По официальной версии, мятеж в Турции организовал бывший командующий ВВС Акын Озтурк, до последнего времени член Высшего военного совета. Что же подвигло генерала начать неподготовленный государственный переворот?
Двое бывших: в ходе специального совещания по безопасности 25 июля 2015 г. командующий ВВС Турции Акын Озтурк объясняет детали операции против ИГИЛ и Рабочей партией Курдистана премьер-министру Ахмету Давутоглу. Оба считались единомышленниками Эрдогана. Фото Anadolu Agency.
По мнению многих наблюдателей, госпереворот в Турции выглядит очень странно и даже отчасти несерьезно. Практически сразу появились две конспирологические версии.
Первая: бунт организовал сам Реджеп Тайип Эрдоган, чтобы поднять свою популярность и решить скопившиеся политические и даже геополитические проблемы.
Вторая: госпереворот попытался устроить давний враг президента Фетхулла Гюлен. Эта официальная версия, на мой взгляд, тоже вполне может считаться конспирологической.
Есть и третья, более правдоподобная. Но о ней позже.
Я попросил ответить на вопросы тюрколога Евгения Бахревского, кандидата филологических наук, заместителя директора НИИ природного и культурного наследия имени Лихачева при Министерстве культуры РФ.
— Вы верите в то, что госпереворот организовал Фетхулла Гюлен, как не устают объяснять всему миру турецкие власти?
— Гюлена уже давно обвиняют во всех смертных грехах, это не новость. Другое дело, что Эрдоган воспользовался случаем, чтобы окончательно свести на нет влияние этого мусульманского проповедника. В Турции у него действительно много единомышленников, даже во властных кабинетах они до сих пор сохраняются, несмотря на чистки последних лет.
Но на мой взгляд, если бы организатором путча был интеллектуал и весьма опытный политик Гюлен, то он не выглядел бы столь беспомощным.
— Такое ощущение, что ситуация сама бросила Эрдогана в объятия Путина. «Страна, которая укрывает зачинщика госпереворота в Турции, не может быть нашим другом», — заявил вчера премьер-министр Бинали Йылдырым. Это камешек в огород Соединенных Штатов.
Позже он рассказал, что летчик, сбивший наш Су-24, активно участвовал в организации мятежа. Отвесив тем самым реверанс в сторону Кремля.
Что означают все эти сигналы — Турция выйдет из НАТО и попросится к нам в союзники?
— Конечно, нет. В турецких социальных сетях тема выхода из НАТО в последние сутки действительно звучит, но относиться серьезно к этому не стоит. Эрдоган пытается решить сразу несколько международных проблем — с одной стороны, ему хочется дистанцироваться от США, с другой, восстановить экономические отношения с Россией без потери лица. Ему нужна возможность маневра.
Будет он решать и внутренние проблемы, которых тоже накопилось много.
Авторитет армии в турецком обществе в последние годы существенно снизился. Достаточно сказать о впечатлениях жителей Анкары, которые с детства привыкли видеть в центре города огромное количество офицеров и генералов, щеголявших военной формой, а в последние годы заметили, что мундиры с улиц исчезли. Военные теперь предпочитают ходить по столице в гражданской одежде.
Полагаю, после неудачного переворота укрепился авторитет Эрдогана, его противники потеряли надежду на его уход в обозримом будущем. Скорее всего, на волне победы над мятежниками ему удастся изменить и конституцию страны, добавить себе полномочий как президенту. До вчерашнего дня армия имела собственную позицию, могла отказать Эрдогану в вопросе ввода войск в Сирию, например. Учитывая богатые традиции военных переворотов в Турции, она оставалась силой, способной на сюрприз в любой момент. Теперь эти возможности существенно сократились.
— В прессе мелькала версия, почему госпереворот не удался. Якобы его стал готовить смещенный с высокой должности Акын Озтурк, однако попал в поле зрения спецслужб. Поняв, что скоро будет арестован, он в приступе отчаяния начал не до конца организованный мятеж и, что вполне естественно, проиграл.
— Да, путчисты повели себя довольно странно — не объявили, чего хотят, не устранили Эрдогана, а это главное, с чего нужно было начинать. Все телеканалы, кроме CNN и TRT, спокойно вещали, причем, позиция дикторов и комментаторов была полностью лояльной Эрдогану, в адрес «хунты» звучали довольно крепкие выражения. С минаретов неслись призывы защитить конституционную власть.
Довольно быстро была организована рассылка смс-сообщений с призывами выходить на улицы, что стало мощным оружием пропаганды.
В свою очередь, никакой пропаганды со стороны мятежников не было. В результате они никак не мобилизовали собственных сторонников и быстро превратились во врагов Турции, которых осудили все политические партии, общественные деятели, религиозные авторитеты. Не добавили им популярности стрельба по парламенту, по людям, блокировка мостов через Босфор.
Версия о том, что Акын Озтурк начал бунт, побоявшись скорого ареста, может оказаться правдой. Но скорее всего, у путчистов с самого начала не сработал план действий, после чего они стали хаотичными.
— «Турецкий поток» будет построен?
— Я бы не стал увязывать строительство газопровода с победой Эрдогана над мятежниками. Турции выгодно стать европейским хабом, местом, где собираются все потоки — из Азербайджана, России, а в дальнейшем из Ирана и даже, возможно, из Израиля. Но из перечисленных стран только с Азербайджаном у турок нормальные отношения — с остальными проблемы. Так что будем торговаться, как и раньше.
Эрдоган теперь попытается выжать максимум выгод из своей победы. В том числе ускорить нормализацию в отношениях между Анкарой и Москвой. Это всем понятно, и, полагаю, наши власти будут занимать максимально прагматичную позицию. При этом прагматика, вероятно, может заключаться в реальном сближении с Турцией по некоторым направлениям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий