Советник министра культуры России. Издательский директор группы «Однако». Родился в 1968 г. в Брянске. В 1990 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал в изданиях «Советская молодежь», «Час» (Рига, Латвия), «Независимая газета», «Красная звезда», «Профиль», «Промышленник России» (Москва).
Российское государство продолжает при всяком удобном случае знакомить «западных партнёров» с понятием «суверенитет». На этот раз в роли репетитора выступил министр культуры Владимир Мединский, а именно на прошлой неделе в Милане перед зарубежными коллегами с короткой лекцией. С картинками — так материал лучше усваивается.
Картинки, собственно, были обычные, согласно теме высокого собрания — про охрану и восстановление материальных памятников культуры. Однако в исполнении русского министра рутинное выступление превратилось в декларацию культурных основ суверенитета и прикладную демонстрацию того, что тов. Путин называет «традиционными ценностями».
Вопреки расхожему популистскому лозунгу Мединский рассматривает русскую культуру в единстве с европейской. Но в единстве диалектическом.
С одной стороны — единые корни и единое понимание важного и прекрасного. Отсюда — общие угрозы, общие задачи, общие усилия и взаимообогащение полезным опытом.
С другой стороны — кризис европейской цивилизации, отчего культура стала «стороной конфликта». И жертвой вооружённого конфликта, как на Ближнем Востоке и на Украине, и жертвой «политически мотивированного вандализма» и деградации государственности — в первую очередь в Восточной Европе и на той же Украине. Кажется, Мединский оказался первым официальным лицом, кто сказал в лицо другим официальным лицам эту горькую правду: то, чем они гордятся и считают европейским выбором, — это и есть вандализм и деградация.
Впрочем, в этом тоже есть общность. Мединский признал, что Россия сама буквально только что избавилась от аналогичного дурдома — «постсоветского периода». По странному совпадению, он у нас тоже отличался тягой к «европейскому выбору» с сопутствующим культурным членовредительством. Как из такого «выбора» выбираться и как ликвидировать его разрушительные последствия — это тоже наш опыт, который может пригодиться братьям по европейской культуре и товарищам по несчастью. Так что если сегодня наши официальные лица от Путина до Мединского вынуждены напоминать «европейским партнёрам» некоторые прописные истины — то это не в обиду: дело житейское, с кем не бывает…
Огромность самобытной и многогранной русской культуры, из каких бы европейских корней она ни произросла когда-то, — само по себе достаточное обоснование для культурной самодостаточности. Но Мединский не постеснялся показать пальцем и на стальной стержень культурного суверенитета.
Вот он:
Именно Победу министр культуры России разъяснил зарубежным коллегам как базовую ценность нашей культуры – и, соответственно, как базовую ценность, на которой строятся сегодня политические решения.
Почему сегодня? А вот почему:
В этот снимок тов. Мединский попросил своих зарубежных коллег всмотреться особенно пристально.
И пояснил: «Это Донбасс. Посёлок Никишино. Зимой здесь шли тяжёлые бои ополченцев против регулярных сил украинской армии. Посёлок практически разрушен — не осталось ни одного целого дома. И единственное, что местные жители восстановили, причём своими силами, не дожидаясь помощи от властей или со стороны, — это памятник советским воинам Великой Отечественной. К 9 мая – к Дню 70-летия Победы. Вместо того, чтобы отремонтировать собственные дома. Потому что для них, как и для миллионов людей по всему миру, Победа над фашизмом — безусловная культурная ценность, первооснова их существования».
Больше не нужно объяснять, почему Россия имеет право называть вандализм вандализмом и деградацию деградацией, почему Россия имеет право принимать те политические решения, которые принимает.
Это и есть та культура, которая в генетике нашего народа. Это и есть та культура, которая диктует политику российского государства.
И это — более чем достаточное обоснование полноценного культурного суверенитета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий