пятница, 5 августа 2016 г.

Г. Иванкина. Агрессивное счастьице.

Пишет Галина Иванкина.   
( zina_korzina)


"Москва- Кассиопея" - Я возьму этот большой мир

На днях задумалась - а современны ли фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной»? Безусловно. Но не в той степени, как многим хотелось бы. Дети по космосам не шарят. Зато иное сбылось, да ещё как!

«Мы сделаем вас счастливыми», - обещали роботы-вершители молодым землянам. Агрессивное, высокотехнологичное осчастливливание. Через «не хочу». Через подкатывающую тошноту и протест. Ты обязан быть счастливым! Современная психология так называемого «позитивного» направления вся на этом построена, разве что ей пока не даны такие пыточные механизмы. Людей-сомневающихся пока не прикручивают к агрегатам и не отшибают им мозги. Смысл счастья — в спокойном и тупом наслаждении. В ощущении себя — центром мироздания. В мерном жевании. «Фиксирую к ликвидации склонность к состраданию, совести, неудовлетворённости собой, доброте..., труду», - металлическим голосом произносит женщина-киборг.



Раскройте любой журнал около-психологического направления — везде будет примерно та же картина. Ушлые душеведы лечат от «комплексов» (то есть от любой рефлексии и маломальского самопознания), избавляют от чувства вины (оказывается, это и есть причина кручины), призывают стать проще и перестать зацикливаться на таких мелочах, как чужое горе. Даже своё горе надо уметь «затанцевать» и зажевать! Нет — депрессиям! «Достать чернил и плакать», - это не наш метод. Улыбаемся и машем. Быть позитивным дебилом — святая обязанность сапиенса. Склонность к труду — блеф. Интерес к открытиям — профанация. На днях придурки в соцсетях ржали насчёт Фёдора Конюхова - типа зачем он вообще? Другие понимающе кивали: это пиар. Людям удивительно, что есть страсть к риску. Когда мы в детстве смотрели дилогию, мы не задумывались над важным вопросом: куда, в какой мир вернутся герои повествования?

Не получится ли так, что их вояж окажется не нужен молодому, новому поколению — их встретит обескураженное молчание или же — слабая попытка понять: зачем эти люди вообще куда-то летали? У Станислава Лема есть замечательный, возможно, даже лучший его роман – «Возвращение со звёзд». Сюжет прост – космонавт Эл Брэгг прилетает домой, на родную Землю и лицезрит диковинное общество, сформировавшееся за то время, пока он выполнял свою миссию. Точнее, это для него, в условиях космоса, пронеслось всего десять лет. Земля же одолела более чем вековой путь. И что видит Брэгг? Общество без конфликтов, страстей и дерзаний. Без риска. Без смыслов. Зато в этом мире есть всё для максимального удобства человека, вплоть до «послушной» мебели, считывающей желания хозяина. И, разумеется, тут никто никуда не стремится, не рвётся – так, например, земляне давным-давно доказали, что полёты в космос бессмысленны и дорогостоящи.

«Не летают - и никогда уж не полетят. Ням-ням. Одно огромное ням-ням», - говорит один из бывших соратников Брэгга. Именно тут поселилось то самое агрессивное счастье биороботов. В нашей жизни - многое нынче так. Часто в комментарии приходят спорщики с рефреном: «Какая разница, как эти люди живут и живут ли правильно? Главное, что они - счастливы!» Как правило, сей рефрен касается вовсе не учёных-Перельманов, погружённых в управление Вселенной, а - каких-нибудь тунеядствующих лесбиянок в 35 лет рисующих анимэ и путешествующих по миру на деньги родителей. Главное - они счастливы и - по лужам босиком. А вы - совки страрпёрские всё брюзжите, всё ржавым железом недостроенного космолёта потрясаете! А они - смеются и радостно топчут землю. Гы. А мне вот почему-то кажется, что это - деградация.

1 комментарий:

  1. ... и деградация эта - не сама по себе случилась. А результат долгой и кропотливой работы.

    ОтветитьУдалить