15.03.17.
Популярный фильм-бомбу моей молодости 1986 года «Легко ли быть молодым» снимать можно ежегодно, и он никогда не потеряет своей актуальности.
Недавно попросили меня написать статью о молодежи, молодежной культуре, и главное — о неустанной заботе, которую проявляют элитарные небожители о подрастающем поколении. Даже предоставили обзор всех речей, которые элитарии извергали на эту тему.
Прочитал я, как Большие Люди говорили большие правильные слова о том, что «молодежь должна осознать», а государство «должно организовать и предоставить», но так и не нашел ни одного слова про собственные планы, про свои личные намерения что-то предоставить и организовать или про свои же успехи в этой области.
Статью написать я не отказался, но честно предупредил, что будет она строго сатирическая или восхитительно брутальная, ибо без мата рассказывать про ИХ заботу о счастливом детстве совсем не получается.
Заказчик от предложения отказался, но проблема-то осталась. Поэтому мне ничего не оставалось, как рассказать про собственные намерения и собственный опыт работы с молодежью, чтобы самому не прослыть губошлепом, который только критикует и ничего не предлагает.
Но для чистоты эксперимента я постарался узнать запросы самой молодежи, в связи с чем развел маленькую социологию среди знакомых мне ребят от 20 до 30, задав всего один вопрос:
«Что беспокоит и тревожит ваше поколение?»
И вот какие первые экспресс-ответы получил буквально накануне (все — рижане):
Ну вот это — прямая речь двадцатилетних, их спонтанные ответы, которые никак и нигде не стыкуются с планами и намерениями «заботящихся» о них высокопосаженных дядь и теть, требующих от государства «углубить», а от молодежи — «осознать».
Суммируя все реплики моих юных друзей, выделю главную проблему, которая их объединяет и откуда растут все их тревоги и страхи:
НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Молодежь вообще и молодые специалисты в частности оказались категорически невостребованы на современном рынке, не говоря уже о современных социальных лифтах, которые все больше и больше приобретают черты сословности.
Нельзя сказать, что работы для них вообще нет. Объявления о приеме на работу пестрят вакансиями с требованиями к соискателям быть «не старше 30, с обязательным 20-летним стажем» или с предложениями заплатить за курсы подготовки с сомнительным результатом.
С грехом пополам можно устроиться на должность «подай-принеси», куда сегодня массово и устраиваются молодые специалисты, работая «свободной кассой» и уже в двадцать начиная с ужасом думать, что так может пройти вся жизнь, ибо, как в анекдоте, «а вот стать полковником ты уже не сможешь, потому что у генерала свой сын имеется…».
И дело даже не в том, что работы хватает на всех — но на всех не хватает зарплаты. Дело в отсутствии понятной перспективы карьерного роста «от посудомойки до шеф-повара». Нет ее, этой перспективы, есть Его Величество Счастливый Случай, лотерея, где главное — не знания и навыки, а умение оказаться в нужное время в нужном месте, когда жизнь превращается в компьютерную игру, этакое казино, где звук и графика обалденные, вот только happy end от играющего зависит все меньше.
Однако при личном общении эти благие призывы в прах рассыпаются от встречных вопросов:
Самые заботливые и ответственные родители нанимают репетиторов и записывают детей в студии и секции, учат математике, физике, пению, игре на фортепиано и большому теннису, занимая этим свое чадо от рассвета до заката.
И за всем этим хороводом не хватает времени на то, чтобы научить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять и делать выводы, а не доверять этот процесс взрослым и «ну очень авторитетным представителям экспертного сообщества»…
Когда в ответ на эти вопросы заводят шарманку про «государство должно организовать…», я начинаю активно грустить и отходить в сторону.
Государство, как писал бессмертный Ильич, это аппарат насилия, перераспределяющий материальные ценности — или, другими словами, группа людей, основная функция которых — отнимать и делить.
Этим они и занимаются, и вроде, слава Богу, справляются.
Построение же межличностных, корпоративных и семейных отношений для государства, то есть для власти, может быть и важный, но далеко не первый вопрос в повестке дня.
Так что придется его решать самим — и чем быстрее, тем лучше, потому что уже появилась и быстро завоевывает место под солнцем альтернатива, представителем и лидером которой является всемирный Халифат, который точно найдет (уже нашел) ВСЕЙ нашей молодежи самое незамысловатое применение, в котором будущее обещает быть ярким, фееричным, наполненным событиями и богатыми впечатлениями, но крайне коротким по продолжительности.
Собственно, пресловутый «Синий кит» — это и есть разминка перед приходом к молодежи «настоящих наставников», которые очень доступно и популярно расскажут, как интересно и задорно можно играть в эту игру на следующем уровне…
Не хочу менторствовать на тему, «что должно делать в этой ситуации старшее поколение». Могу только рассказать, что делаю и собираюсь делать лично я, спинным хребтом чувствуя цивилизационную угрозу и понимая, что если я не займусь молодыми ребятами прямо сегодня, ими завтра обязательно займутся «мудрые наставники» со священной книгой в руках, — название которой переводится с арабского как «чтение вслух» или «назидание», — и парой кило тротила за пазухой.
Все началось с того, что я учил своих детей сомневаться.
Сомневаться тоже надо уметь, потому что сомнение — это не отрицание всего и с разбегу, не затыкание ушей и глаз, не нигилизм и солипсизм.
Сомневаться надо уметь продуктивно, то есть внимательно слушать, но — слушая, не принимать все на веру, независимо от авторитета оратора, а сверять полученную информацию с информацией из других источников, сопоставлять, анализировать и делать самостоятельные выводы.
Процесс такого обучения прост, как мычание коровы. Сначала надо авторитетно изречь какую-нибудь правдообразную глупость, а потом поинтересоваться: почему ей поверили?
Одним словом, регулярно проделывать то, что мы обычно делаем всего один раз в году — 1 апреля. Это и не напряжно, и весело, и продуцирует множество встречных фантазий на эту же тему.
Но при этом растет умение критически воспринимать полученную информацию, а это — главное.
Затем настала очередь школьных учебников, которые являются прекрасной возможностью потренировать свои навыки критического восприятия.
Все мои заметки на историческую тему — это результат совместного с детьми прочтения и анализа школьного курса, где мы, например, совместно хохотали над Новейшей историей Латвии, в которой беззаветно фельетонирующие национально-ушибленные историки убеждали на голубом глазу, что два батальона школяров могут наголову разгромить 50-тысячное войско ветеранов…
Сейчас детки и их друзья подросли, и предстоит следующий, не менее ответственный, но гораздо более трудоемкий и затратный процесс — дать им возможность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, и что самое трудное — ошибаться, а главное — не бояться делать ошибки.
Осуществлять учебный процесс намерен через живую хозяйственную деятельность и частную инициативу, которая, слава Богу, пока еще не запрещена, хотя уже повсеместно порицается.
Была бы у меня материальный ресурс— предоставил бы возможность им самим спроектировать и построить что-нибудь крутое из разряда hi-tech, вроде летающего автомобиля, ныряющего самолета или светового меча. Но за неимением гербовой приходится писать на простой — и предлагать что-то более скромное, но не менее практичное, а главное — свое собственное их первое дело.
Например, мои юные коллеги, особено те, кто занимается спортом, небезразличны к проблемам здорового питания. На этой почве грех было не предложить им скооперироваться и организовать свою собственную артель здорового питания, чем они и занимаются в настоящее время.
Конечно, для них это уравнение со всеми неизвестными, которые мы понемногу заменяем удобоваримыми определениями и значениями.
Так, никто из моих молодых соратников даже не догадывался, что для того, чтобы стать фермером, совсем не обязательно переезжать из города в деревню, и даже наоборот — иногда именно находясь в городе фермер способен получать от своей фермы наибольшую выгоду.
Необходимо было буквально на пальцах развенчивать миф про катастрофическую убыточность ЛЮБОГО агропроекта, просто предлагая посчитать разницу между ценой картошки в магазине и этой же картошкой, традиционно прилагаемой к гамбургеру.
Ну а сейчас у нас самое интересное — переход от теории к практике, где буквально на каждом шагу — подводные камни и подземные течения, невиданные и неслыханные, потому что ни в школе, ни в вузе не дают знания системно и связанно, благодаря чему клиповое мышление беспрепятственно рулит и в делах, и, что гораздо печальнее, — в головах.
Но ничего, преодолеваем понемногу. Со вполне измеряемыми результатами.
Вот, например, собственноручно (с помощью лома и какой-то матери) построенный птичник, который готов к заселению этой весной, — и в нашей молодежной группе идет оживленная дискуссия о том, какой породы курицы и в каком количестве будут нести достаточно яиц для экологически чистой подкормки наших спортсменов.
А на фото ниже — главный проектировщик, прораб, строитель и потребитель будущей продукции — Алексей Вереденко, имеющий кроме этого объекта в своем багаже множество других активов (черный пояс по карате, статус судьи международного класса, техник-проектировщик и прочая, прочая, прочая…). На фото — до сдачи птичника остается еще неделя:
А следующий его проект — план реконструкции старого здания, к реализации которого мы приступим через месяц. Это цех по переработке плодов и овощей в то, что молодежь больше всего уважает — в соки, в которых нет химии, в чипсы, в которых нет соли, и в прочую сухую, крепленую и так далее, вплоть до непристойного дистиллята, продукцию.
Может ли наша молодежная бригада при этом прогореть? Да как два пальца об асфальт!
И именно на этот случай у меня и припасен в рукаве план «Б», в соответствии с которым неудача — это не повод опускать руки, а наоборот — бесценный опыт, которым просто надо уметь пользоваться, и тогда точно все получится.
Научиться подниматься после падения — наука особенная и чрезвычайно востребованная, которую не преподают ни в одном вузе, но которая так необходима 99% населения.
Важно только не ошибиться с методами и правильно ответить на вопросы:
а) За счет чего?
б) За счет кого?
Вот в этом-то месте и пригодится опора на русскую культуру с ее традиционной общинной взаимопомощью, толокой и теми ста друзьями, которые дороже ста рублей и вряд ли придут на помощь тому, кто не держит «честное слово купеческое», без которого (в одиночку) очень легко падать, но практически нереально заново подниматься.
Молодёжное эссе на заданную тему
Популярный фильм-бомбу моей молодости 1986 года «Легко ли быть молодым» снимать можно ежегодно, и он никогда не потеряет своей актуальности.
Недавно попросили меня написать статью о молодежи, молодежной культуре, и главное — о неустанной заботе, которую проявляют элитарные небожители о подрастающем поколении. Даже предоставили обзор всех речей, которые элитарии извергали на эту тему.
Прочитал я, как Большие Люди говорили большие правильные слова о том, что «молодежь должна осознать», а государство «должно организовать и предоставить», но так и не нашел ни одного слова про собственные планы, про свои личные намерения что-то предоставить и организовать или про свои же успехи в этой области.
Статью написать я не отказался, но честно предупредил, что будет она строго сатирическая или восхитительно брутальная, ибо без мата рассказывать про ИХ заботу о счастливом детстве совсем не получается.
Заказчик от предложения отказался, но проблема-то осталась. Поэтому мне ничего не оставалось, как рассказать про собственные намерения и собственный опыт работы с молодежью, чтобы самому не прослыть губошлепом, который только критикует и ничего не предлагает.
Но для чистоты эксперимента я постарался узнать запросы самой молодежи, в связи с чем развел маленькую социологию среди знакомых мне ребят от 20 до 30, задав всего один вопрос:
«Что беспокоит и тревожит ваше поколение?»
И вот какие первые экспресс-ответы получил буквально накануне (все — рижане):
Алексей Вереденко (выпускник строительного техникума, спортсмен):
— Моя проблема в том, что в мой век будут совершаться исторические события, а я могу лишь наблюдать, я же хочу в них участвовать и хотя бы косвенно влиять на эти события.
Анастасия Лукина (выпускница средней школы):
— Немотивированность молодежи.
Stanislav Semjonov (студент магистратуры):
— Так же могу предположить, что молодому поколению не хватает мудрых, опытных, реализованых наставников.
Знаний в интернете великое множество, но вот кто направит, кто поможет переварить эти знания и показать, как они применяются на практике, а не только в теории?
Лично я предпочитаю общение с наставником, нежели 10-часовой поиск непонятно чего в интернете, ведь знание, на мой взгляд, лучше всего передается от учителя к ученику.
Знаю по опыту, что многие студенты доходят до отчаяния в моем универе от того, что просто некому подсказать, объяснить или просто дать направление.
Из-за отсутствия поддержки мудрых и реализованных профессионалов, которые часто заняты бумажной волокитой, молодые ребята, которые вроде бы выбрали правильное занятие, просто заходят в тупик и часто сдаются, так и не реализовав себя.
Артём Шлома:
— Создают громкое дело, чтобы их след остался на Земле, а потом себя валят!
Либо начинают играть в игру под названием «Синий кит» — режут себе руки.
А потом убивают себя.
(Убил себя — победил, если остался живой — проиграл.)
Ну вот это — прямая речь двадцатилетних, их спонтанные ответы, которые никак и нигде не стыкуются с планами и намерениями «заботящихся» о них высокопосаженных дядь и теть, требующих от государства «углубить», а от молодежи — «осознать».
Суммируя все реплики моих юных друзей, выделю главную проблему, которая их объединяет и откуда растут все их тревоги и страхи:
НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Молодежь вообще и молодые специалисты в частности оказались категорически невостребованы на современном рынке, не говоря уже о современных социальных лифтах, которые все больше и больше приобретают черты сословности.
Нельзя сказать, что работы для них вообще нет. Объявления о приеме на работу пестрят вакансиями с требованиями к соискателям быть «не старше 30, с обязательным 20-летним стажем» или с предложениями заплатить за курсы подготовки с сомнительным результатом.
С грехом пополам можно устроиться на должность «подай-принеси», куда сегодня массово и устраиваются молодые специалисты, работая «свободной кассой» и уже в двадцать начиная с ужасом думать, что так может пройти вся жизнь, ибо, как в анекдоте, «а вот стать полковником ты уже не сможешь, потому что у генерала свой сын имеется…».
И дело даже не в том, что работы хватает на всех — но на всех не хватает зарплаты. Дело в отсутствии понятной перспективы карьерного роста «от посудомойки до шеф-повара». Нет ее, этой перспективы, есть Его Величество Счастливый Случай, лотерея, где главное — не знания и навыки, а умение оказаться в нужное время в нужном месте, когда жизнь превращается в компьютерную игру, этакое казино, где звук и графика обалденные, вот только happy end от играющего зависит все меньше.
Знаю я наизусть и песню старшего поколения:
— Надо искать и не сдаваться.
— Надо понимать и упираться.
— Надо отличать и отличаться.
— И вообще — они сами виноваты…
Однако при личном общении эти благие призывы в прах рассыпаются от встречных вопросов:
— Кто и когда из вопрошающих лично обучал молодежь искусству поиска истины и понимания действительности?
— Кто и как учил их отличать зерна от плевел и объяснял, как отличаться самому так, чтобы потом о тебе упоминали не только криминальные сводки?
— Кто из вас реально учил жить или (усугублю, ибо актуально) — выживать?
Самые заботливые и ответственные родители нанимают репетиторов и записывают детей в студии и секции, учат математике, физике, пению, игре на фортепиано и большому теннису, занимая этим свое чадо от рассвета до заката.
И за всем этим хороводом не хватает времени на то, чтобы научить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять и делать выводы, а не доверять этот процесс взрослым и «ну очень авторитетным представителям экспертного сообщества»…
Когда в ответ на эти вопросы заводят шарманку про «государство должно организовать…», я начинаю активно грустить и отходить в сторону.
Государство, как писал бессмертный Ильич, это аппарат насилия, перераспределяющий материальные ценности — или, другими словами, группа людей, основная функция которых — отнимать и делить.
Этим они и занимаются, и вроде, слава Богу, справляются.
Построение же межличностных, корпоративных и семейных отношений для государства, то есть для власти, может быть и важный, но далеко не первый вопрос в повестке дня.
Так что придется его решать самим — и чем быстрее, тем лучше, потому что уже появилась и быстро завоевывает место под солнцем альтернатива, представителем и лидером которой является всемирный Халифат, который точно найдет (уже нашел) ВСЕЙ нашей молодежи самое незамысловатое применение, в котором будущее обещает быть ярким, фееричным, наполненным событиями и богатыми впечатлениями, но крайне коротким по продолжительности.
Собственно, пресловутый «Синий кит» — это и есть разминка перед приходом к молодежи «настоящих наставников», которые очень доступно и популярно расскажут, как интересно и задорно можно играть в эту игру на следующем уровне…
Не хочу менторствовать на тему, «что должно делать в этой ситуации старшее поколение». Могу только рассказать, что делаю и собираюсь делать лично я, спинным хребтом чувствуя цивилизационную угрозу и понимая, что если я не займусь молодыми ребятами прямо сегодня, ими завтра обязательно займутся «мудрые наставники» со священной книгой в руках, — название которой переводится с арабского как «чтение вслух» или «назидание», — и парой кило тротила за пазухой.
Все началось с того, что я учил своих детей сомневаться.
Сомневаться тоже надо уметь, потому что сомнение — это не отрицание всего и с разбегу, не затыкание ушей и глаз, не нигилизм и солипсизм.
Сомневаться надо уметь продуктивно, то есть внимательно слушать, но — слушая, не принимать все на веру, независимо от авторитета оратора, а сверять полученную информацию с информацией из других источников, сопоставлять, анализировать и делать самостоятельные выводы.
Процесс такого обучения прост, как мычание коровы. Сначала надо авторитетно изречь какую-нибудь правдообразную глупость, а потом поинтересоваться: почему ей поверили?
Одним словом, регулярно проделывать то, что мы обычно делаем всего один раз в году — 1 апреля. Это и не напряжно, и весело, и продуцирует множество встречных фантазий на эту же тему.
Но при этом растет умение критически воспринимать полученную информацию, а это — главное.
Затем настала очередь школьных учебников, которые являются прекрасной возможностью потренировать свои навыки критического восприятия.
Все мои заметки на историческую тему — это результат совместного с детьми прочтения и анализа школьного курса, где мы, например, совместно хохотали над Новейшей историей Латвии, в которой беззаветно фельетонирующие национально-ушибленные историки убеждали на голубом глазу, что два батальона школяров могут наголову разгромить 50-тысячное войско ветеранов…
Сейчас детки и их друзья подросли, и предстоит следующий, не менее ответственный, но гораздо более трудоемкий и затратный процесс — дать им возможность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, и что самое трудное — ошибаться, а главное — не бояться делать ошибки.
Осуществлять учебный процесс намерен через живую хозяйственную деятельность и частную инициативу, которая, слава Богу, пока еще не запрещена, хотя уже повсеместно порицается.
Была бы у меня материальный ресурс— предоставил бы возможность им самим спроектировать и построить что-нибудь крутое из разряда hi-tech, вроде летающего автомобиля, ныряющего самолета или светового меча. Но за неимением гербовой приходится писать на простой — и предлагать что-то более скромное, но не менее практичное, а главное — свое собственное их первое дело.
Например, мои юные коллеги, особено те, кто занимается спортом, небезразличны к проблемам здорового питания. На этой почве грех было не предложить им скооперироваться и организовать свою собственную артель здорового питания, чем они и занимаются в настоящее время.
Конечно, для них это уравнение со всеми неизвестными, которые мы понемногу заменяем удобоваримыми определениями и значениями.
Так, никто из моих молодых соратников даже не догадывался, что для того, чтобы стать фермером, совсем не обязательно переезжать из города в деревню, и даже наоборот — иногда именно находясь в городе фермер способен получать от своей фермы наибольшую выгоду.
Необходимо было буквально на пальцах развенчивать миф про катастрофическую убыточность ЛЮБОГО агропроекта, просто предлагая посчитать разницу между ценой картошки в магазине и этой же картошкой, традиционно прилагаемой к гамбургеру.
Ну а сейчас у нас самое интересное — переход от теории к практике, где буквально на каждом шагу — подводные камни и подземные течения, невиданные и неслыханные, потому что ни в школе, ни в вузе не дают знания системно и связанно, благодаря чему клиповое мышление беспрепятственно рулит и в делах, и, что гораздо печальнее, — в головах.
Но ничего, преодолеваем понемногу. Со вполне измеряемыми результатами.
Вот, например, собственноручно (с помощью лома и какой-то матери) построенный птичник, который готов к заселению этой весной, — и в нашей молодежной группе идет оживленная дискуссия о том, какой породы курицы и в каком количестве будут нести достаточно яиц для экологически чистой подкормки наших спортсменов.
А на фото ниже — главный проектировщик, прораб, строитель и потребитель будущей продукции — Алексей Вереденко, имеющий кроме этого объекта в своем багаже множество других активов (черный пояс по карате, статус судьи международного класса, техник-проектировщик и прочая, прочая, прочая…). На фото — до сдачи птичника остается еще неделя:
А следующий его проект — план реконструкции старого здания, к реализации которого мы приступим через месяц. Это цех по переработке плодов и овощей в то, что молодежь больше всего уважает — в соки, в которых нет химии, в чипсы, в которых нет соли, и в прочую сухую, крепленую и так далее, вплоть до непристойного дистиллята, продукцию.
Может ли наша молодежная бригада при этом прогореть? Да как два пальца об асфальт!
И именно на этот случай у меня и припасен в рукаве план «Б», в соответствии с которым неудача — это не повод опускать руки, а наоборот — бесценный опыт, которым просто надо уметь пользоваться, и тогда точно все получится.
Научиться подниматься после падения — наука особенная и чрезвычайно востребованная, которую не преподают ни в одном вузе, но которая так необходима 99% населения.
Важно только не ошибиться с методами и правильно ответить на вопросы:
а) За счет чего?
б) За счет кого?
Вот в этом-то месте и пригодится опора на русскую культуру с ее традиционной общинной взаимопомощью, толокой и теми ста друзьями, которые дороже ста рублей и вряд ли придут на помощь тому, кто не держит «честное слово купеческое», без которого (в одиночку) очень легко падать, но практически нереально заново подниматься.
Вот таким образом я себе и представляю реальную работу с реальными молодыми людьми — с повышением их культурного и общеобразовательного тезауруса.
А все эти диванно-кабинетные призывы «молодежи — осознать», «государству — организовать», это точно не для меня. И не надо ко мне обращаться с просьбой эту лабуду освещать и тем более пропагандировать. Мы пойдем другим путем…
Комментариев нет:
Отправить комментарий