09.03.17.
М. Синельников-Оришак
Моя цель та же. Только для взрослых и наоборот: детишек учат от простого — к сложному, я же переучиваю от сложного — к простому. А то многие воспринимают экономику не иначе, как Книгу судеб. И, порой, сходят с ума от того, что на экранах мониторов и телевизоров скачут какие-то циферки.
Сразу определимся с понятиями. Я не стану приводить классические определения Валового Внутреннего Продукта, с употреблением наукообразных терминов и формул — для этого существуют другие источники.
В своём собственном Экономическом анти-словаре я даю следующее определение: На эти три буквы посылают, когда хотят продемонстрировать государственную мощь, либо напротив — немощь. Сакрально-фаллический символ, который должен только расти. Доказывает, что коммунизм — полностью «импотентен» из-за отсутствия денежных отношений. Согласно данной теории, три официанта по совокупности, всегда важнее одного повара. Короче говоря, ВВП — это денежная сумма проданного и купленного за год в отдельно взятой стране.
Когда-то государственное могущество определяли показатели объективные — площадь, количество ресурсов, победы в войне, конкретные достижения человеческого прогресса и т. д. Но вот «пришла лягушка и съела кузнеца» — эта детская песенка поможет вам запомнить, с чего всё началось. Только не лягушка, а — «жаба» (так иногда называют жадность). И Кузнеца с большой буквы.
Несмотря на заморское имя, Саймон Кузнец почти наш человек и до того, как перебрался в США, он откликался на Семёна Абрамовича. Родился в Белоруссии, жил на Украине, и даже поработал на большевиков, опубликовав первый научный труд «Денежная заработная плата рабочих и служащих фабрично-заводской промышленности г. Харькова в 1920 г.». Через пару лет эмигрировал в Нью-Йорк через Польшу.
Надо сказать, что Семён Абрамович с детства обожал читать и считать, поэтому в США продолжил любимое занятие. Как известно, если долго мучиться, что-нибудь обязательно получится. У Абрамовича (с ударением на второй слог) получилась… экономика.
Да- да, именно его называют «папашей» экономики как теоретической науки, и «крёстным отцом» ВВП. При этом сам Кузнец (вот умище-то!) скептически относился к «обожествлению», наверное, потому что слишком хорошо знал предмет, которому посвятил всю свою жизнь. Что, впрочем, также не мешало ему сильно заблуждаться.
Однажды он выдвинул гипотезу, получившую название «Кривая Кузнеца», что в странах с «недоразвитой» экономикой неравенство доходов сперва возрастает, но по мере экономического роста, начинает спадать. Увы, реальность его поправила, а нынешнее соотношение между богатыми и бедными например, в США — окончательно «добила». Это для сведения тем, кто с пиететом относится к другому, более известному детищу Кузнеца — созданной им системе ВВП.
До того, как впасть в Великую депрессию в Америке вообще не представляли, насколько они «круты». И никто не представлял. Пока в Департаменте коммерции США (министерстве торговли по-нашему) не решили — так больше жить нельзя. Надо всё измерить и сосчитать в «депрессивном» государстве, а то одни говорят — мы уже выздоравливаем, другие — нам полный конец! И кому тут верить? Правильно — ведущему специалисту Саймону Кузнецу.
Несколько лет (тридцатые годы прошлого столетия) бился Кузнец над проблемой. И, наконец, его осенило — всё же имеет стоимость! Давайте складывать, а иногда и делить. Но не как Шариков «на всех», а, допустим, на некий, придуманный индекс, чтоб было чем ответить на колебания цен. В итоге получим всеобщее «счастье», именуемое «реальным ВВП».
Не менее «коСмична» формула для вычисления «счастья персонального», то есть «ВВП на душу населения», когда сумма цен «бьётся» на количество «едоков». В результате получается … первая «нестыковочка», и какое-нибудь великое царство Люксембург в «подушном исчисление» запросто вырывается впереди планеты всей. Каким, спрашивается, образом?
Для пущей ясности везде станем оперировать долларами США. «Низкопоклонство» объясняется тем, что, во-первых, оттуда всё пошло (ударение на последний слог). Во-вторых, пересчет по курсам валют вкупе с «паритетом покупательской способности» лишь уводит от понимания сути. А она кристальна: ВВП, как система своеобразных координат даёт ЛОЖНОЕ представление о степени могущества того, или иного государства вообще и уровня благосостояния населения, в частности.
Кто не забыл — экономика переводится с древнегреческого «искусством ведения домашнего хозяйства», поэтому объяснимся не на «слонах», а на «мышах». Если экономика действительно наука, как её пытаются изобразить, то от величины показателей, не должен зависеть сам метод. Проще говоря, в математике дважды два четыре, и не важно, перемножаются единицы или триллионы.
Итак, представьте, в одном «домохозяйстве» всё происходит за деньги, которые члены семьи платят друг другу. Жена за доллары варит суп, муж не бесплатно красит потолок, брат за 3 доллара консультирует сестру, что той надеть, дед копает грядки за 15 долларов, а бабка вяжет и продаёт носки, по доллару за штуку. Почему столько? Потому что они все согласны, а у бабки носки дороже просто никто не покупает.
У соседей иной подход — дети хлопочут по хозяйству бесплатно, бабка вместо конечного продукта — пирогов, гонит за деньги сырьё — вишню с яблоками. А отец-вдовец взял, да и женился на служанке, чем по известной иронии Альфреда Софи (про экономку и Париж), ещё больше уронил ВВП.
И хоть участок у них больше (достался в наследство), едят досыта (кого-то, может, и обделяют, но так в семье сложилось), одеваются и не мёрзнут, с точки зрения экономических показателей живут хуже соседей в разы. Как в том анекдоте про армянское радио: армяне лучше, чем грузины! Чем? Чем грузины!
И ничего, например, что консультации по одежде, кроме взбалмошной сестры никому больше на фиг не нужны. Крашеный потолок из дома не вынесешь, приготовленный суп имеет настолько специфический вкус, что его могут кушать только в одной семье. Дед «ломит» за свои грядки непомерную цену, которую ему платят из жалости. А бабка иногда «барыжит» носками, которые ещё не связала («фьючерсы»), хотя аванс уже взяла и в семейную кубышку положила.
Единственное реально сопоставимое — это высокотехнологичный продукт — носки против дешевых яблок, которые вторая бабка не хочет (или ленится) переработать в пироги, тем самым, увеличив прибавочную стоимость. Хотя, с другой стороны, рынок носков более ёмкий, тогда как насыщение яблоками, даже не переработанными, может происходить не в пример дольше. И при резком изменении конъюнктуры — не дай Бог! — катаклизме, носками сыт не будешь.
По версии Международного Валютного Фонда (есть и другие «версии» подсчётов) в 2013 году (специально беру «до санкционный» период) ВВП США составлял 16663 млрд. долларов. России — 3734 млрд. долларов. Когда хотят «унасекомить», то называют подобные пропорции с дрожью в голосе, дескать, мы не просто в опасности, мы гораздо глубже.
При этом структура ВВП примерно следующая. В США доля сельского хозяйства — 1,1%, промышленности — 19,5%, 79,4% - УСЛУГИ.
В России: сельское хозяйство — 4%, промышленность — 36,3%, УСЛУГИ — 59,7%.
Можно ли, а главное НУЖНО ЛИ мериться «услугами», какой юрист «юристее»? И станем ли мы благополучнее, задрав ВВП легализацией проституции и торговлей наркотиками?
Вернёмся к нашим «домохозяйствам». Знаете, как вторым кардинально «улучшить» свои «макропоказатели» по сравнению с первыми? Сжечь дом. Землетрясения, наводнения, пожары — все это требует восстановления и, соответственно, увеличения «финансовых взаимоотношений». Согласно нынешним формулам, катастрофы способствуют экономическому росту. Представляете, как обрадуется вторая семья, такому росту ВВП? Опять напоминаю Альфреда Софи — женитесь на экономке и ваш ВВП упадёт, сожгите Париж и он вырастет.
Полегчает ли бабке, если вырубить её яблони и продать на дрова? С точки зрения ВВП — однозначно. Этот «продукт» всегда поощряет поедание самих себя, лишь бы расти. Правда, вечных двигателей не бывает — но то для физиков, а для экономистов в их «искусстве ведения домашнего хозяйства» возможно всё.
«ВВП на душу населения» определяет состояние души с той же долей погрешности, что и гороскоп. А уж мериться им всё равно, что размером мужского достоинства. При одних обстоятельствах, например, встрече с девушками, размер может иметь значение, при других — встрече с хулиганами — очень вряд ли.
Ну, и в заключение позвольте цитату: «Корреляция между изменениями ВВП и действительным благосостоянием отсутствует. Не надо заниматься спекулятивным теоретизированием». И подпись: Саймон (Семён Абрамович) Кузнец.
М. Синельников-Оришак
Кто придумал мерить могущество государства по его Внутреннему Валовому Продукту
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Нынче приручают к экономике с пелёнок. Из аннотации пособия «Экономические сказки для дошкольников»: «Народная сказка воспитывает у детей такие экономические качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность… На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления…»Моя цель та же. Только для взрослых и наоборот: детишек учат от простого — к сложному, я же переучиваю от сложного — к простому. А то многие воспринимают экономику не иначе, как Книгу судеб. И, порой, сходят с ума от того, что на экранах мониторов и телевизоров скачут какие-то циферки.
Сразу определимся с понятиями. Я не стану приводить классические определения Валового Внутреннего Продукта, с употреблением наукообразных терминов и формул — для этого существуют другие источники.
В своём собственном Экономическом анти-словаре я даю следующее определение: На эти три буквы посылают, когда хотят продемонстрировать государственную мощь, либо напротив — немощь. Сакрально-фаллический символ, который должен только расти. Доказывает, что коммунизм — полностью «импотентен» из-за отсутствия денежных отношений. Согласно данной теории, три официанта по совокупности, всегда важнее одного повара. Короче говоря, ВВП — это денежная сумма проданного и купленного за год в отдельно взятой стране.
Когда-то государственное могущество определяли показатели объективные — площадь, количество ресурсов, победы в войне, конкретные достижения человеческого прогресса и т. д. Но вот «пришла лягушка и съела кузнеца» — эта детская песенка поможет вам запомнить, с чего всё началось. Только не лягушка, а — «жаба» (так иногда называют жадность). И Кузнеца с большой буквы.
Несмотря на заморское имя, Саймон Кузнец почти наш человек и до того, как перебрался в США, он откликался на Семёна Абрамовича. Родился в Белоруссии, жил на Украине, и даже поработал на большевиков, опубликовав первый научный труд «Денежная заработная плата рабочих и служащих фабрично-заводской промышленности г. Харькова в 1920 г.». Через пару лет эмигрировал в Нью-Йорк через Польшу.
Надо сказать, что Семён Абрамович с детства обожал читать и считать, поэтому в США продолжил любимое занятие. Как известно, если долго мучиться, что-нибудь обязательно получится. У Абрамовича (с ударением на второй слог) получилась… экономика.
Да- да, именно его называют «папашей» экономики как теоретической науки, и «крёстным отцом» ВВП. При этом сам Кузнец (вот умище-то!) скептически относился к «обожествлению», наверное, потому что слишком хорошо знал предмет, которому посвятил всю свою жизнь. Что, впрочем, также не мешало ему сильно заблуждаться.
Однажды он выдвинул гипотезу, получившую название «Кривая Кузнеца», что в странах с «недоразвитой» экономикой неравенство доходов сперва возрастает, но по мере экономического роста, начинает спадать. Увы, реальность его поправила, а нынешнее соотношение между богатыми и бедными например, в США — окончательно «добила». Это для сведения тем, кто с пиететом относится к другому, более известному детищу Кузнеца — созданной им системе ВВП.
До того, как впасть в Великую депрессию в Америке вообще не представляли, насколько они «круты». И никто не представлял. Пока в Департаменте коммерции США (министерстве торговли по-нашему) не решили — так больше жить нельзя. Надо всё измерить и сосчитать в «депрессивном» государстве, а то одни говорят — мы уже выздоравливаем, другие — нам полный конец! И кому тут верить? Правильно — ведущему специалисту Саймону Кузнецу.
Несколько лет (тридцатые годы прошлого столетия) бился Кузнец над проблемой. И, наконец, его осенило — всё же имеет стоимость! Давайте складывать, а иногда и делить. Но не как Шариков «на всех», а, допустим, на некий, придуманный индекс, чтоб было чем ответить на колебания цен. В итоге получим всеобщее «счастье», именуемое «реальным ВВП».
Не менее «коСмична» формула для вычисления «счастья персонального», то есть «ВВП на душу населения», когда сумма цен «бьётся» на количество «едоков». В результате получается … первая «нестыковочка», и какое-нибудь великое царство Люксембург в «подушном исчисление» запросто вырывается впереди планеты всей. Каким, спрашивается, образом?
Для пущей ясности везде станем оперировать долларами США. «Низкопоклонство» объясняется тем, что, во-первых, оттуда всё пошло (ударение на последний слог). Во-вторых, пересчет по курсам валют вкупе с «паритетом покупательской способности» лишь уводит от понимания сути. А она кристальна: ВВП, как система своеобразных координат даёт ЛОЖНОЕ представление о степени могущества того, или иного государства вообще и уровня благосостояния населения, в частности.
Кто не забыл — экономика переводится с древнегреческого «искусством ведения домашнего хозяйства», поэтому объяснимся не на «слонах», а на «мышах». Если экономика действительно наука, как её пытаются изобразить, то от величины показателей, не должен зависеть сам метод. Проще говоря, в математике дважды два четыре, и не важно, перемножаются единицы или триллионы.
Итак, представьте, в одном «домохозяйстве» всё происходит за деньги, которые члены семьи платят друг другу. Жена за доллары варит суп, муж не бесплатно красит потолок, брат за 3 доллара консультирует сестру, что той надеть, дед копает грядки за 15 долларов, а бабка вяжет и продаёт носки, по доллару за штуку. Почему столько? Потому что они все согласны, а у бабки носки дороже просто никто не покупает.
У соседей иной подход — дети хлопочут по хозяйству бесплатно, бабка вместо конечного продукта — пирогов, гонит за деньги сырьё — вишню с яблоками. А отец-вдовец взял, да и женился на служанке, чем по известной иронии Альфреда Софи (про экономку и Париж), ещё больше уронил ВВП.
И хоть участок у них больше (достался в наследство), едят досыта (кого-то, может, и обделяют, но так в семье сложилось), одеваются и не мёрзнут, с точки зрения экономических показателей живут хуже соседей в разы. Как в том анекдоте про армянское радио: армяне лучше, чем грузины! Чем? Чем грузины!
И ничего, например, что консультации по одежде, кроме взбалмошной сестры никому больше на фиг не нужны. Крашеный потолок из дома не вынесешь, приготовленный суп имеет настолько специфический вкус, что его могут кушать только в одной семье. Дед «ломит» за свои грядки непомерную цену, которую ему платят из жалости. А бабка иногда «барыжит» носками, которые ещё не связала («фьючерсы»), хотя аванс уже взяла и в семейную кубышку положила.
Единственное реально сопоставимое — это высокотехнологичный продукт — носки против дешевых яблок, которые вторая бабка не хочет (или ленится) переработать в пироги, тем самым, увеличив прибавочную стоимость. Хотя, с другой стороны, рынок носков более ёмкий, тогда как насыщение яблоками, даже не переработанными, может происходить не в пример дольше. И при резком изменении конъюнктуры — не дай Бог! — катаклизме, носками сыт не будешь.
По версии Международного Валютного Фонда (есть и другие «версии» подсчётов) в 2013 году (специально беру «до санкционный» период) ВВП США составлял 16663 млрд. долларов. России — 3734 млрд. долларов. Когда хотят «унасекомить», то называют подобные пропорции с дрожью в голосе, дескать, мы не просто в опасности, мы гораздо глубже.
При этом структура ВВП примерно следующая. В США доля сельского хозяйства — 1,1%, промышленности — 19,5%, 79,4% - УСЛУГИ.
В России: сельское хозяйство — 4%, промышленность — 36,3%, УСЛУГИ — 59,7%.
Можно ли, а главное НУЖНО ЛИ мериться «услугами», какой юрист «юристее»? И станем ли мы благополучнее, задрав ВВП легализацией проституции и торговлей наркотиками?
Вернёмся к нашим «домохозяйствам». Знаете, как вторым кардинально «улучшить» свои «макропоказатели» по сравнению с первыми? Сжечь дом. Землетрясения, наводнения, пожары — все это требует восстановления и, соответственно, увеличения «финансовых взаимоотношений». Согласно нынешним формулам, катастрофы способствуют экономическому росту. Представляете, как обрадуется вторая семья, такому росту ВВП? Опять напоминаю Альфреда Софи — женитесь на экономке и ваш ВВП упадёт, сожгите Париж и он вырастет.
Полегчает ли бабке, если вырубить её яблони и продать на дрова? С точки зрения ВВП — однозначно. Этот «продукт» всегда поощряет поедание самих себя, лишь бы расти. Правда, вечных двигателей не бывает — но то для физиков, а для экономистов в их «искусстве ведения домашнего хозяйства» возможно всё.
«ВВП на душу населения» определяет состояние души с той же долей погрешности, что и гороскоп. А уж мериться им всё равно, что размером мужского достоинства. При одних обстоятельствах, например, встрече с девушками, размер может иметь значение, при других — встрече с хулиганами — очень вряд ли.
Ну, и в заключение позвольте цитату: «Корреляция между изменениями ВВП и действительным благосостоянием отсутствует. Не надо заниматься спекулятивным теоретизированием». И подпись: Саймон (Семён Абрамович) Кузнец.
Комментариев нет:
Отправить комментарий