вторник, 18 августа 2015 г.

Р. Ищенко. Россия, Кавказ и Большой Ближний Восток

http://sputnik.az/images/40040/81/400408128.jpg
18.08.15
Ростислав Ищенко

В ходе подведения итогов визита в Россию министра иностранных дел Ирана Мохаммада Зарифа внимание общественности и СМИ было привлечено к двум проблемам, пишет Ростислав Ищенко.


Первая — торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана после снятия санкций. Официально санкции еще не сняты. Более того, в США влиятельные политические силы борются за то, чтобы оставить их в силе. И не факт, что им это не удастся.

Тем не менее, Москва и Тегеран явно настроены в полной мере восстановить торгово-экономическое сотрудничество, невзирая на то, вступят ли соглашения по иранской ядерной программе в силу и будут ли окончательно отменены санкции. Об этом свидетельствует отказ от выжидательной позиции и начало переговоров на упреждение. Нормы международного права позволяют России (как и любому другому государству) начать выполнять любое соглашение (в том числе и по иранской ядерной программе) до того, как оно официально вступило в силу. А в восстановлении торгово-экономического сотрудничества с Ираном Россия заинтересована.

Мохаммад Зариф назвал только одну важную область двусторонней кооперации — нефтяную (в условиях действующих санкций Россия получает иранскую нефть в рамках сделки «нефть в обмен на товары»). Действительно, с учетом открывающихся возможностей возвращения на мировой рынок иранской нефти сторонам необходимо «сверить часы» в этом вопросе, чтобы не уронить цены и соблюсти взаимную выгоду.

Уверен, что хоть министры и промолчали об этом, речь шла и о возобновлении и расширении военно-технического сотрудничества. Тегеран давно хотел закупить у России современные комплексы ПВО, да и в целом армия Ирана нуждается в перевооружении, национальный ВПК не в состоянии поставить весь спектр необходимых товаров, а сотрудничество в этой сфере с Западом по понятным причинам не может быть надежным.

О вероятном расширении не только экономического, но и военно-политического союза с Ираном в регионе Большого Ближнего Востока свидетельствует и последняя, заявленная к обсуждению на переговорах тема — ситуация в Сирии. И вопросы урегулирования конфликта.

Министры иностранных дел России и Ирана констатировали полное единство позиций по этому вопросу. Это крайне важное замечание. Мы знаем, что Россия поддерживала сирийские власти с самого начала данного конфликта в 2011 году. Но после кризиса 2013 года, когда Россия, заняв жесткую позицию, смогла предотвратить американские бомбардировки Сирии, а также после переключения основного внимания Москвы зимой 2013-2014 годов на украинский кризис, мировое сообщество утратило четкость восприятия российской позиции по Сирии. Появились трактовки, некоторые из которых даже предполагали сворачивание активности Москвы в данном регионе.

Тот факт, что МИД России публично и полностью солидаризовался с иранской позицией, снимает любые возможные вопросы и домыслы. Дело в том, что Тегеран совершенно определенно оказывает Дамаску не только политическую и экономическую, но и вооруженную поддержку. Следовательно, Россия готова действовать аналогичным образом. Понятно, что это будет не отправка войск, но поставки оружия, техники, боеприпасов, запасных частей как сирийской, так и иранской армиям в данном случае значительно важнее, поскольку боевики постоянно получают военно-техническую поддержку (только одна из зафиксированных в 2013 году поставок через территорию Иордании включала 100 танков, а также другую бронетехнику), а армейские арсеналы не безграничны.

По факту Россия недвусмысленно поддержала Иран, который воюет на Ближнем Востоке с ИГИЛ, а также поддерживает шиитское сопротивление суннитским монархиям Персидского залива (например, в Йемене), которые солидаризируются с ИГИЛ. Характерно, что это заявление прозвучало по следам сообщения о намерении Саудовской Аравии начать закупки российских вооружений. Напомню, что в сентябре-октябре 2009 года Эр-Рияд уже пытался инициировать сделку по закупке у России зенитно-ракетных комплексов С-400 в обмен на отказ от поставок вооружения в Иран. Затем подобные предложения звучали в 2013 году.

Итак, Россия подтвердила четкую позицию на поддержку Сирии и Ирана в кризисе в регионе Большого Ближнего Востока. Но северная граница этого региона проходит по Кавказу. Так же, как Восточная Европа отрезает Россию от Германии, Кавказ отрезает Россию от Ирана и Большого Ближнего Востока.

Следовательно, активизация российской политики на Ближнем Востоке должна привести и к ее активизации на Кавказе. Территория Азербайджана становится ключевой для обеспечения российско-иранского сотрудничества (Грузия и Армения не могут обеспечить соответствующую транспортную логистику, да и отношения с Тбилиси у Москвы сейчас холодные).

Но здесь возникает конфликт интересов. Отношения Баку и Тегерана хорошими не назовешь. В регионе Иран поддерживал Армению, находящуюся с Азербайджаном в конфликте вокруг Карабаха. В свою очередь, Азербайджан ориентировался на Турцию — конкурента Ирана в регионе.

Сейчас ситуация усложнилась. Турция — союзник США, и после некоторых колебаний заняла в конфликте вокруг Сирии, Ирака и ИГИЛ проамериканскую позицию. Таким образом, ее противоречия с Ираном усилились.

Попытка сближения Москвы и Анкары пока также успехом не увенчалась, а вот с Тегераном отношения развиваются успешно.

Все это создает условия для региональной изоляции Азербайджана — в случае, если Баку не предпримет активных дипломатических усилий, в том числе и по адаптации своей позиции в связи с намечающимся российско-иранским альянсом.

Дополнительным стимулом может служить тот факт, что одно из ответвлений планируемого Китаем «Нового Шелкового пути» должно пройти через иранскую территорию и замкнуться на Баку. Так что есть основания надеяться, что для сближения двух стран возникнут и экономические основания.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования — специально для Sputnik Азербайджан

Комментариев нет:

Отправить комментарий