16.02.17.
Владимир Скачко
Завтра, 17 февраля 2017 года, на полях Мюнхенской конференции по безопасности, в которой наряду с другими примут участие четыре министра иностранных дел – Франции, Германии, России и Украины, – как бы запланирован и анонсирован и их междусобойчик, что называется, на четверых. В так называемом «нормандском формате». По поводу мира в Донбассе и «Минска-2».
В принципе, хорошо, что в самих ДНР и ЛНР, азартно и кроваво воюющих с ВСУ, при содействии миссии ОБСЕ как-то договорились до 20 февраля сего года отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения. И частично выполнить хоть первый пункт отпраздновавших свое двухлетие «Минских соглашений-2» – о прекращении огня.
Хорошо же еще и потому, что, похоже, России в «нормандском формате» опять попытаются дать новый бой – первый при новом президенте США Дональде Трампе, которого в Москве торопыги-оптимисты поспешили записать чуть ли не «русофилы». Смысл этого кабинетного сражения вполне может свестись к элементарным торгам вокруг трех главных точек соприкосновения Запада и России – Сирии и украинских Крыма и Донбасса. Грубо говоря, будут говорить о том, можно ли сменять уступки России в Сирии конкретно и на Ближнем Востоке вообще на уступки Запада в Украине. И в плане антироссийских санкций за Крым и Донбасс, и в обеспечении мира в Донбассе. Конкретнее – Запад выведет Крым за рамки переговоров о Донбассе и окажет давление на власть в Киеве, чтобы та не кочевряжилась с выполнением «Минска-2» и меняла Украину в соответствии с его пунктами – децентрализировалась (федерализировалась), принимала новую Конституцию с закреплением в ней нового статуса ДНР/ЛНР, проводила выборы и легитимизировала власть в самопровозглашенных республиках при гарантии их возврата в состав Украины и сохранения ее территориальной целостности. Но, повторяю, без Крыма.
А вот как будет вести себя в «нормандском формате» Россия, напрямую может зависеть от встречи и итогов переговоров между собой уже «на двоих» – главы МИД России Сергея Лаврова и нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона, у которого может состояться дебют в новой должности, да еще и такой крутой. Встреча эта пройдет сегодня, 16 февраля 2017-го. Аналитики и эксперты и даже аналитеги и иксперды застыли на низком старте в ожидании поживы.
Причем тут Сирия? Да при том, что Лавров до встречи с Тиллерсоном проведет 16 февраля в Москве переговоры со спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. А ранее он же сообщал, что на переговорах с Тиллерсоном в Германии они, помимо двухсторонних отношение и Украины, будут обсуждать и ситуацию в Сирии. Спроста ли это? И вполне можно предположить, что под гарантии совместной российско-американской борьбе с ИГИЛ они постараются подложить какие-то компромиссы и негласные договоренности о взаимных уступках где-то в другом месте или по другому поводу. Это как американские условия снятия санкций, наложенных на Россию за Крым и Донбасс: США готовы их снять, если Россия ядерно разоружиться. Так и здесь: обе стороны в Москве и Вашингтоне активно говорят, что они не торгуются Сирией и Донбассом ни тайно, ни открыто. А практика показывает: так всегда говорят, когда тайные торги, которым нужны завеса и флер, идут. И тут ничего не попишешь, это политика и дипломатия, детки...
Расклад же у «нормандцев» и примкнувших к ним США нынче такой: каждый сыграл и еще сыграет свою партию, увы, до конца. Это клинч, самый лучший выход из которого – конечно, мир. Причем после ничьей в Донбассе, а не чьей-то победы. Победа породит желание реванша, а значит, все начнется сначала, и новая война – лишь вопрос времени. Ничья же и мир после нее в полном соответствии с «Минском-2» могут принести успокоение на более длительное время, когда Украина и возвращенный в нее Донбасс будут учиться жить в новых условиях. Под все тем же международном контролем и при таких же гарантиях.
Итак, Украина смогла вновь привлечь к себе внимание и вернуться в повестку дня сильных мира сего тем, что затеяла новую эскалацию конфликта в Донбассе. Или, как утверждают в Киеве, «достойно ответила» на провокацию боевиков, террористов и «российских агрессоров». Но как бы то ни было и кто бы и что бы ни говорил, а новый всплеск гражданской воны в шахтерском крае привлек внимание Европы и США. И, возможно, породил у них новые иллюзии победы. Во всяком случае, Киев опять может говорить о том, как он нужен Западу и как Запад может и должен ему помочь. Кредитами, всевозможной поддержкой, оружием, включая американское летальное. Разумеется, для защиты демократии.
Разбежались дорожки у европейских «нормандцев». Они только чисто внешне вроде бы едины в требовании продолжения санкций против России и осуждения Москвы за аннексию Крыма и войну в Донбассе. На самом же деле на Германию США сбросили, похоже, главное оперативное кураторство над Киевом. И через Берлин посылают «месседжи» и всему ЕС, и киевским «майдаунам-демократам» при власти. Франция же ушла на второй план, так как занята внутренними терками, отягощенными борьбой за президентское кресло, которую ведут между собой так называемые «пророссийские кандидаты» – Франсуа Фийон и Марин Ле Пен. Фийон и Ле Пен – соперники, но они в разной степени одинаково выступают за пересмотр антироссийской политики Евросоюза.
И санкций, наносящих вред и без того изнывающей в стагнации французской экономике. В итоге, если Берлин по-прежнему в основном поддерживает Киев, хотя и заставляет его проводить выборы в ДНР/ЛНР без обеспечения украинского контроля над границей с Россией, то Париж откровенно чмурит киевские власти. И даже выступает и против украинской евроинтеграции, и даже против безвиза в кружевных труселях. И в Киеве это чувствуют, огрызаются...
Главная же схватка за Украину и Донбасс развернется между Россией и США, которые, увы, вновь демонстрируют прежнюю неуступчивость, ибо, повторяю, не оправдались надежды на «русофилию» Дональда Трампа. Во-первых, он, как известно, заявил, что ожидает, как Россия добьется деэскалациии конфликта в Украине и «вернет Крым». Во-вторых, Трамп уже обвинили в «потере Крыма» своего предшественника Барака Обаму, намекнув, что тот был мягким рохлей, и написав: «Крым был взят Россией в течение (деятельности. – Авт.) администрации Обамы. Был ли Обама слишком мягок к России?».
И наконец, в-третьих, США прямо намекнули, что они могут вернуться к прежней поддержке киевского режима в полном объеме. В том числе и оружием. Иначе о чем говорят:
а) заявление нового главы Пентагона Джеймса Мэттиса по кличке «Бешеный пес» о том, что с Россией надо вести переговоры «с позиции силы». «В то время, как Соединенные Штаты и Альянс стремятся сотрудничать с Россией, мы должны в то же время защитить себя, если Россия выберет действовать вопреки международному праву. ...Мы по-прежнему открыты для возможности возобновить сотрудничество с Москвой, в то же время реалистичны в своих ожиданиях и заверяем наших дипломатов вести переговоры с позиции силы», – сказал он на встрече с представителями НАТО. Только подтвердив свои прежние взгляды: Россия для него после Второй мировой войны – одна из ключевых угроз;
б) слова официального представителя Пентагона Кортни Хиллсон о том, что Вашингтон по-прежнему настроен оказывать содействие Киеву в наращивании военного потенциала и заявил об этом устами первого замминистра обороны США Боба Уорку главе МИД Украины Павлу Климкину. «Уорк подчеркнул, что США по-прежнему настроены на серьезную поддержку независимости и территориальной целостности Украины, а также наращивания потенциала украинских Вооруженных сил. Помимо этого, он призвал Украину сохранять приверженность проведению реформ, после которых может увеличиться эффективность ее оборонных предприятий», – сказала Кортни. А между тем, еще 24 декабря прошлого года Обама подписал оборонный бюджет США на этот год и увеличил в нем помощь Украине с 300 до 350 млн. долл. И сенатор Джон Маккейн все не унимается и бомбит уже президента Трампа просьбами предоставить Киеву летальное оружие. У него в этом деле есть союзники. И это при том, что, по словам посла Украины в США Валерия Чалого, бесповоротно влюбленного в «нашу Гиллари», в 2016 году Украина добилась выделения самой большой денежной помощи от США за весь период отношений – 658 млн. долл.
Увы, появилось и некоторое геополитическое новье в анализе сложившейся ситуации. И переговоры Лаврова с Тиллерсоном, и встреча «нормандской четверки» с участием Украины могут подтвердить или опровергнуть обвинения России в адрес США в том, в чем Штаты уже давно обвиняют Россию. А именно – в том, что США тоже становятся... стороной конфликта в Донбассе. Об этом в ответ на слова Кортни Хиллсон откровенно заявил глава международного комитета российского Совета Федерации Константин Косачев: «Поддерживая вооруженные силы Украины «в наращивании потенциала», США де-факто будут становиться стороной во внутриукраинском конфликте в пользу воинствующих властей Киева, продолжающих делать ставку на силовое, а не политическое урегулирование ситуации на юго-востоке».
Стремные слова, которые, в принципе, означают признание того факта, что Россия, помогая ДНР с ЛНР, таки является стороной конфликта в Донбассе и не зря получает по лбу санкциями. Но, видимо, пришло время сильным мира сего выложить карты на стол и на переговорах играть в открытую, если США начнут открыто помогать Украине. Уравнивая свои позиции в украинском Донбассе. И от украинской делегации переговорщиков зависит, что принесет в Донбасс это «уравнивание сильных» – мир или войну. Ждем-с, надежда на мир есть. Но, с другой стороны, вы же видели этого Климкина...
Владимир Скачко
Завтра, 17 февраля 2017 года, на полях Мюнхенской конференции по безопасности, в которой наряду с другими примут участие четыре министра иностранных дел – Франции, Германии, России и Украины, – как бы запланирован и анонсирован и их междусобойчик, что называется, на четверых. В так называемом «нормандском формате». По поводу мира в Донбассе и «Минска-2».
В принципе, хорошо, что в самих ДНР и ЛНР, азартно и кроваво воюющих с ВСУ, при содействии миссии ОБСЕ как-то договорились до 20 февраля сего года отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения. И частично выполнить хоть первый пункт отпраздновавших свое двухлетие «Минских соглашений-2» – о прекращении огня.
Хорошо же еще и потому, что, похоже, России в «нормандском формате» опять попытаются дать новый бой – первый при новом президенте США Дональде Трампе, которого в Москве торопыги-оптимисты поспешили записать чуть ли не «русофилы». Смысл этого кабинетного сражения вполне может свестись к элементарным торгам вокруг трех главных точек соприкосновения Запада и России – Сирии и украинских Крыма и Донбасса. Грубо говоря, будут говорить о том, можно ли сменять уступки России в Сирии конкретно и на Ближнем Востоке вообще на уступки Запада в Украине. И в плане антироссийских санкций за Крым и Донбасс, и в обеспечении мира в Донбассе. Конкретнее – Запад выведет Крым за рамки переговоров о Донбассе и окажет давление на власть в Киеве, чтобы та не кочевряжилась с выполнением «Минска-2» и меняла Украину в соответствии с его пунктами – децентрализировалась (федерализировалась), принимала новую Конституцию с закреплением в ней нового статуса ДНР/ЛНР, проводила выборы и легитимизировала власть в самопровозглашенных республиках при гарантии их возврата в состав Украины и сохранения ее территориальной целостности. Но, повторяю, без Крыма.
А вот как будет вести себя в «нормандском формате» Россия, напрямую может зависеть от встречи и итогов переговоров между собой уже «на двоих» – главы МИД России Сергея Лаврова и нового госсекретаря США Рекса Тиллерсона, у которого может состояться дебют в новой должности, да еще и такой крутой. Встреча эта пройдет сегодня, 16 февраля 2017-го. Аналитики и эксперты и даже аналитеги и иксперды застыли на низком старте в ожидании поживы.
Причем тут Сирия? Да при том, что Лавров до встречи с Тиллерсоном проведет 16 февраля в Москве переговоры со спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. А ранее он же сообщал, что на переговорах с Тиллерсоном в Германии они, помимо двухсторонних отношение и Украины, будут обсуждать и ситуацию в Сирии. Спроста ли это? И вполне можно предположить, что под гарантии совместной российско-американской борьбе с ИГИЛ они постараются подложить какие-то компромиссы и негласные договоренности о взаимных уступках где-то в другом месте или по другому поводу. Это как американские условия снятия санкций, наложенных на Россию за Крым и Донбасс: США готовы их снять, если Россия ядерно разоружиться. Так и здесь: обе стороны в Москве и Вашингтоне активно говорят, что они не торгуются Сирией и Донбассом ни тайно, ни открыто. А практика показывает: так всегда говорят, когда тайные торги, которым нужны завеса и флер, идут. И тут ничего не попишешь, это политика и дипломатия, детки...
Расклад же у «нормандцев» и примкнувших к ним США нынче такой: каждый сыграл и еще сыграет свою партию, увы, до конца. Это клинч, самый лучший выход из которого – конечно, мир. Причем после ничьей в Донбассе, а не чьей-то победы. Победа породит желание реванша, а значит, все начнется сначала, и новая война – лишь вопрос времени. Ничья же и мир после нее в полном соответствии с «Минском-2» могут принести успокоение на более длительное время, когда Украина и возвращенный в нее Донбасс будут учиться жить в новых условиях. Под все тем же международном контролем и при таких же гарантиях.
Итак, Украина смогла вновь привлечь к себе внимание и вернуться в повестку дня сильных мира сего тем, что затеяла новую эскалацию конфликта в Донбассе. Или, как утверждают в Киеве, «достойно ответила» на провокацию боевиков, террористов и «российских агрессоров». Но как бы то ни было и кто бы и что бы ни говорил, а новый всплеск гражданской воны в шахтерском крае привлек внимание Европы и США. И, возможно, породил у них новые иллюзии победы. Во всяком случае, Киев опять может говорить о том, как он нужен Западу и как Запад может и должен ему помочь. Кредитами, всевозможной поддержкой, оружием, включая американское летальное. Разумеется, для защиты демократии.
Разбежались дорожки у европейских «нормандцев». Они только чисто внешне вроде бы едины в требовании продолжения санкций против России и осуждения Москвы за аннексию Крыма и войну в Донбассе. На самом же деле на Германию США сбросили, похоже, главное оперативное кураторство над Киевом. И через Берлин посылают «месседжи» и всему ЕС, и киевским «майдаунам-демократам» при власти. Франция же ушла на второй план, так как занята внутренними терками, отягощенными борьбой за президентское кресло, которую ведут между собой так называемые «пророссийские кандидаты» – Франсуа Фийон и Марин Ле Пен. Фийон и Ле Пен – соперники, но они в разной степени одинаково выступают за пересмотр антироссийской политики Евросоюза.
И санкций, наносящих вред и без того изнывающей в стагнации французской экономике. В итоге, если Берлин по-прежнему в основном поддерживает Киев, хотя и заставляет его проводить выборы в ДНР/ЛНР без обеспечения украинского контроля над границей с Россией, то Париж откровенно чмурит киевские власти. И даже выступает и против украинской евроинтеграции, и даже против безвиза в кружевных труселях. И в Киеве это чувствуют, огрызаются...
Главная же схватка за Украину и Донбасс развернется между Россией и США, которые, увы, вновь демонстрируют прежнюю неуступчивость, ибо, повторяю, не оправдались надежды на «русофилию» Дональда Трампа. Во-первых, он, как известно, заявил, что ожидает, как Россия добьется деэскалациии конфликта в Украине и «вернет Крым». Во-вторых, Трамп уже обвинили в «потере Крыма» своего предшественника Барака Обаму, намекнув, что тот был мягким рохлей, и написав: «Крым был взят Россией в течение (деятельности. – Авт.) администрации Обамы. Был ли Обама слишком мягок к России?».
И наконец, в-третьих, США прямо намекнули, что они могут вернуться к прежней поддержке киевского режима в полном объеме. В том числе и оружием. Иначе о чем говорят:
а) заявление нового главы Пентагона Джеймса Мэттиса по кличке «Бешеный пес» о том, что с Россией надо вести переговоры «с позиции силы». «В то время, как Соединенные Штаты и Альянс стремятся сотрудничать с Россией, мы должны в то же время защитить себя, если Россия выберет действовать вопреки международному праву. ...Мы по-прежнему открыты для возможности возобновить сотрудничество с Москвой, в то же время реалистичны в своих ожиданиях и заверяем наших дипломатов вести переговоры с позиции силы», – сказал он на встрече с представителями НАТО. Только подтвердив свои прежние взгляды: Россия для него после Второй мировой войны – одна из ключевых угроз;
б) слова официального представителя Пентагона Кортни Хиллсон о том, что Вашингтон по-прежнему настроен оказывать содействие Киеву в наращивании военного потенциала и заявил об этом устами первого замминистра обороны США Боба Уорку главе МИД Украины Павлу Климкину. «Уорк подчеркнул, что США по-прежнему настроены на серьезную поддержку независимости и территориальной целостности Украины, а также наращивания потенциала украинских Вооруженных сил. Помимо этого, он призвал Украину сохранять приверженность проведению реформ, после которых может увеличиться эффективность ее оборонных предприятий», – сказала Кортни. А между тем, еще 24 декабря прошлого года Обама подписал оборонный бюджет США на этот год и увеличил в нем помощь Украине с 300 до 350 млн. долл. И сенатор Джон Маккейн все не унимается и бомбит уже президента Трампа просьбами предоставить Киеву летальное оружие. У него в этом деле есть союзники. И это при том, что, по словам посла Украины в США Валерия Чалого, бесповоротно влюбленного в «нашу Гиллари», в 2016 году Украина добилась выделения самой большой денежной помощи от США за весь период отношений – 658 млн. долл.
Увы, появилось и некоторое геополитическое новье в анализе сложившейся ситуации. И переговоры Лаврова с Тиллерсоном, и встреча «нормандской четверки» с участием Украины могут подтвердить или опровергнуть обвинения России в адрес США в том, в чем Штаты уже давно обвиняют Россию. А именно – в том, что США тоже становятся... стороной конфликта в Донбассе. Об этом в ответ на слова Кортни Хиллсон откровенно заявил глава международного комитета российского Совета Федерации Константин Косачев: «Поддерживая вооруженные силы Украины «в наращивании потенциала», США де-факто будут становиться стороной во внутриукраинском конфликте в пользу воинствующих властей Киева, продолжающих делать ставку на силовое, а не политическое урегулирование ситуации на юго-востоке».
Стремные слова, которые, в принципе, означают признание того факта, что Россия, помогая ДНР с ЛНР, таки является стороной конфликта в Донбассе и не зря получает по лбу санкциями. Но, видимо, пришло время сильным мира сего выложить карты на стол и на переговорах играть в открытую, если США начнут открыто помогать Украине. Уравнивая свои позиции в украинском Донбассе. И от украинской делегации переговорщиков зависит, что принесет в Донбасс это «уравнивание сильных» – мир или войну. Ждем-с, надежда на мир есть. Но, с другой стороны, вы же видели этого Климкина...
Комментариев нет:
Отправить комментарий