среда, 19 августа 2015 г.

Куда исчезла Яресько?

Versii.com19.08.15
Егор Смирнов
Версии 

Куда исчезла Яресько? (обновлено)
Действительно, куда? Этот вопрос мне задал знакомый иностранный журналист. Точнее, он спросил: «А Яресько вернулась из Америки?». И добавил «Может, она в отпуске?». Сначала меня позабавил интерес коллеги к перемещениям нашего министра финансов. Но потом стало очевидно, что вопрос не шуточный. Пани Наталия и в самом деле не появлялась на публике и даже в Facebook c того момента, как отбыла в Сан-Франциско. И даже презентацию налоговой реформы проводили ее советники...

С женщинами такое бывает. Они исчезают на какое-то время, потом появляются снова. С Юлией Тимошенко случались подобные метаморфозы. После них она выходила на ток-шоу посвежевшая, помолодевшая, с явными признаками косметического вмешательства на лице.

Виктор Ющенко, помню, тоже ненадолго исчез во время избирательной кампании 2004-го. А потом началось самое громкое детективное шоу в истории независимой Украины: прыщи, диоксин, плов у Сацюка, австрийская клиника и... первый, «оранжевый» майдан.

Но все это аналогии, которые лишь в общих чертах совпадают с нынешним загадочным исчезновением Яресько. Последняя весточка от нее была получена в прошлую пятницу и размещена на сайте Минфина лаконичной (очень лаконичной) фразой: «Українська делегація та Спеціальний комітет кредиторів провели детальні дискусії у Сан-Франциско. Переговори продовжуються».

Не спорю, что краткость – сестра таланта. Но, согласитесь, эта телеграфная строка скорее напоминает бюллетень о здоровье, чем сообщение о ходе важных для Украины переговоров. Надо понимать, что все мы тут волнуемся. И не зря.

Как и предсказывали «Версии», тактика принуждения кредиторов Украины к уступчивости путем запугивания их мораторием на выплаты, дефолтом, российской агрессией и гневом Обамы не возымела никакого эффекта. Крупнейшие финансовые воротилы мира не поддались на шантаж страны, бюджет которой равен незначительному проценту их активов, и проявили стойкость, граничащую с упрямством.

Когда вероятное стало очевидным, даже МВФ смирился с ситуацией и выдал нам транш кредита без выполнения предварительного требования о реструктуризации долгов, о чем он твердил с мая месяца. Более того, дедлайн реструктуризации, который и так постоянно сдвигался – с июня на июль, с июля на август, а теперь уже на сентябрь, объявили несущественным. Появились комментарии, что переговоры не обязательно завершать до сентября, когда нас ждет выплата процентов по купонам в размере полумиллиарда. Наоборот, лучше затянуть их до декабря – момента наступления платежа по возврату $3 млрд. долга России. А потом перенести на следующий год, чтобы этот долг не платить.

В общем, комментарии появились разные. Не было только одного – внятного и конкретного от министра финансов Натальи Яресько. Ну, может, это так и надо – перестать озвучивать переговорный процесс. Деньги, как известно, любят тишину.

Но тогда зачем было поднимать этот «крик» в прессе? Описывать каждый наш шаг, каждое требование к противоположной стороне? Вот мы им письмо направили, а они нам ответили. Мы их напугали – они нас послали. Мы хотим списания 40%, они согласны на 5%. Кто спасет Украину? И не логичнее ли договориться о 20% – ни вашим, ни нашим? А так приучили общественность к публичности переговорного процесса с кредиторами, и теперь у нее (общественности) синдром неудовлетворенного любопытства: «четамвСанФранциско?».

Но из Сан-Франциско Наталья Яресько, по слухам, уже отбыла. Куда – непонятно. То ли в Киев, то ли в отпуск (хотя про отпуск ничего не было сказано). Налоговую реформу презентовала ее заместительница – Елена Макеева. Прокомментировал советник – экс-министр финансов Словакии Иван Миклош.

Сама Яресько отреагировала на презентацию реформы утренним постом в Facebook, который (и это очевидно) написан не ее рукой и облечен в форму «огрызка» философской мысли.
(Для тих, хто низрозуміє - перевод под текстом)

«Наразі наше суспільство все активніше обговорює можливі та важливі напрямки майбутньої податкової реформи, над якою працює зараз Цільова команда реформ, яку очолюю я як міністр фінансів.

Часом виглядає так, що дискусія щодо реформи зводиться здебільшого до ставок кількох податків. Звичайно, зниження деяких з них, перш за все ЄСВ, є дуже важливою складовою майбутньої реформи – і ми наразі прораховуємо варіанти, яке саме зниження, що дозволить значно знизити податковий тиск на зарплати, ми зможемо запропонувати нашому суспільству.

Водночас, на наш погляд, насправді податкова реформа – це дещо значно більше, ніж просто ставки кількох податків. Задля того, аби показати, які ЩЕ проблеми та питання має вирішувати реформа, ми підготували спеціальну презентацію, що так і називається "Податкова реформа – не лише про ставки податків" (читайте за посиланням). Лише реформа, що відповідає на всю сукупність питань, що справді тривожать бізнес, може допомогти Україні дійсно спростити податкове поле та покращити інвестиційний клімат.

Важливе зауваження: ця презентація НЕ є проектом податкової реформи; вона підіймає лише кілька важливих питань, що випадають з загальної дискусії про реформу».


Перевод для москалей


«Сейчас наше общество все активнее обсуждает возможные и важные направления будущей налоговой реформы, над которой работает сейчас целевая команда реформаторов, которую возглавляю я как министр финансов.
Иногда это выглядит так, что дискуссия по реформе сводится в основном к ставкам нескольких налогов. Конечно, снижение некоторых из них, прежде всего ЕСВ, является очень важной составляющей будущей реформы - и мы сейчас просчитываем варианты, какое именно снижение позволит значительно снизить налоговое давление на зарплаты,  и что, мы сможем предложить нашему обществу.
В то же время, на наш взгляд, на самом деле налоговая реформа - это нечто гораздо большее, чем просто ставки нескольких налогов. Для того, чтобы показать, какие ЕЩЕ проблемы и вопросы должна решать эта реформа, мы подготовили специальную презентацию, которая так и называется "Налоговая реформа - не только о ставках налогов" (читайте по ссылке). Только реформа, отвечает на всю совокупность этих вопросов, которые действительно тревожат бизнес, но должны помочь Украине действительно упростить налоговое поле и улучшить инвестиционный климат.
Важное замечание: эта презентация не является проектом налоговой реформы; она поднимает лишь несколько важных вопросов, которые выпадают из общей дискуссии о реформе ».


Что она хотела этим сказать? Что не согласна с содержанием идей? Что это не ЕЕ реформа, хотя она и возглавляет так называемую целевую группу? Это желание дистанцироваться от того, что делает ее заместитель или, наоборот, попытка засвидетельствовать свое участие в процессе? Это означает, что она готова к отставке в рамках анонсированного осеннего переформатирования правительства? Или затихла перед назначением на место Яценюка, которого, по слухам, перекинут на Нацбанк?

Гадать на кофейной гуще можно долго.

P.S. Когда материал уже был опубликован, появился комментарий заместителя министра финансов Игоря Уманского, что Яресько покинула США еще 16 августа и продолжит переговоры по Skype. При этом он не уточнил, вышла ли она на работу. Не удалось получить ответ на этот вопрос и во время просмотра прямой телетрансляции заседания Кабмина. Объектив телекамеры ни разу не поймал знакомое лицо шефа Минфина. Местонахождение Яресько для автора все еще остается загадокой...
Егор Смирнов
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий