно, лучше читать, а не воспринимать на слух. Во-вторых, встрепенулись аналитики. Не сказочники, а математики. И подсчитали с калькулятором дебет-кредит договора.

Что в итоге получается? Общеизвестная информация. Четыре крупнейших держателя украинских еврооблигаций (Franklin Advisors Inc., BTG Pactual Europe LLP, TCW Investment Management Company и T.Rowe Price Associates Inc.), которые владеют бондами на сумму $9 млрд., согласились дать нам отсрочку выплат по 14-ти выпускам еврооблигаций на общую сумму около $18 млрд.

Из них – 20% украинского долга (на данный момент это $3,6 млрд.). Сумма может увеличиться до $3,8 млрд., если в сделку будут включены бонды Киева и внешние долги госкомпаний (пока не включены).

Процентная ставка растет на 0,5 процентного пункта больше, чем средняя доходность старых выпусков. Вроде мелочь, но на таких суммах – это деньги. Старые еврооблигации Украины будут обменяны на девять новых выпусков с доходностью 7,75%, которые будут погашаться, начиная с 2019 года, выплатами по $1,7 млрд. Другими словами, четыре года передышки по выплате самих займов, платим только проценты по ним.

Самое интересное – еще одни ценные бумаги, VRI, которые мы дарим инвесторам за сговорчивость и доходность по которым привязана к росту украинского ВВП. И вот это самое интересное.

Выплаты по VRI начинаются с момента, когда украинский ВВП превысит $125,4 млрд. (в этом году он будет около $84 млрд.). И вот тут заключается самая большая хитрость. Человеку непосвященному кажется, что между $84 млрд. и $125,4 млрд. – огромная пропасть. Кризис, понятное дело, затягивается, а когда будет рост? Когда рак свистнет.

При этом почти все упускают из виду, что номинальный ВВП Украины в 2013 году по расчетам МВФ составлял $178 млрд. Спросите, как же все так рухнуло? Неужели производство в два раза упало? Упасть-то оно упало, но дело не только в этом, а еще и в девальвации гривны. Мы-то считаем ВВП и бюджет в гривнах, потом переводим в доллары. При курсе 8 грн. за доллар – это одна цифра, при курсе 22 – совсем другая. Поэтому к падению прибавился еще и элемент курсовой разницы.

Отсюда следует, что дальше цифровой ВВП может расти. Мы приспособимся к новым ценам, опять же тарифы повышены, в том числе и в долларовом эквиваленте. Вопрос, как нагнать цифры в валюте, не стоит. Другое дело, как добиться реального роста и промышленности, и ВВП? Здесь совсем иной уровень задачи. И мудрые западные триллионеры это понимают, поэтому и привязали старт к цифре, а не к проценту роста. Для начала.

Хотя к проценту они привязались тоже. В плане размера выплат. По договору о реструктуризации сумма выплат по VRI будет зависеть от роста украинского ВВП с 2021 по 2040 год: до 3% роста в год – выплаты нулевые, от 3% до 4% – 15% от одного процента ВВП. Если рост ВВП будет больше 4% – то с прироста ВВП Украина должна будет отдавать 40% (помимо 15% с прироста от 3% до 4% ВВП). До 2025 года максимальные выплаты по VRI ограничены суммой в 1% ВВП, на следующие 15 лет ограничений нет.

Понятно, что кредиторы не думают, пардон за цинизм, жить вечно, но работаю, так сказать, на перспективу, на детей и внуков, которым они оставят свой бизнес. Яресько и Яценюк работают на свое спасение и в какой-то мере на передышку для страны, погрузившейся в экономический мрак.

Они сделали все, что смогли – переложили основное бремя выплат на наших детей и внуков. Авось они будут жить лучше и платить больше. То есть чтобы их внуки заработали, мы вынуждены были сделать так, чтобы наши внуки платили. Впрочем, их собственные дети, скорее, будут в лодке кредиторов. Особенно Натали Энн. А роль должников исполнят наши с вами подросшие наследники.

Конечно, есть такой аргумент, что украинцы на самом деле надули тупых янки и подсунули им пустышку – что наш ВВП до 2040 года расти больше 3% не будет. И платить свыше нам ничего не придется. И вообще, что там будет через пару десятков лет – то ли эмир умрет, то ли ишак сдохнет, – никто предсказать не может. Но таких оптимистических пессимистов не много.

Аналитики-математики исходят из прикладных подходов и подсчитывают, какая сумма выплат может набежать за 20 лет. Аналитик Центра экономических стратегий Мария Репко выложила на «ЛИГЕ» формулу расчетов, которую я своим скудным умишком не понимаю, но, может, кто-то из читателей поймет.

Если 3% ≤ прирост реального ВВПt-2 ≤4%, платеж = 15% х номинальный ВВП в гривне t-3 х (1 + дефлятор ВВПt-2) х (прирост реального ВВПt-2 - 3%).

Если прирост реального ВВПt-2 > 4%, платежt = 15% х номинальный ВВП в гривнеt-3 х (1 + дефлятор ВВПt-2) х 1% + 40% х номинальный ВВП в гривнеt-3 х (1 + дефлятор ВВПt-2) х (прирост реального ВВПt-2 — 4%).

Но самое забавное подстерегало украинскую демократию не в Сан-Франциско, а в Москве. Россия опять проявила дьявольскую хитрость и подложила под наш гениальный план жирную свинью.

Как только новость о реструктуризации долга была объявлена официально, встал вопрос $3 млрд. украинских еврооблигаций, которые мы должны погасить в декабре этого года. Министр финансов РФ Антон Силуанов в телефоном интервью агентству Bloomberg заявил, что Россия не согласится на предложенные условия и будет требовать своевременного погашения. Украина в ответ на это заявила, что все кредиторы находятся в равных условиях, даже те, кто не участвовал в переговорах. По правилам – согласия 2/3 кредиторов достаточно, все остальные обязаны выполнять решение большинства. Поэтому хочет того РФ или нет, но мы принудительно спишем 20% их долга и реструктуризируем остаток.

И тут, надо же, такой нежданчик – как рассказал в комментарии УНН Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, Украина взяла кредит у России в 2013 году под 5% годовых. Списание 20% российского долга уменьшит его объем с 3 млрд. долл. до 2,4 млрд. долл. Но при этом нам придется платить дополнительный процент за обслуживание этого долга в размере... 7,75% годовых. Как мы договорились с остальными кредиторами. Таким образом, мы дарим злому Путину 70 млн. долл. дополнительно в год. За 4 года переплаты составят 300 млн. долл. Мелочь, а неприятно.

С другой стороны, если отдать россиянам $3 млрд. в декабре, то Ляшко, «Самопомич» и другие, завопят «зрада!». И аргументировано докажут, что мы отдали «рашке» те самые $3 млрд., которые сэкономили на западных кредиторах. Кстати, еще $600 млн. у нас останется. Как говорится, на лекарства.
Егор Смирнов
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий