06.10.15
Ольга Трофимова - филолог-русист, специалист по древнерусской литературе и по по древнерусскому языку, критик и культуролог.
Кто о чем думает, а я вот — о наших оппозиционерах.
Я бы и рада о них не думать, но как-то уж очень их много в информационном пространстве и уж очень они докучливы. Беда в том, что докука от них удивительно однообразная: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституций, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать». Парой фраз сатирический гений М. Е. Салтыкова-Щедрина запечатлел основную беду «культурных людей» старой России — неполную их вменяемость, когда умственные порывы то и дело смешиваются с желудочными соками и приправляются нутряной агрессивностью. Гремучая получается смесь!
Полтора столетия прошло, а ничего не поменялось. Новые российские «культурные люди» демонстрируют все те же внезапные озарения ума, которые чудесным образом сочетаются с панихидами «живота скорбящего» по хамону-пармезану и сдобрены изрядной порцией гремучего яда нетерпимости.
Спору нет, некоторые из докучливцев имели отношение к культуре, да только вся их культурность кончилась, когда доходы пошли на убыль и запел желудок. И добро бы голод в лихую годину, так нет же: вместо мяса австралийских и новозеландских бычков в ресторанах стали подавать липецкое мясо. Вообразите себе: ли-пец-ко-е! Слово-то какое липкое, посконное, домотканое, срам один! Культурный человек его без гримасы произнести не может, а есть такое мясо и вовсе подавится.
Культурному человеку подавай Европу, чтобы поехать в страну Старого Света и испытать непременное кулинарное унижение и весьма этому обрадоваться. Вот, к примеру, злополучный «хамон» — волшебное слово, волшебное! Не то, что какой-нибудь тамбовский окорок, о котором, как о и Тамбове, подумать страшно. Имя последнего и произносить-то не хочется, какие уж там окорока…
Странным образом культурность не ассоциируется ни с Русью, ни с Россией. Родиться в России — истинное несчастие для «культурного человека». Не зная и не желая знать собственной, чрезвычайно богатой культуры, он тянется к сосцам любой иной страны, абы токмо не удушливая Родина, где Тамбов и Липецк, Ростов и Владимир, Тверь и Кострома…
От России «культурному человеку» душно, ведь его научили, что в государстве российском из года в год — начиная с той поры, когда славяне вышли из-под сумрачных сводов древних лесов — процветало загадочное тысячелетнее рабство (кстати, что это?). И потому культуроносец терзается и томится, желая стать сыном любой другой страны, пусть мелкой и неказистой, но чтобы подальше от местных палестин. Здесь – jamais!
Здесь никогда не будет цивилизации, здесь все статьи об успехах российских — лживые и проплаченные, потому что в России, от России и из России a priori не может быть ничего хорошего. Такие пропагандистские статьи пишут прокремлевские журналисты, прикованные за ногу к батарее в многообширном кабинете Дмитрия Пескова, и страшно даже подумать, как много еще других работников пера мучает кремлевская машина, заставляя их идти против совести! О, этот страшный Кремль, ледяное мертвилище честных людей, что смело взяли на себя обязательство быть умом, честью и совестью нации! (В скобках помечу: никто их не выбирал, в основном мы видим самовыдвиженцев. Может быть, карету им, карету и пармезану на ход ноги?.. Зачем мучиться и жить там, где жить невозможно? Не разумнее ли предоставить это гиблое дело русским и иже с ними? Они «привыкшие».) Месяц за месяцем идут в непрерывной борьбе и в невозможном страдании «культурных людей». Окормляемые им массы уже успели прельститься, обольститься, разочароваться и призадуматься.
Общество, которое в девятнадцатом веке назвали бы народом, в веке нынешнем вовсе не является коллективным дитятею, нуждающимся во вразумлении, но исполняет роль коллективного разума. И разум сей видит новые, все более дивные дивы, от которых хоть стой, хоть падай, хоть рыдай рыдьмя, хоть хохочи дурниною. Вот один деятель от культурки пишет, что стесняется признаваться в Европе, что он русский. Другой высококультурный пишет, что он – особь статья, а противостоящее ему общественное множество – не совсем люди (ободрать их! ободрать до мяса! ободрать!!!). Третью страдалицу тошнит после посещения московской ярмарки меда и варенья — что за дрянь предлагают эти типические обитатели страны? Они варенье варят! И, не дай Бог, картошку и морковь выращивают на дачах, и огурцы, и кабачки, какое скотство для культурного человека…
Околосознательное «культурных людей» описал Виктор Ерофеев в статье с удивительно обнажающим названием — «Как тут жить дальше?». В ней стоголосо вопиют ко аду сотни голосов, ибо вдруг стало ясно, что те, кто мнил себя солью общества, есть нечто иное, куда менее важное и нужное, чем соль (вписать потребное!). Страдания «культурных людей» отчасти понятны: русский (да и любой другой народ) — отнюдь не песни при луне, но тяжелый труд, который для трудящихся оборачивается по-разному: так, моего прадеда подняли на вилы за любовь к просвещению, что отнюдь не мешает мне заниматься просветительством двадцать с лишним годков.
Страдания понятны, но нельзя же десятки лет числить народ недоростком и уж тем более его выкидывать с корабля современности, потому что негодное попалось население, граждански неверно сознательное, в половом вопросе консервативное, страну свою любящее и желающее ей процветания и счастия. Сплошной архаизм, а не народ! Однако, если народ архаичен, то оппозиция просто безнадежно устарела — в рамках скоротекущего постмодерна. Вот еще вчера пели и плясали и залы собирали, а нынче что? Нынче на эстраде стареющие ветераны, для которых самая лучшая характеристика — БЫВШИЕ.
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов, бывший олигарх Михаил Ходорковский, бывший великий шахматист Гарри Каспаров, бывший монструозный борец с режимом Алексей Навальный, бывшая звезда светских хроник Божена Рынска, бывшая востребованная телеведущая Ксения Собчак, бывшие писатели Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Юлия Латынина и Борис Акунин… Спору нет, они еще печатаются и мелькают в телевизоре. Да только интерес к ним гаснет. Что-то в наших публичных оппозиционерах попортилось и даже изгнило, потому что они оторвались от почвы родимой. Скверно, когда там, где у любого нормального человека «Родина», — слепое пятно.
Мало того, что нынешние «культурные люди» не любят свою страну (понятия «Родина» и «Отечество» для них и вовсе звук пустой!), не любят и не трудятся для нее, так они еще и воюют с нею! И если проблески ума в публичных персонах оппозиции еще встречаются, то о вменяемости давно пора забыть. Cognitive blindness (когнитивная слепота) разрушает нашу оппозицию, и я не знаю, чем им помочь.
Разве что из Салтыкова еще одну цитату дам: «Да, плох ты, культурный человек! совсем никуда не годишься! Никто с тобой не разговаривает, везде тебя обносят, жене твоей подлости в уши нашептывают… скучно, друг! И дома у тебя тоска, и в клубах твоих тоска, а в собраниях твоих (бывших палладиумах твоих вольностей) — жгучее, надрывающее запустение царствует. Не метено, не чищено, сыро, угарно, но… рапортуй, мой друг, рапортуй!»
И они рапортуют. Только кому и куда?
Ольга Трофимова - филолог-русист, специалист по древнерусской литературе и по по древнерусскому языку, критик и культуролог.
Кто о чем думает, а я вот — о наших оппозиционерах.
Я бы и рада о них не думать, но как-то уж очень их много в информационном пространстве и уж очень они докучливы. Беда в том, что докука от них удивительно однообразная: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституций, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать». Парой фраз сатирический гений М. Е. Салтыкова-Щедрина запечатлел основную беду «культурных людей» старой России — неполную их вменяемость, когда умственные порывы то и дело смешиваются с желудочными соками и приправляются нутряной агрессивностью. Гремучая получается смесь!
Полтора столетия прошло, а ничего не поменялось. Новые российские «культурные люди» демонстрируют все те же внезапные озарения ума, которые чудесным образом сочетаются с панихидами «живота скорбящего» по хамону-пармезану и сдобрены изрядной порцией гремучего яда нетерпимости.
Спору нет, некоторые из докучливцев имели отношение к культуре, да только вся их культурность кончилась, когда доходы пошли на убыль и запел желудок. И добро бы голод в лихую годину, так нет же: вместо мяса австралийских и новозеландских бычков в ресторанах стали подавать липецкое мясо. Вообразите себе: ли-пец-ко-е! Слово-то какое липкое, посконное, домотканое, срам один! Культурный человек его без гримасы произнести не может, а есть такое мясо и вовсе подавится.
Культурному человеку подавай Европу, чтобы поехать в страну Старого Света и испытать непременное кулинарное унижение и весьма этому обрадоваться. Вот, к примеру, злополучный «хамон» — волшебное слово, волшебное! Не то, что какой-нибудь тамбовский окорок, о котором, как о и Тамбове, подумать страшно. Имя последнего и произносить-то не хочется, какие уж там окорока…
Странным образом культурность не ассоциируется ни с Русью, ни с Россией. Родиться в России — истинное несчастие для «культурного человека». Не зная и не желая знать собственной, чрезвычайно богатой культуры, он тянется к сосцам любой иной страны, абы токмо не удушливая Родина, где Тамбов и Липецк, Ростов и Владимир, Тверь и Кострома…
От России «культурному человеку» душно, ведь его научили, что в государстве российском из года в год — начиная с той поры, когда славяне вышли из-под сумрачных сводов древних лесов — процветало загадочное тысячелетнее рабство (кстати, что это?). И потому культуроносец терзается и томится, желая стать сыном любой другой страны, пусть мелкой и неказистой, но чтобы подальше от местных палестин. Здесь – jamais!
Здесь никогда не будет цивилизации, здесь все статьи об успехах российских — лживые и проплаченные, потому что в России, от России и из России a priori не может быть ничего хорошего. Такие пропагандистские статьи пишут прокремлевские журналисты, прикованные за ногу к батарее в многообширном кабинете Дмитрия Пескова, и страшно даже подумать, как много еще других работников пера мучает кремлевская машина, заставляя их идти против совести! О, этот страшный Кремль, ледяное мертвилище честных людей, что смело взяли на себя обязательство быть умом, честью и совестью нации! (В скобках помечу: никто их не выбирал, в основном мы видим самовыдвиженцев. Может быть, карету им, карету и пармезану на ход ноги?.. Зачем мучиться и жить там, где жить невозможно? Не разумнее ли предоставить это гиблое дело русским и иже с ними? Они «привыкшие».) Месяц за месяцем идут в непрерывной борьбе и в невозможном страдании «культурных людей». Окормляемые им массы уже успели прельститься, обольститься, разочароваться и призадуматься.
Общество, которое в девятнадцатом веке назвали бы народом, в веке нынешнем вовсе не является коллективным дитятею, нуждающимся во вразумлении, но исполняет роль коллективного разума. И разум сей видит новые, все более дивные дивы, от которых хоть стой, хоть падай, хоть рыдай рыдьмя, хоть хохочи дурниною. Вот один деятель от культурки пишет, что стесняется признаваться в Европе, что он русский. Другой высококультурный пишет, что он – особь статья, а противостоящее ему общественное множество – не совсем люди (ободрать их! ободрать до мяса! ободрать!!!). Третью страдалицу тошнит после посещения московской ярмарки меда и варенья — что за дрянь предлагают эти типические обитатели страны? Они варенье варят! И, не дай Бог, картошку и морковь выращивают на дачах, и огурцы, и кабачки, какое скотство для культурного человека…
Околосознательное «культурных людей» описал Виктор Ерофеев в статье с удивительно обнажающим названием — «Как тут жить дальше?». В ней стоголосо вопиют ко аду сотни голосов, ибо вдруг стало ясно, что те, кто мнил себя солью общества, есть нечто иное, куда менее важное и нужное, чем соль (вписать потребное!). Страдания «культурных людей» отчасти понятны: русский (да и любой другой народ) — отнюдь не песни при луне, но тяжелый труд, который для трудящихся оборачивается по-разному: так, моего прадеда подняли на вилы за любовь к просвещению, что отнюдь не мешает мне заниматься просветительством двадцать с лишним годков.
Страдания понятны, но нельзя же десятки лет числить народ недоростком и уж тем более его выкидывать с корабля современности, потому что негодное попалось население, граждански неверно сознательное, в половом вопросе консервативное, страну свою любящее и желающее ей процветания и счастия. Сплошной архаизм, а не народ! Однако, если народ архаичен, то оппозиция просто безнадежно устарела — в рамках скоротекущего постмодерна. Вот еще вчера пели и плясали и залы собирали, а нынче что? Нынче на эстраде стареющие ветераны, для которых самая лучшая характеристика — БЫВШИЕ.
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов, бывший олигарх Михаил Ходорковский, бывший великий шахматист Гарри Каспаров, бывший монструозный борец с режимом Алексей Навальный, бывшая звезда светских хроник Божена Рынска, бывшая востребованная телеведущая Ксения Собчак, бывшие писатели Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Юлия Латынина и Борис Акунин… Спору нет, они еще печатаются и мелькают в телевизоре. Да только интерес к ним гаснет. Что-то в наших публичных оппозиционерах попортилось и даже изгнило, потому что они оторвались от почвы родимой. Скверно, когда там, где у любого нормального человека «Родина», — слепое пятно.
Мало того, что нынешние «культурные люди» не любят свою страну (понятия «Родина» и «Отечество» для них и вовсе звук пустой!), не любят и не трудятся для нее, так они еще и воюют с нею! И если проблески ума в публичных персонах оппозиции еще встречаются, то о вменяемости давно пора забыть. Cognitive blindness (когнитивная слепота) разрушает нашу оппозицию, и я не знаю, чем им помочь.
Разве что из Салтыкова еще одну цитату дам: «Да, плох ты, культурный человек! совсем никуда не годишься! Никто с тобой не разговаривает, везде тебя обносят, жене твоей подлости в уши нашептывают… скучно, друг! И дома у тебя тоска, и в клубах твоих тоска, а в собраниях твоих (бывших палладиумах твоих вольностей) — жгучее, надрывающее запустение царствует. Не метено, не чищено, сыро, угарно, но… рапортуй, мой друг, рапортуй!»
И они рапортуют. Только кому и куда?
Комментариев нет:
Отправить комментарий