четверг, 19 мая 2016 г.

Л. Радзиховский. Ни доблести, ни подвигов, ни славы: в России закончилась большая политика

http://um.plus/2016/05/19/ni-doblesti-ni-podvigov-ni-slavy/ https://a.t30p.ru/?facebook.com/20600585609606319.05.16
Леонид Радзиховский
um.plus © 2016 

Ни доблести, ни подвигов, ни славы: в России закончилась большая политика

Не все коту масленица. Наступил для журналистов Великий Пост – не о чем писать.

Понятно, жизнь продолжается, есть из-за чего рвать гражданскую страсть в клочья, вопить «караул!», пророчить скорый крах – чего угодно, кроме родной редакции. Патриоты так же бойко проклинают США, «5 колонна» — «режим Путина», и те и другие – друг друга…

«Не верю!» — нет огонька, один дым…

«Тоска, Анфис — тоска, Раис».

Понятно, жизнь продолжается — криминальная и светская хроника кормят репортеров, то что-то где-то протечет, то упадет, то ИГИЛ-кормилец, то Асад-поилец… Но вот «политические журналисты» в РФ грустно клацают зубами – нет на нашей улице праздника и не предвидится. Выборы в Думу мелькнут – не заметишь, что и были, скандалов нет (да и те, что есть – ну, какие же «скандалы»… Так… Старческая неожиданность от силы). Пшик.

В общем-то читателю до этого дела мало – крутитесь как хотите, ваши цеховые проблемы. Но есть в самой этой Большой Пустоте немалый смысл.

Он прост.

События последних двух лет – Крым, Донбасс, Сирия – это не норма. Это – исключение.

Исключения – кончились.

И вернулась – обычная политрутина. Уж какая есть.

Больше «кина не будет». Ни вестерна, ни триллера, ни мелодрамы. Нет, в Мире будет много чего, Мир-то большой. Но вот для России крутые шоу – закончились. И, смею предположить – надолго.

Здесь можно провести аналогию с нефтью. Период бешеных нефтецен – кончился. А экономика – осталась. Просто ее кривая больше не станет «штурмовать Небо». Придется жить совсем иначе, и это – «тоже жизнь», более того – это-то и есть нормальная жизнь. «Графа Монте-Кристо из меня не вышло – придется переквалифицироваться в управдомы».

Так и в политике. Народ (прежде всего пиарщики – от ТВ до Думы) только вошел во вкус – ан, коррида-то и кончилась. Быков больше нэма.

В самом деле, все события 2013 — 2015 были исключительными, эксклюзивными.

Не всякий год бывает революция (мятеж, переворот) в соседней республике, да еще в такой, которая кровно задевает почти всех в России.

Крым – это вообще отдельная песня. Сколько сотен раз за эти 20 лет я слышал от самых разных (в том числе разных, полярных политических взглядов) людей «Хрущев – гад, подлец! За одно, что отдал Крым – повесить мало!». Именно Крым – и только Крым! – был болевой точкой почти всего народа. Никакие иные «территориальные утраты» и близко таких народных эмоций не вызывали. Не зря Балабанов (идеальный барометр!) нашел в «Брате 2» реплику «А за Севастополь ты мне отдельно ответишь!» — и она неизменно встречала одобрительный смех.

Второго «Крыма» для нас на карте – нет.

Наконец, Сирия… Да, в мире есть и другие конфликты и наверняка еще будут. Но практически ни в какой Россия не была так плотно вовлечена, нет больше у Москвы союзников, которые попали бы в такое положение как Асад.
Так что все эти события были эксклюзивными.

И других таких же – нет и не предвидится.

В отличие от США, Россия не пытается изображать «Мирового жандарма», быть всякой бочке затычкой, всякой двери отмычкой. В сущности – см. реакцию нашего населения на те же теракты в Европе – Россия вполне равнодушный созерцатель Внешнего Мира.

На все это есть типичное возражение – «А как же еще может Путин поддерживать свой Рейтинг? Как еще может власть отвлекать народ от плачевной ситуации в экономике ? Каким еще способом вообще можно удержать Власть?».

Ох, уж эти циники – чисто как дети… Наивность «прожженных циников» вызывает иногда слезы умиления.

Во-первых, власть Президента никак не зависит ни от какого рейтинга – ни де-юре, ни де-факто.

И рейтинг Путина колебался, падал аж до 70% поддержки (несбыточная мечта любого главы государства в Европе, США). И? Его власть тоже колебалась? Чиновники не выполняли приказы, скажем? Не-а. Приказывает – не «рейтинг», а Глава Государства.

Больше того. Ельцин, с своим рейтингом в 0,1% легко – росчерком пера! – снял вполне популярного премьера Примакова. И тот не ответил: «Что такое?! Да мой рейтинг в 100 раз выше вашего! Не уйду!». Как-то Е.М. это в голову не пришло. И никому не пришло.

Как не приходит во Франции с их «14% президентом», да и нигде.

Власть президента и популярность этой власти – абсолютно разные вещи.

Во-вторых, никакие внешние успехи никак не дают «забыть» о ситуации в экономике. Но дело в том, что эта ситуация – вопреки обязательным (особенно под выборы !) стонам «ужас-ужас-ужас» вполне терпима.

Уровень потребления – падает. Но – плавно. Отнюдь не так как цена на нефть или курс рубль-доллар (кстати, как известно и нефтерубль в последние полгода поднялся). Все экономисты обещают еще год снижения (совсем уж слабого), а потом – стагнация, переходящая в робкий «подъем с колен».

Но теория что «холодильник победит телевизор» — плод все того же наивного интеллигентского мышления. «Страшно далеки они от народа».

И здесь, в-третьих, мы возвращаемся к пункту 1.

Часто поражаются «непроходимой тупости» народа – ну, не могут они «перекинуть мостик» от плохой ситуации в экономике к политике Путина! Повторяют – рабы-рабы, сверху донизу одни рабы! – «Царь хороший, бояре плохие»!

Зря поражаются. А насчет тупости – есть зеркало…

«Народ» же (понятие вообще-то некорректное, ну, да, ладно) знает, что если цена на нефть упала, то от Президента не зависит ее поднять (как и высокая цена тоже – никак от него не зависела!). Да, настроение людей ясно, портится – и отношение к власти, «хоть и не в ней дело» отнюдь не улучшается (как в годы нефтяного изобилия и незаработанного роста доходов росла популярность власти). Уровень жизни – справедливо или нет – но ассоциируется с властью, это верно.

Но популярность Путина кроме бешеного роста уровня жизни в 2000-е (и, соответственно, вполне умеренного падения в 2013-2016), кроме Крыма и внешней политики, зависит еще от двух обстоятельств. Куда более важных, чем все названное.

Первое. Лично Путин соответствует идеальным представлениям «путинского большинства» о Лидере России. Брутальный юмор, соотношение скептицизма и пафоса, образ решительного и адекватного, да просто – угадываемая социальная близость «своего». Особенно все это играет на фоне его предшественников… Полное попадание шара в лунку – для тех самых 86%.

Второе. Самое важное.

При «монархическом архетипе» российской культуры и сознания, глава государства – источник легитимности социального порядка.

Достоевский любил повторять «если Бога нет – то все позволено». В социальной жизни – если Власти нет (или она нелегитимна) то – все позволено. А власть в России – это не «власть Закона», не «Парламент», не «традиции частной собственности».

Власть – особенно при отсутствии гражданского общества – это Вертикаль, та самая Царская власть, как ее не называй (генсек, президент). Поэтому народ – просто по инстинкту самосохранения – и цепляется за эту Власть. Тем более он хорошо помнит, сколько радости ему приносило падение этой власти и государства – в 1917, 1991.

Вот это и выражается в словах «Царь хороший, бояре – плохие». Звучит глуповато, а смысл – понятен.

И вторая проекция того же чувства «Если не Путин, то – кто?!».

Понятно, что среди 100 министров-губернаторов-депутатов найдется (найдут и предъявят!) новый Президент. Будет он «эффективнее» или «хуже» ушедшего – другой вопрос. Но свято место пусто, понятно, не будет.

Но пока это место занято – оно и психологически несвободно.

«Кандидат в Цари» — это для народного сознания нонсенс, Самозванец.

«Ненастоящие кандидаты», для ритуала – нет вопросов. Но они именно что ненастоящие – никто их всерьез как конкурентов действующего Президента не воспринимает. Власть не делится. И пока она у Действующего Главы Государства – она его.
Так это воспринимает тот самый Народ.

И ни при каких (!) обстоятельствах ни на какую нелегитимную смену власти народ не поднимется. А на выборах всегда проголосует за действующего главу Государства – просто еще раз его же легитимирует.

И если этот глава государства не станет сам «перестраивать сук на котором сидит» (Горбачев) или же «думские бояре» не делегитимируют власть (1915-16 год) – никакие внешние «холодильники» не могут обрушить власть.

Итого.

Нет и не предвидится никаких новых Больших Событий, сравнимых с теми, что были в 2014-2015. Нет для таких событий важных поводов. Те, что были – отработаны.

Нет у власти никакой нужды «подогревать» свою популярность создавая Внешние события. И без них положение Верховной Власти в России прочно – просто по факту, что эта власть есть. И нужна народу для легитимации социальной жизни.

Вывод?

Новых Больших Событий – не будет в обозримом будущем. Черные лебеди (или Белые лебеди) не прилетят. Ни естественным, ни искусственным порядком. И страна преспокойно будет жить без них.

Ну, а уж как станем крутиться мы – журналисты, пиарщики, политтехнологи – это сугубо наши трудности. Никому неинтересные – как, собственно и мы сами.

1 комментарий:

  1. Заунывный Радзиховский... проболтался, что "не наш человек" Путин.

    ОтветитьУдалить