среда, 22 июня 2016 г.

Е. Холмогоров. Конец олимпийского перемирия

http://um.plus/2016/05/11/esli-by-gitler-pobedil/ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/83/Yegor_Kholmogorov,_February_2012.jpg/267px-Yegor_Kholmogorov,_February_2012.jpg22.06.16
Егор Холмогоров
um.plus © 2016
https://um.plus/wp-content/uploads/2016/06/0-15.jpg

Наблюдая за безутешными рыданиями подогретыми гневом, издаваемыми любителями футбола, наблюдавшими за копошением российской сборной, я не раз и не два повторил молитву фарисея: «Боже, благодарю Тебя за то, что ты сделал меня совершенно равнодушным к этой игре». Да и, пожалуй, к спорту вообще. Состязания в беге, стрельбе, перекидывании мяча и перестановке резных фигур мне представляются лишь соревнованием наций за славу и престиж, а герои спорта – это те, кто сумел своей нации такую славу доставить.

На Евро-2016 такими героями оказались для России футбольные фанаты. Они действительно совершили нечто из ряда вон выходящее, запоминающееся и остающееся в памяти надолго – разгромили легендарных английских «хулиганов», бывшими господами околофутбольных улиц многие десятилетия. При всей нелюбви к уличным дракам, замечу, что это достижение сродни тому, как если бы какой-то наш соотечественник ограбил банк Ротшильдов – грех не велик, зато слава громкая.

Однако вместо поддержки или хотя бы некоторой справедливости со стороны официальных представителей Родины и спортивной общественности, фанаты столкнулись с дружным остракизмом и криками на повышенных тонах: «Безобразники! Вы нам в футбол играть мешаете! Нас из-за вас с чемпионата выгонят!». Хотя каждый, кто столкнулся с феноменом российского футбола последние десятилетия знает, что никто не выгонит нас с чемпионата с большей надежностью чем клуб ленивых миллионеров, именуемый российской сборной по футболу.

Марсельские события предоставляли идеальный повод избежать неизбежно предстоящего позора максимизировав политический результат. Россию сняли бы с чемпионата по политическим, по сути, причинам (Англию, ведь, не сняли бы, а если бы сняли и ее – было бы еще лучше, к тому же сыграло бы на руку сторонника Brexit), позор от игры сборной был бы минимальным (в конечном счете после гола Березуцкого мы выглядели совсем не плохо), зато слава от Марсельской битвы – максимальной. Все разговоры про «гибридную войну России», которую она ведет в тысяче разных форм, помножились бы на десять. И без того Джордж Сорос рассуждает, что Россия становится великой державой на фоне распада Евросоюза, а в случае торжественного Ruxit-а с чемпионата эти голоса зазвучали бы в сто раз громче.

Что вместо этого делала Россия, если считать ею заявления чиновников и действия официальных и приравненных к ним лиц? Униженно извинялась, просила прощения, клялась, что никогда больше, сообщала, что аресты и экспресс-суды над фанатами – это их личная проблема, выдавала информацию, которая была использована против наших граждан. Некоторые особо выдающиеся умом депутаты так и вовсе предлагали закрыть фанатам выезд из России. И на фоне всего это российская сборная попросту не попадала по мячу. Иными словами, как страна мы максимизировали свой позор под соусом разговоров о fair play и «не надо путать спорт и политику».

Спорт и политику действительно невозможно перепутать потому что они есть одно и то же. В древности спорт был способом прославить свой родной город и прославиться в своем родном городе. Карьеры многих греческих тиранов начинались с победы на Олимпиаде, приносившей им известность. В Византии политические партии организовывались вокруг групп болельщиков колесничных бегов в Цирке. В том, что средневековые турниры были чисто политическим мероприятием никто кажется не сомневается. Современный спорт оформился тогда, когда переоткрытие института Олимпийских игр привело к созданию институциональной рамки для конкуренции между собой наций. Не будь этих олимпийских институтов как фабрики международного престижа и ни одна нация не вкладывала бы ни цента, ни копейки в «спорт высоких достижений».

Спорт каким мы его знаем вырос на почве международной конкуренции и борьбы за славу для государства, а не отдельных спортсменов. Поэтому отношение к тем или иным складывающимся вокруг спорта ситуациям может быть только политическим: как увеличить свою славу или, хотя бы, уменьшить ущерб. И тут перед нами встает проблема куда посерьезней футбольного чемпионата – проблема Олимпиады

Российские олимпийский спорт вот уже 70 лет является фактором международного престижа нашей страны. Он требует немалых финансовых затрат, но и дает отличную отдачу в «очках престижа». В рамках глобальной «Второй Холодной Войны», а лично я не сомневаюсь в том, что последние два года на планете кипит именно она, нашим противникам в высшей степени желательно престиж нашего спорта уничтожить. И они приложили к этому серьезные усилия, подготовив ловушку, которая должна была обернуться для нас максимальным позором.

Уже много лет велась не слишком громкая кампания: «Российский спорт построен на допинге». В ответ на что наши спортчиновники только весело отмахивались: «Весь спорт построен на допинге, и ничего». Хорошо, построен весь, но бить-то за это намерены именно нас, значит именно нам следовало готовить заранее пути отступления, а еще лучше – контрнаступления.

В конечном итоге, «поймать» Россию на запрещенных препаратах всерьез не удалось и тогда последовал жест полный изящества – запрещенным был объявлен разрешенный препарат, на котором базировалась вся подготовка наших спортсменов – милдронат, нормализующий работу сердца без стрессовых нагрузок. Допингом этот препарат назвать ну никак не возможно – он предназначен для того, чтобы спортсмены не умирали от ишемии и в РФ входит в перечень жизненно необходимых препаратов. Было очевидно, что экспресс-запрет милдроната (в середине сентября 2015 с началом действия 1 января 2016) это удар нашему спорту прямо в сердце.

Фактически наш спортивный официоз даже не пошевелился, чтобы отбить этот удар – не допустить запрета, оспорить его, заявить протест и пригрозить ответными мерами. Не было проведено даже грамотного отступления – массового и организованного «ссаживания» наших спортсменов с мельдония. Вместо этого спортчиновники попросту отрекались от «пойманных» спортсменов, заявляя, что предупреждали и те «сами виноваты». Ну и продолжали сочинять «медальные планы» на олимпиаду, срыв которой для наших спортсменов был все более очевиден

И вот закономерный смертельный удар непосредственно перед играми. Ворох стремительных унижающих ударов: полное отстранение от Олимпиады российских легкоатлетов, сопровождающийся издевательским предложением «выступать под флагом МОК» как апатриды. Другими словами – публичная демонстрация того, что целью является не репрессирование спортсменов, а репрессирование страны, репрессирование русского флага.

Под все это еще и подведена откровенно расистская дискриминационная философия о неправильной русской культуре. Причина по которой были отстранены те российские легкоатлеты в пробах которых никаких запрещенных веществ не найдено, была объяснена главой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Себастьяном Коу предельно откровенно: русских отстранили за то, что они – русские. «Мы только оценивали систему и культурную среду, в которой соревнуются все российские спортсмены. Эту систему мы считаем испорченной. Она заставляет сомневаться в каждом спортсмене, который является ее частью».

Иными словами, через несколько сот лет после начала международной борьбы с дискриминацией, после победы над дискрминацией негров и дискриминацией женщин, дискриминацией индейцев и дискриминацией гомосексуалистов, после разрешения «трансгендерам» пользоваться чужими туалетами и введения для американских курсантов обязанности ходить раз в месяц на каблуках и в юбке, провозглашается, что некоторые виды дискриминации не только допустимы, но и разумны и единственно возможны: это дискриминация русских спортсменов на основании их культурной среды.

Если это не объявление войны, то что такое вообще война? Причины этой войны в общем понятны и воюем мы за вещи несравнимо более важные, чем все золотые медали на свете. Но было в высшей степени наивно полагать, после того как мы бросили вызов суперпупердержаве, она не ответит всеми доступными ей средствами. И поэтому удивленные глаза наших спортчиновников говорят только об их профнепригодности. Это была их работа просчитывать риски, видные первокурснику, и разрабатывать контрходы. Чем они занимались вместо этого – ноу онли Гад.

Ответом на развязанную «олимпийскую войну» может быть только война, то есть полный бойкот Олимпиады. Любой проход под флагами МОК, любое переписывание наших атлетов в команды соседей, будет признанием поражения в том главном соревновании, ради которых олимпийские игры и существуют – соревновании национальных престижей. Напротив – любые протестные действия от публичного разрыва отношений с IAAF и МОК до присылки в Рио агрессивных фанатов (теперь, кстати, более понятно, почему США так было важно, чтобы на момент игр в Бразилии был отстранен дружественный нам президент) – это действия повышающие наш престиж в главном соревновании. Да, быть может это престиж enfant terrible и хулигана, но лучше уж престиж хулигана, чем слава трусливого ничтожества

Да, это игра не по правилам – но мы все отлично видим, что половине даже западного мира нынешние «правила» осточертели. Прошло всего несколько лет, а западные элиты даже со всем своим запасом прочности с трудом держат ситуацию в положении 50/50. И нет ничего более глупого, чем когда Россия, которую весь мир воспринимает как главного возмутителя спокойствия, при этом вертится и всячески старается доказать, что «играет по правилам», по правилам этих элит, а не своим.

Настоящий позор, конечно, что у нас на полном серьезе ведутся дискуссии в ключе «спортсмены не виноваты, они всю жизнь ждали этой олимпиады, дайте им выступить хоть тушкой, хоть чучелком». Подавляющее большинство российских спортсменов – часть системы, той самой систему, которую проклинает Себастьян Коу. На государственные или спонсорские под внятным давлением государства деньги их подготовили, обучили и обеспечивают для того, чтобы они приносили славу стране. Для того, чтобы над ареной поднимался российский флаг и звучал российский гимн. Кто не хотел и не хочет играть за страну вполне может найти себе индивидуальных спонсоров и выступать – да хоть за Белоруссию.

Но если мы здесь и сейчас дадим слабину, дадим противнику понять, что он может устанавливать для нас правила, то олимпийская, да и любая другая международная спортивная история России превратится в сущий ад. Где поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен – олимпийской арены это тоже касается. Либо вся наша команда под нашим флагом, либо никакого, с соответствующим обесцениванием тех медалей, которые получат наши соперники на таких недоиграх.

Срывы и бойкоты олимпиад не новость, именно потому, что эти игры – политический прежде всего институт. И тот, кто проявлял твердость и упорство в конечном счете выигрывал. Ведь это именно те качества, которые на олимпиаде и требуются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий