среда, 9 ноября 2016 г.

А. Холина. Победа чистого плебса

http://um.plus/2016/05/24/dobro-pozhalovat-v-zombi-ekonomiku/ http://www.euromag.ru/storage/c/2010/03/11/1317643366_868423_95.jpg09.11.16.
Арина Холина
um.plus © 2016

https://um.plus/wp-content/uploads/2016/11/0-5.jpg

Трамп-пам-пам, курс рубля упал, нефть, возможно, подешевеет, Клинтон не стал Первой Леди… интернет, конечно, сходит с ума.

Наверняка рейтинги всех шоу упали – выборы оказались куда интереснее “Следите за Кардашьянами”, нудного и типа вежливого развода Джоли-Питт и прочих развлечений реднеков, которые и проголосовали за уже почти президента США, одиозного бизнесмена Дональда Трампа.

То, что Трамп – странный, это знают все, я уверена, даже самая самая «белая рвань”/white trash», на которую и были рассчитаны все эти кричалки “выселим мексиканцев, они отнимают наш гамбургер!”

Но Трамп – лишь часть мирового процесса.

Вот же совсем недавно Британия проголосовала за самые низменно популистские лозунги (те же самые слова: “Поляки/турки/албанцы отнимают наш хлеб!”) – и теперь выходит из Евросоюза. Это тоже стало потрясением – даже для таких бессовестных политиков как Борис Джонсон, который и призывал Британию развестись с Европой.

Брекзит стал шоком даже для тех, кто за него голосовал. Потому что на самом то деле люди отдавали голоса не за выход из еврозоны – а за то, чтобы их мысли кто-то озвучил. А мысли эти, увы, самые примитивные.

Люди не любят перемены. Но есть люди, которые способны встать на цыпочки и увидеть ситуацию сверху, способны понять, что мир меняется – и принять его таким, какой он есть. А есть интеллектуально консервативное большинство, которое всегда будет хотеть, чтобы “было как раньше”

В большинстве своем люди очень плохо воспринимают перемены – любые, даже к лучшему. А уж если это странные, тревожные перемены вроде глобализации, вроде потока беженцев, вроде гей браков и женщин у власти – то вот такие новости их пугают до полной утраты здравого смысла.

Что брекзит, что Трамп – это все про “как раньше”. Это о временах, когда трава была зеленее, мужчины были уверенные в себе и “право имели на том основании, что они – мужчины”, это о том, что в глубинке никогда не смирятся с однополыми браками, и что место женщины – на кухне или на обложке Playboy, о временах, когда сирийцы жили в Сирии, поляки – в Польше, мексиканцы – в Мексике или Майами. О том, что женщина, чей муж ей изменил (и это стало достоянием всего мира) – тихо плачет в углу, а не избирается в президенты. О том, что люди не готовы на самом деле мириться с тем, что соседний квартал вдруг станет мусульманским, и по улицам будут ходить женщины в хиджабах.

Людям захотелось вернуться в точку, где все начиналось, где лавина перемен еще не сошла, засыпав все живое колючим тяжелым снегом. Мир меняется слишком быстро и радикально – и это создает дискомфорт для тех, кому привычки дороже идей.

Конечно, мы все понимаем, что эта самая точка – она “точка невозврата”. Ничего не будет прежним. Но многим очень хочется хотя бы немного отмотать назад, замедлить бег

На самом деле эта тенденция отслеживается не только в политических решениях. Даже вполне аморфные в смысле политики хипстеры и те погружаются в “старые добрые времена”, когда был “теплый ламповый звук” — они любят мебель 60-х, проигрыватели, на которых вертятся виниловые пластинки, они возрождают джинсы 80-х и 90-х. Они находят настоящее время не очень удобным для себя – и создают вокруг такое ретро-пространство, в котором все было “настоящим”.

Не зря же даже в кино (и сериалах) уже который год воссоздают то 50-ые, то 60-ые, а теперь вот и 70-ые, 90-ые. Такое ощущение, что поколения не успели прожить свое время на разумной скорости – и теперь возвращаются в исходную позицию. (в 80-х и 90-х большинство кинопродукции было о времени текущем).

Суть в том, что течение времени нарушено. За последний год случился взрыв феминизма – и буквально на глазах за ним последовал пост-феминизм. Это так выглядит: “Ура, голосуйте за Хиллари, потому что она – женщина!” — и сразу же за этим “Не голосуйте за Хиллари лишь потому, что она женщина! Голосуйте только за программу, не за пол!” При том, что Обаму в свое поддерживали лишь потому, что он черный. (окей, не только поэтому, конечно, но если говорить об общем настроении, о чистых симпатиях – антипатиях, то идея первого черного президента выглядела даже более заманчивой, чем идея поголовной базовой медстраховки, obamacare).

Давайте честно – жить во времена таких бурных перемен сложно. Всем – от миллениалов из уютного Вильямсбурга (хипстерский район Бруклина, Нью Йорк) до свинопасов из Техаса. Никто не справляется

Но если креативный класс всегда будет за прогресс, за движение вперед (такова его задача), то средний, и низкий средний, и те, кого называют underclass будет как бы тянуть назад. “Как бы” — потом что они тянут от той черты, куда уже забежали торопливые интеллектуалы. Средние классы и ниже вообще не хотят никакого прогресса. Они хотят, чтобы мир был таким, каким они его понимают (а это понимание давалось им не без труда, и оно формировалась годами).

Сейчас мы видим этот качественный скачок назад. И будет еще более высокая, зимняя такая, штормовая волна консерватизма. Будут выступать против миграции, против чужой культуры, против традиционной одежды, против меньшинств. Может, не очень сильно, но все-таки будут. Креативный класс слишком раскричался (не зря же в Британии такого рода сословие называют “болтающий класс”, и подразумевают “либеральные элиты”). Не-креативные классы эти вопли хотят слегка приглушить – стало уж слишком шумно.

Ну да, все возмущены высказываниями того же Трампа о женщинах, и его сексуально распущенным поведением, но вот есть уверенность, что и за это его тоже поддерживают, потому что он так похож на “настоящего мужика” из тех времен, когда сиськи были большими.

На самом деле все получили, что хотели, даже хипстеры, хоть они так и не думают. Но правда в том, что к вертушкам из 70-х годов прилагается не только пара виниловых дисков The Beatles, но и жизненная философия. И если ты влезаешь в “мамочкины джинсы” из 90-х, то, возможно, это значит, что времена домохозяек возвращаются вместе с одеждой.

Надо себе признаться – мы все стали немного консерваторами, и уже потому, что просто не способны догнать время, которое сами же запустили так далеко вперед, что нельзя уже человеку развить такую скорость

Вот же хит последних лет – движение slow life, к которому присоединяются те, кто не хочет успевать за всем самым последним, новым, еще новее. У нас же все на бегу – и еда, и секс, и отдых, и мнения. Натарабанил в социальной сети пост, быстро поругался в комментариях, и забыл о чем, вообще, все это было. Вчера я, вроде, любила бодипозитив, а сегодня уже сомневаюсь – причем даже не помню, почему. Мы стали какие-то неопределенные – позиция вроде есть у каждого, но мы не стоим на ней твердо, а словно бежим на беговом тренажере, суча ногами.

Возможно, некий откат назад и будет в определенном смысле поражением, но человек не может постоянно прыгать выше головы. Всему свое время – и это история творит нас, а не только мы – историю. Хочется чего-то более надежного и понятного, чем диспуты в сети – и, да, реальная жизнь не всегда такая идеальная и прогрессивная, как тексты в фейсбуке.

Широким массам до этих диспутов, конечно, есть дело, но, в отличие от интернет-философов и революционеров, они по самую шею завязли в реальности – и вот им хочется, чтобы она была им по размеру, чтобы в ней было уютно и надежно. Им надоело постоянно чувствовать себя устаревшими – и они откатили назад, туда, где им покойно и понятно. Консерватизм – это новый прогресс, это наша программа на ближайшие года четыре, пока новое и старое не срастется в единое, пока будет время подумать, как со всем этим жить.

Может, сейчас будут и странные дни, но точно интересные, яркие, конфликтные. Конфликт – он основа любого хорошего сюжета. Будет не просто, но и не скучно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий