суббота, 8 августа 2015 г.

Татьяна Воеводина. НЕУМЕХИ

рысь http://zavtra.ru/media/authors/voevodina-tat.jpg07.08.15.
domestic_lynx
Татьяна Воеводина
Окончила Московский институт иностранных языков по специальности «переводчик» и Московскую государственную юридическую академию со специализацией по гражданскому праву. Работала в Министерстве Внешней торговли, в Итальянско-российской торговой палате, в качестве представителя в Москве итальянской компании группы ФИАТ. С 1998 г. владелица и руководитель компании "Белый кот", специализирующейся на продаже изделий для экологически чистой уборки. Также  агробизнес в Сальском районе Ростовской области

http://www.museum-seversk.ru/static/thumbs/gallery/grant4/600x/uchashchiesya-gruppy-elektrikov-gptu-10-na-uroke-fiziki-1977-g.jpg

В августе, накануне учебного года, я традиционно пишу что-нибудь про образование. Продолжаю эту традицию.

Из огня да в полымя: мало, что леса горят и военные склады взрываются, теперь ещё и корабль на Байкале загорелся. Притом, говорят, судно недавно прошло ремонт и надлежащий техосмотр. Аварийность идёт по нарастающей. Кто-то мудрый говорил: у каждой аварии есть фамилия, имя, отчество. Это верно: за каждым несчастьем почти всегда кроется чьё-то разгильдяйство. Но даже найдя этого вредоносного разгильдяя, нельзя на этом останавливаться.

У каждой нынешней российской аварии помимо личной фамилии есть ещё и родовое имя. И имя это – деиндустриализация.

Пора наконец уяснить: индустрия – это не просто наличие на данной территории заводов и фабрик – это в первую очередь квалификация народа, его умелость, распространённость в нём технических навыков, наличие достаточно большой, умелой и уважаемой инженерной корпорации. Сегодня знающих инженеров недостаёт даже в космической отрасли. Но дело даже не в наличии тех или иных специалистов, хотя и в этом тоже, - дело в общей атмосфере в обществе, в его профессиональном составе, какие профессии уважаются, кем стремятся стать дети.

Инженеры ничего не смогут, если нет достаточного числа и квалификации техников, квалифицированных рабочих. Тех, других и третьих – надо готовить. Это – трудно, но насущно и неизбежно. Разбежались преподаватели, позакрывались ПТУ и техникумы или преобразовались в «колледжи», выпускающие кассирш и секретарш. Но в тридцатые годы тоже было нелегко, но ведь – сдюжили. Заведения среднего специального образования надо создавать при реальном производстве – как, собственно, всегда и было.

Сколько нужно техников – я не знаю. Мой отец, окончивший технический вуз в 1950 г. говорил, что по критериям тогдашнего производства на одного инженера должно приходиться три техника. Тут ещё важно уяснить, кто такой техник. Это вовсе не болван и неумеха, который не сподобился поступить в институт – это ценный специалист. Специалист практической направленности. Инженер, по замыслу, должен создавать что-то новое, а техник – решать практические производственные задачи. Я бывала на множестве итальянских фабрик – и не худшего разбора; так вот там практическими делами занимаются техники, а инженеров очень мало. Вообще, мне представляется, что для подавляющего большинства производимых в обществе работ требуются специалисты со средним специальным образованием. Да, собственно, подавляющее большинство население по своим умственным дарованиям на бОльшее и не способно. Когда высшее образование стало сначала очень распространённым, а потом и массовым – неизбежно понизилось его качество. Оно стало адаптироваться под массового школяра.

Кто такой квалифицированный рабочий – тоже понятно. Этот человек должен уважать себя, свой труд, своё положение. Они были у нас, в недостаточном количестве, но – были. Сейчас их стало ещё меньше. Если не восстановим эту профессиональную корпорацию – из отсталости не вылезем.

Но восстановить или открыть заново учебные заведения – это необходимо, но не достаточно. Надо одновременно недрогнувшей рукой закрыть то, что наоткрывали в последнее двадцатилетие – всю эту гуманитарную муру. Нужно решительно переориентировать наше образование всех ступеней на нужды индустрии, техники, практики. Но никто ни в какие ПТУ и техникумы не пойдёт, пока во множестве имеются всякого рода финансово-культурологические или лингвистико-политологические академии и университеты. Там можно бестревожно скоротать четыре-пять лет, снискать диплом государственного образца и дальше претендовать на табуретку в офисе. В сущности, большинство нынешних институтов – это институты продления счастливого детства, не более того. Плюс диплом, плюс отмазка от армии. Худо ли! Сегодня количество вузовских мест примерно равно количеству выпускников школ. То есть у каждого есть потенциальное место каком-нибудь международном университете экологического менеджмента.

Надо понимать, что пока есть такая лафа – народ массово в техникумы и ПТУ не повалит. Так вот и надо её прекратить! Можно админстративно-командным методом: просто закрыть. Можно рыночным манером, с экивоками: прекратить выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от армии – тогда они закроются сами. Но это всё детали; главное – чтобы этих заведений не было. Чтобы «юноша обдумывающий житьё» просто не имел соблазна посидеть пять лет, непринуждённо обучаясь чему-то занимательно-гуманитарному. Занимательно-гуманитарное – пожалуйста, в народный университет культуры в свободное время, а профессию получи нужную народному хозяйству. Давайте смотреть правде в глаза: если имеется возможность жить не напрягаясь – люди ею воспользуются. Учиться в гуманитарных заведениях (любых) несравненно легче и проще, чем в технических, так что при свободной конкуренции за абитуриентов – технические заведения в заведомом проигрыше. Так вот и надо гуманитарные заведения ликвидировать, оставив минимум миниморум. А то ведь смех да и только: на переводчиков спрос упал в разы, а учат на них едва ни в каждой подворотне. А кто такой политолог – это вообще загадка.

В техникумы надо принимать после 9-го (лучше бы 8-го) класса. Через четыре года выйдет годный работник. Люди смогут начать работать в 20, а не в 23 года. Сейчас это лишнее давление на рынок труда, но если начнём развиваться – дополнительные рабочие руки. Оптимально было бы вообще отменить старшие классы и всех обучать в средних специальных заведениях, а уже потом – с вузах. С учётом, понятно, полученных знаний и навыков. Этого одним махом не сделаешь, но стремиться, на мой взгляд, к этому нужно. Было бы очень полезно, чтобы все после 8-го класса уходили из школы и получали профессию – кто рабочего, кто техника, кто медсестры, кто воспитательницы детсада. А потом самые способные – шли бы в вузы. Кстати, и способности человека можно было бы лучше разглядеть.

Такое положение может быть достигнуто лет за пять. Надо сделать несколько простых шагов: закрыть гуманитарные заведения, открыть ПТУ и техникумы при предприятиях, при технических вузах. Всячески пропагандировать техническое образование. Когда ПТУ и техникумов будет достаточно – отменить старшие классы школ. Сегодня они пытаются дать какую-то специализацию, но у них нет для этого никаких возможностей. В сущности, последние два класса – это суетливая подготовка к ЕГЭ и возня с репетиторами. Это время молодой жизни можно использовать на пользу ученику и обществу.

При советской власти была сделана ошибка: в техникумы и ПТУ учеников – выгоняли. Ты – плохой, негодный: пойдёшь в техникум или ПТУ. Конечно, ему хотелось остаться в школе, к которой привык, где друзья, и всеми правдами и неправдами оставались. А если уйдут все – тут произойдёт естественное распределение по средним специальным учебным заведениям.

Позволить себе преобладание гуманитарных специалистов может только народ, на которого работают другие народы. Мы к таким не принадлежим. Значит, надо самим создавать и поддерживать свою техносферу, давно ставшую второй природой.
Техническое образование должны получать процентов 75 выпускников, мальчики – так ещё больше. Если этого не будет – худо нам придётся.

4 комментария:

  1. Один маленький такой вопрос...А где они работать будут?!Где те сотни предприятий где нужны рабочие, техники, инженеры?!У нас (если Вы не в курсе) заводы продолжают закрываться!А высококвалифицированные кадры с опытом работы идут в продавцы,сферу услуг и куда угодно....

    ОтветитьУдалить
  2. Несмотря на антироссийские санкции, в 2014 году России построено более 200 крупных производственных предприятий (120 — с нуля) стоимостью от 10 млн евро и выше каждое (по ценам начала 2014 года). В сумме за последние четыре года (2011—2014) в России открыто более 1000 крупных промышленных производств и еще примерно столько же более мелких заводов и цехов. В среднем с 2011 по 2015 год открывалось по пять производств и цехов в неделю, то есть новые открытия происходили в среднем каждый рабочий день. [http://sdelanounas.ru/blogs/60577/

    В дополнение к этому были построены многие сотни и тысячи объектов транспортной и прочей инфраструктуры. А сколько выживших и модернезирующихся предприятий времён "развитого социализма", а сельское хозяйство, транспорт, рыбопромысловый флот, коммуналка и т.д. Где кадры брать?

    ОтветитьУдалить
  3. Видно мы в разных странах живем!!! В моей стране, могу правда говорить о своем городе, миллионнике, за последние лет 5 закрылось три крупных завода , где работало около 10 тысяч человек, но что-то новых заводов не видно.

    ОтветитьУдалить
  4. Если перестать ГОВОРИТЬ о модернизации и начать эту самую модернизацию с планами (пятилетками) и ответственными лицами и организациями, то статья "не в бровь, а в глаз". А пока только говорильня,образование будет двигаться по маршруту А.Асмолова "Детство ради детства"...

    ОтветитьУдалить