Наблюдая за конфликтом министра МВД и губернатора Одессы, украинцы больше всего хотели отставки главы правительства. Потому что за четверть века независимости они уже смирились с коррупцией, уже привыкли к хамским выходкам власть имущих, однако они не могут бесконечно «затягивать пояса», при этом даже не понимая, ради чего именно они терпят такие лишения.

Реформа полиции или обещания безвизового режима малоинтересны населению страны, где средняя зарплата составляет менее 200 долларов, а безработица превышает 25%. Большинство украинцев хотят сейчас одну-единственную главную реформу: чтобы их доходов хватало не только на хлеб и квартплату. А именно этого не может, даже просто не хочет им дать правительство, сознательно заморозившее зарплаты и пенсии и сознательно повышающее тарифы. То, что было анонсировано в начале 2014 года как эпоха перемен, теперь больше напоминает очередную провалившуюся «перестройку», только вместо тотального дефицита товаров у нас тотальный дефицит денег - и снова для простых людей. Украинская власть постепенно превращается в коллективного Горбачева, и очень скоро её тоже начнут просто ненавидеть.

Два последних публичных скандала, освещенных в СМИ, – попытка выноса Яценюка за причинное место и перепалка Саакашвили с Аваковым – красноречиво продемонстрировали, что симпатии большинства избирателей на стороне тех, кто бросает подобные вызовы правительству. Свергнут ли его снизу или снимут сверху – украинцы в большинстве своем это одобрят. И это дает хороший карт-бланш тем, кто в этом заинтересован…

Хроники Макбета

Объяснять случившееся на заседании Национального совета реформ (какая ирония) одной только грызней за места у корыта с миллиардами было бы, пожалуй, необъективно. Безусловно, наружу выплеснулись эмоции высокопоставленных чиновников, наступивших друг другу на интересы. И в сегодняшней Украине скрыть эти интересы практически невозможно: информация сливается и случайно, и специально, публикуется в блогах, обсуждается интернет-сообществом, обрастает домыслами и комментариями. Такова особенность современного медиа-пространства, вышедшего из-под тотального контроля владельцев зарегистрированных СМИ. Сейчас именно оно формирует политическое мнение у большинства «продвинутых» украинцев, сменивших кабельное ТВ на wi-fi и планшеты. Остальные, по старинке, еще верят новостям из телевизора.

Однако украинская политика - это не только борьба за деньги, но и борьба за власть. Не просто за хлебные места для себя и своих людей, не просто как инструмент достижения целей, но и за саму власть, являющуюся таким же фундаментальным вожделением хомо сапиенса, как секс и хорошая еда. Может быть, поэтому у нас политики, ставшие президентами и добившиеся почти неограниченной власти (Кучма, Ющенко, Янукович), становились такими умиротворенными, разводили пчел и страусов?

Что ж, нынешнему Гаранту до умиротворенности пока еще далеко, поскольку борьба за власть на украинском олимпе продолжается, и сейчас она дошла, можно сказать, до своего финала. Но давайте вспомним, как всё это происходило.

Февраль-март 2014 года: президент Янукович свергнут, парламентское большинство и правительство регионалов разбежалось. Однако все понимают, что регионалы могут вновь вернуться во власть, законным и демократическим путем, как они сделали это в 2010 году. Переформатироваться, найти нового лидера вместо сбежавшего Януковича и пойти на выборы под лозунгами «Нет переворотам, нет разрухе!». И они гарантированно получили бы голоса большинства населения Юго-Востока. И что же происходит? Словно по какому-то сговору из игры выводится сначала Крым (почти 2 миллиона избирателей ПР и КПУ), а затем Донбасс (больше 4 миллионов избирателей ПР и КПУ). При этом новая власть в Киеве не особенно-то и борется с аннексией и сепаратизмом, хотя могла бы при желании задушить всё это в корне (как в Харькове), словно позволяя им состояться. Итог: главное электоральное поле оппонентов «политиков Майдана» ликвидировано, и теперь никакой «реванш» на уровне центральной власти невозможен.

Лето 2014-го: начинается политическое и юридическое уничтожение КПУ под лозунгами «декоммунизации» и вообще левой идеологии. Весьма предусмотрительный шаг в стране, в которой уже началась инфляция, пошли верх цены, были объявлены планы повышения тарифов – всё то, на чем раньше всегда вырастал рейтинг Компартии. А теперь её просто убрали!

Осень 2014-го: первые схватки Банковой с Коломойским (читай – Порошенко с Коломойским). Один из главных спонсоров Майдана не вошел в новую центральную власть лично, хотя и контролировал несколько партий и важных персонажей. Влияние Коломойского было таким, что он вел себя как независимый феодал и альтернативный правитель страны. Но Банковая взяла верх: Коломойский оставил пост губернатора и убыл в неизвестном направлении, а добробаты, называемые его «частной армией», были подчинены МВД и ВСУ. Нет, империя Коломойского не исчезла, просто она перестала быть таким ярко выраженным государством в государстве.

Зима-весна 2015-го: открытие множества сенсационных уголовных дел против командиров и военнослужащих добробатов. «Репрессии» затронули и батальоны, сформированные активистами «Правого сектора», Радикальной партии и «Свободы», нанося удар по «штурмовикам» этих политических партий. В итоге «патриоты» перестали регулярно грозить приехать в Киев и устроить третий Майдан, фактор добробатов был выведен за рамки политической борьбы.

Лето-осень 2015-го: происходят события в Мукачево, затем гремит взрыв под Верховной Радой, потом происходит публичный арест депутата Мосийчука. Все три события дискредитируют, по очереди, «Правый Сектор», «Свободу» и Радикальную партию в глазах общественности, дают повод для жесткого прессинга этих партий СБУ и Генпрокуратурой и наносят им удар, от которого они до сих пор не могут оправиться. Итог: эти союзники Порошенко и Яценюка по Майдану, которые перешли в оппозицию к власти, внезапно прекратили свою бурную политическую деятельность. Да, они еще выискивают и ломают последние памятники Ленину, они борются с «ватниками» и «коммуняками», они активно участвовали в местных выборах – но они больше не пытаются атаковать Банковую и Кабмин. Умолкли, как по команде…



Не только бизнес

Казалось бы, после этого у власти осталась монолитная коалиция, не подвергаемая более угрозе отставок, досрочных выборов и майданов. Но глубокие сомнения в её монолитности возникли уже с началом бурной деятельности приглашенного в страну Михаила Саакашвили на посту губернатора Одесской области. Его довольно неумелые и даже театральные антикоррупционные наезды мешали бизнесу не только тамошних местных кланов экс-регионалов, присягнувших в лояльности новой власти, но и людям, непосредственно связанными с правительством и парламентским большинством.

Однако было понятно, что ставленник Порошенко вряд ли будет делать что-то против интересов того, кто его туда назначил. В этом случае сменить губернатора Петру Алексеевичу – раз плюнуть, тем более губернатора не из местных. Кстати, нужно подчеркнуть, что назначать губернаторами «гастролеров», то есть людей, не имеющих связи с местными мафиями, стало фишкой нынешнего президента. Это, в общем-то, разумное решение, поскольку альтернативой этого в Украине является назначение губернаторов из местных олигархов, то есть фактическая легализация феодальных вотчин.

Но беда в том, что любые кадровые перестановки в украинской коррупционной системе традиционно завязаны на переделе ресурсов и потоков, на расстановке своих людей и вытеснении чужих. Поэтому что бы там ни было на самом деле, но Саакашвили в кресле одесского губернатора смотрится человеком, присланным разрушить чужой «бизнес». Точнее, бизнес местных, поскольку предполагаемый (по слухам) одесский бизнес сидящих в правительстве «неприкасаемых» получил лишь легкий испуг и был просто переведен в другие города - как говорится, одним росчерком пера.

И всё же на Саакашвили нешуточно осерчали, и вряд ли только из-за дележа Одесского припортового. Думается, что речь идет о заключительном этапе концентрации власти в руках Банковой, после чего у руля державы останется только один. Не обязательно один человек, ведь Порошенко пока не проявил диктаторских способностей. Это может быть одна команда, один клан, одна партия – что-то вроде регионалов в 2010-2013 гг. Сейчас же страной управляет «монолитная» коалиция.

Публичный скандал на Национальном совете реформ очень ярко, как осветительная ракета, обозначил её раскол. Яценюк, поддержавший Авакова в наезде на Саакашвили. Летящий стакан (надо же додуматься швырнуть стеклотару в человека!) в направлении сидящих рядом Саакашвили и Кужель – последняя только полтора месяца назад уже получала бутылкой по голове от еще одного лидера «Народного фронта» Тетерука. И тихо наблюдающий за этим президент Порошенко, являющийся непосредственным шефом Саакашвили. Точнее будет даже так: Саакашвили, являющийся человеком Порошенко.

Возникают два закономерных вопроса. Первый: почему кабминовская команда «Народного фронта» с такой злостью ругалась с Саакашвили, но не подняла хвост на Порошенко? Ну да, он президент, но всё же Саакашвили – лишь орудие в его руках. Второй вопрос: почему именно Аваков, а не Яценюк, случайной ли была его ссора с Саакашвили?

Что ж, ответим на первый: фактически коалиции уже нет, остался какой-то «договорняк», который трещит по швам и держится только на каких-то известных только его участникам гарантиях. Но то, что он трещит и разваливается, красноречиво говорит о том, что эти гарантии обходят. Например, с помощью «грузинской команды». Однако если стороны пойдут сейчас друг на друга в штыковую, то это закончится публичным политическим кризисом и досрочными выборами. При этом не нужно быть пророком, чтобы предсказать поражение на этих выборах «Народного фронта». С последующим уходом из Кабмина Яценюка, Авакова и всей их команды. С последующим уходом с хлебных должностей по всей стране всех их людей или их перехода в БПП.

Ответ на второй вопрос: разумеется, сама ссора между Аваковым и Саакашвили, с оскорблениями и метанием посуды, была случайным следствием неумения горячих кавказских парней держать языки за зубами. Но конфликт между ними в целом, думается, не случаен. Дело в том, что Аваков видится одной из последних возможностей «Народного фронта» задержаться у руля Кабмином еще на пару лет.



Полицмейстер-реформатор против украинского Навального

Изначально шансы команд Яценюка и Порошенко прийти к монополии на власть были почти равны, однако правительство умудрилось настроить против себя почти всех украинцев. В первую очередь это касается премьера Яценюка, с его «реформами» экономики, доведшими большинство населения до того самого «зубожіння». Собственно говоря, Яценюк – это камень, тянущий «Народный фронт» на дно. И не только свою партию, но и правительство, и всю коалицию вместе с президентом. Поэтому отставка Яценюка сегодня - это не только вопрос борьбы команды Порошенко за монополизацию власти, это вообще способ удержаться у власти. Отсечь этот тянущий вниз камень, заодно сбросив на него политическую (а может, и уголовную) ответственность и за другие проблемы в Украине.

Заявления о том, что Яценюк - это протеже США и без него Запад перестанет оказывать Украине поддержку и давать кредиты, просто отчаянные вопли идущего на расстрел (образно говоря). Всем понятно, что Вашингтон старается контролировать Украину через некоторых политиков, которым он помог прийти к власти и на «шалости» которых он закрывает глаза. Вот только не нужно путать ставленников и «кумовьев», это две огромные разницы! Это по украинским политическим традициям кума пристраивают на хлебное место и всячески ограждают его от всех неприятностей – ведь он же кум, почти родня! Для американского Госдепа никаких кумовьев не существует, а ставленники вполне заменимы, потому что Госдеп защищает интересы США в Украине, а не интересы Яценюка, или Саакашвили, или Порошенко. Не справился с работой – уступи место другому!

Хотя, конечно, можно предположить, что и в Госдепе есть коррупция. Думается, что это может быть причиной того, что американцы так долго тянут с очевидным решением, хотя их аналитики уже давно просчитали ситуацию в Украине. Отставка Яценюка – это возможность снизить градус гражданского недовольства и укрепить авторитет власти (Банковой). Причем существует вариант, который, на взгляд американцев, мог бы устроить всех, за исключением Арсения Петровича: назначение премьером кого-то другого от «Народного фронта». Например, того же Авакова.

Почему нет? Из всего нынешнего правительства только Арсен Аваков, севший в кресло главы МВД еще при «хунте» (27 февраля 2014 года), сохранил какой-то положительный рейтинг у части украинцев. По крайней мере, он сделал себе имидж защитника отечества от сепаратистов и великого реформатора МВД. Разумеется, это спорный имидж: есть вопросы, почему орлы Авакова не защитили Донбасс, какие реальные положительные итоги принесла трансформация милиции в полицию? Но всё же сейчас Аваков самый популярный политик «Народного фронта» - на фоне своих соратников с почти нулевым рейтингом.

Добавим: он популярнее и Натальи Яресько, которая могла бы стать кандидатом на пост премьера от «Самопомочи». Но она не может быть даже запасной кандидатурой от США, поскольку возглавляет Министерство экономики и в глазах украинцев несет ответственность за экономические проблемы наравне с Яценюком. Вряд ли может претендовать на это место и не имеющий вообще никакого имиджа Климкин.

Зато у Авакова есть сильные конкуренты со стороны Банковой, и среди них – его лучший «друг» Михаил Саакашвили. Человека, который девять лет был президентом и провел довольно-таки грандиозные реформы, не стоит воспринимать иронически, даже если он жевал галстуки. Напротив, губернаторское кресло ему явно тесновато, даже если речь идет об Одессе: Саакашвили может развернуться на всю страну! Трудно сказать, какой реформатор из него лично, зато он хороший публичный политик и оратор и может только возглавлять команду реформаторов (и слушать кураторов), заодно беря на себя функции «бульдозера». Именно поэтому он хороший кандидат именно в премьеры, а не в вице-премьеры, как считают некоторые.

У Саакашвили есть ещё два плюса, делающих его шансы на премьерство довольно высокими. Во-первых, он действительно политический «гастролер», у него нет в Украине ни своего клана, ни своего большого бизнеса и сети нужных связей. Такой премьер будет полностью зависимым от того, кто его назначит, и очень сговорчивым тоже. А это устроило бы и Вашингтон, и Банковую. К тому же, не будучи членом какого-то украинского клана, чужаком, его назначение вызовет меньшую обиду у других кланов и группировок.

Во-вторых, за время своего недолгой работы в Украине Саакашвили уже успел сколотить себе положительный имидж у украинцев. Для этого оказалось достаточным лишь громко разоблачать коррупцию, причем даже не столько в центральных СМИ, сколько в интернете, в блогах. Таким образом Саакашвили разыграл роль эдакого украинского Навального.

А «эффект Навального» в украинских условиях работает очень хорошо. Ведь речь идет не только о тех украинцах, чьи надежды на перемены не оправдались. Граждане, недовольные Майданом и «правительством реформаторов», тоже никуда не делись, а это почти половина Украины. Их даже становится все больше и больше. Но теперь у них нет политиков, которые бы могли хотя бы использовать их недовольство, поместив его на свои партийные лозунги. У них нет оппозиционных СМИ, которые бы писали об их реальных жизненных проблемах, а не рассусоливали о дате принятия Украины в ЕС. У них теперь нет даже организаторов митингов старушек из КПУ, потому что Компартию разгромили и запретили. Всю недовольную часть украинского общества просто лишили голоса впервые за историю независимой Украины. И поэтому эти украинцы симпатизируют тому, кто имеет возможность громко, на всю страну выступать против власти. Хотя бы только обвиняя её в коррупции. Хотя бы против правительства, пусть даже являясь при этом губернатором.

Вот почему по всем опросам, в его скандале с Аваковым, большинство громадян симпатизировали Саакашвили. Поэтому и его назначение премьером вызвало бы у избирателей большее ободрение, чем кандидатура Авакова. А это был бы плюс уже президенту, не говоря уже о том, что сама отставка Яценюка еще больше подняла бы рейтинг Порошенко. Правда вот, надолго ли? Пройдет год, проблемы не разрешатся – и украинцы задумаются о том, что менять нужно не только правительство…