17.08.15
Православие.Ru
Роман Носиков
В последнее время на фоне грозных событий и крайне неприятных предзнаменований мне всё чаще приходится слышать о неизбежности нашей победы в силу превосходства русского духа над всеми прочими духами, а также над их отсутствием, то есть над бездуховностью.
Этот самый «русский дух» всё больше стал мне
напоминать «зелененькую книжечку Безака» из
романа В. Пикуля «Баязет» –
универсальную стратегию и тактику всего, освобождающую от
необходимости знать что-либо предметно, к чему бы то ни
было готовиться, что-либо обеспечивать и что-либо учить и
уметь. Достаточно почитать «зелененькую
книжечку» – и всё сразу становится возможно и
по плечу.
Нужно иметь «русский дух» – и можно уже
ничего не понимать в экономике. Зачем что-то знать об
американских капиталовложениях, об основных средствах, о
займах, процентах, если индустриализация исходит из
русского духа?
Зачем нам предвоенная тяжелейшая дипломатия, зачем долгие уговоры французов и англичан, зачем договор о ненападении с Германией, зачем нам ленд-лиз – если победа прямо проистекает из русского духа?
Зачем нам знание о современной российской демографии, если русский дух велит кидать в печку индустриализации народ сотнями тысяч?
На самом же деле советская индустриализация – это результат огромных не только трудовых усилий советского народа, но и усилий дипломатических. Именно благодаря дипломатии СССР получил американские кредиты, технологии и кадры для создания заводов, энергетики, военной техники.
Советские инженерные команды в Сталинграде, когда выкуривали немцев, были одеты не только в ватники. Их снаряжение, скорее всего, и стало прообразом снаряжения современной «Альфы»: бронещиты, бронежилеты, взрывное оборудование для пробивания проходов в стенах, огнеметы.
Немцам нечего было противопоставить такой выучке и оборудованию.
Пакт Молотова–Риббенторопа, который так ненавидит весь демократический мир, – это величайшая победа советской дипломатии: он принудил западные демократии стать нашими союзниками в войне.
Ленд-лиз – это не только тушенка. Это бездымный порох и автомобили.
А теперь про русский дух.
Он есть. Это не выдумка.
Но он ничего общего не имеет ни с фантазмами либералов про «извечное рабство», ни с восторгами маловменяемых патриотов о природном самопожертвовании.
Русский дух – это способность к свободе в смысле способности осознавать необходимость во всей ее сложности: необходимость победы над фашизмом, неизбежность войны, необходимость индустриализации, необходимость антифашистского союза. А далее следуют абсолютно целесообразные, методичные, эффективные решения и поступки.
И всё это нанизано на незыблемое чувство собственной правоты и ответственности за будущее, исходящее из этики и мотивирующее на осознание и на действия.
Вот что такое русский дух. Русский дух – это этическая эффективность и эффективная этика, очищенные от лжи, иллюзий, самообманов, лести и ложных надежд. Абсолютная рациональность ради нравственности. Беспощадная исчерпывающая любовь к человечеству. Любовь, выраженная в ремонтопригодности, технологичности, стоимости, логистике, износостойкости, дальнобойности. Любовь хирурга с окровавленными руками. Любовь к человечеству, выраженная на языке чертежей и вычислений. И когда всё исчерпывается и заканчивается, когда самопожертвование становится частью идеального выверенного механизма Божьего Промысла – только тогда наступает момент, который в учебниках называют подвигом.
Вот что такое русский дух. Русский дух – это кристальная, ужасающая своей ясностью трезвость, далекая от всякой экзальтации и самоупоения.
Самоупоенные – не проходят русского естественного отбора.
Православие.Ru
Роман Носиков
Богатыри. Художник: В.М.Васнецов
В последнее время на фоне грозных событий и крайне неприятных предзнаменований мне всё чаще приходится слышать о неизбежности нашей победы в силу превосходства русского духа над всеми прочими духами, а также над их отсутствием, то есть над бездуховностью.
– Ну, как-то мы справились с индустриализацией без
посторонней помощи! – говорят мне патриоты. –
Значит, и сейчас справимся!
– Ну, как-то мы победили всю Европу без посторонней
помощи – значит, и сейчас справимся!
– Это всё русский дух! Мы такой особый народ! Мы
можем с гранатами под танки!
– Мы можем в ватниках против «Хуго
Босс»!
– Мы можем с зубилом на Марс!
– Мы можем в тельняшке на пулеметы!
– Почему нас так не ценит и не уважает руководство
страны? Они, что, в нас не верят? Может, они трусы? А
может быть, они предатели?
«– Хорошо, – Пацевич грузно поднялся
из-за стола. – Слово за мной… Я недоволен
вами, господа, – строго выговорил он офицерам.
– Никто из вас не сделал упора на главном – на
героизме русского солдатика! А об этом как раз очень
хорошо сказано в зелененькой книжечке генерала
Безака…
– По-моему, – буркнул Сивицкий, попыхивая
сигарой, – это подразумевалось всеми и без книжечки
зеленого цвета…
– Перед нами, господа, – напористо продолжал
полковник, – дикие и неорганизованные орды. Смешно
говорить, чтобы сидеть в крепости. Если во время
рекогносцировки, которой вы все так боитесь (и я не могу
понять, почему боитесь), противник и встретится нам, то
это даже хорошо. Солдатики будут только рады. И, как
говорится, пуля – дура, штык –
молодец!».
Зачем нам предвоенная тяжелейшая дипломатия, зачем долгие уговоры французов и англичан, зачем договор о ненападении с Германией, зачем нам ленд-лиз – если победа прямо проистекает из русского духа?
Зачем нам знание о современной российской демографии, если русский дух велит кидать в печку индустриализации народ сотнями тысяч?
На самом же деле советская индустриализация – это результат огромных не только трудовых усилий советского народа, но и усилий дипломатических. Именно благодаря дипломатии СССР получил американские кредиты, технологии и кадры для создания заводов, энергетики, военной техники.
Советские инженерные команды в Сталинграде, когда выкуривали немцев, были одеты не только в ватники. Их снаряжение, скорее всего, и стало прообразом снаряжения современной «Альфы»: бронещиты, бронежилеты, взрывное оборудование для пробивания проходов в стенах, огнеметы.
Немцам нечего было противопоставить такой выучке и оборудованию.
Пакт Молотова–Риббенторопа, который так ненавидит весь демократический мир, – это величайшая победа советской дипломатии: он принудил западные демократии стать нашими союзниками в войне.
Ленд-лиз – это не только тушенка. Это бездымный порох и автомобили.
А теперь про русский дух.
Он есть. Это не выдумка.
Но он ничего общего не имеет ни с фантазмами либералов про «извечное рабство», ни с восторгами маловменяемых патриотов о природном самопожертвовании.
Русский дух – это способность к свободе в смысле способности осознавать необходимость во всей ее сложности: необходимость победы над фашизмом, неизбежность войны, необходимость индустриализации, необходимость антифашистского союза. А далее следуют абсолютно целесообразные, методичные, эффективные решения и поступки.
И всё это нанизано на незыблемое чувство собственной правоты и ответственности за будущее, исходящее из этики и мотивирующее на осознание и на действия.
Вот что такое русский дух. Русский дух – это этическая эффективность и эффективная этика, очищенные от лжи, иллюзий, самообманов, лести и ложных надежд. Абсолютная рациональность ради нравственности. Беспощадная исчерпывающая любовь к человечеству. Любовь, выраженная в ремонтопригодности, технологичности, стоимости, логистике, износостойкости, дальнобойности. Любовь хирурга с окровавленными руками. Любовь к человечеству, выраженная на языке чертежей и вычислений. И когда всё исчерпывается и заканчивается, когда самопожертвование становится частью идеального выверенного механизма Божьего Промысла – только тогда наступает момент, который в учебниках называют подвигом.
Вот что такое русский дух. Русский дух – это кристальная, ужасающая своей ясностью трезвость, далекая от всякой экзальтации и самоупоения.
Самоупоенные – не проходят русского естественного отбора.
«В чемодане, заваленном грязным бельем и пустыми
бутылками, откопали и зелененькую книжечку генерала
Безака, ставшую уже легендарной. Пацевич не соврал: она
действительно оказалась в переплете зеленого цвета, причем
на титульном листе ее стояла даже дарственная надпись
самого автора: “Г-ну Пацевичу в знак памяти о
стерляди, съеденной 23 августа 1869 года на станции
Бузулук в присутствии его высокопревосходительства
сенатора К.И. Влахопулова. Признательный за угощение
автор”.
Ватнин взял книжицу:
– Читануть, что ли? Дюже покойник хвалил ее».
Комментариев нет:
Отправить комментарий