Вчера поравалийцы открыли мне глаза. Россия, оказывается, ничего не производит. Заводы гниют и гибнут, фабрики умирают. Мы теперь можем только бессмысленно проедать нефть… Все полимеры потеряны, выхода нет!
Что же, у меня есть небольшой сюрприз для тракторолюбивых поросят. «Ростехнологии» успешно завершили оздоровление «ВСМПО-Ависма»:
http://lenta.ru/news/2012/11/27/rosteh/
Теперь, когда на предприятии наведён порядок и его светлое финансовое будущее гарантировано минимум до 2018 года, «Ростехнологии» оставляют себе для контроля 25% акций и сосредотачивают усилия на оставшихся стратегических «пациентах».
Что такое «ВСПМО-Ависма»?
Это крупнейший производитель титана в мире:
http://www.vsmpo.ru/ru/pages/Korporacij a_segodnja
Среди длинного перечня именитых клиентов (типа того же Rolls-Royce), выделяются два авиаконцерна. «ВСМПО-Ависма» обеспечивает титаном до 35-40% всех потребностей американского Boeing и до 65% — концерна EADS, куда входит французский Airbus.
Боинг и Айрбас — крупнейшие авиастроительные корпорации мира, они могут себе позволить закупать титан в разных местах. А вот, например, бразильскую Embraer мы обеспечиваем титаном на все 100%:
http://www.vsmpo.ru/ru/pages/Partne ri
Без нас они строить самолёты не смогут вообще. При этом, что важно, самолёты — это очень долгоиграющая история. Там всё просчитывают на десятилетия вперёд. Американцы, например, уже планируют закупки титана «ВСМПО-Ависма» до 2042 года. На эти цели они закладывают в бюджет 18 миллиардов долларов:
http://www.aex.ru/news/2012/5/31/95651/
Чтобы лучше представить масштабы, 18 миллиардов долларов — это чуть меньше, чем ВВП Эстонии и чуть больше, чем ВВП Афганистана. Это очень серьёзный бизнес, господа.
А ведь в первой половине двухтысячных всё чуть не накрылось титановым тазом. Тогда «ВСМПО-Ависма» по уши погрязла в грызне собственников и в судах. Акционеры досудились до того, что в 2005 году ФСФР даже остановила на четыре месяца торги акциями «ВСПМО-Ависма» на РТС и ММВБ:
http://www.aviaport.ru/digest/2006/01/2 6/100105.html
Ни о каком развитии, разумеется, и речи идти не могло. Покупатели титана не хотели заключать долгосрочные контракты с предприятием, которое собственники рвали в процессе грызни на куски.
Поэтому в 2006 году государство взяло решение проблемы в свои руки и выкупило значительную часть акций у спорщиков. На «ВСПМО-Ависма» пришла команда Сергея Чемезова (он в то время был генеральным директором «Рособоронэкспорта»):
http://www.rg.ru/2006/09/12/rosoboronek sport-anons.html
В 2007 году «ВСМПО-Ависма» вошла в состав «Ростехнологий»:
http://www.rostechnologii.ru/archiv e/0/detail.php?ID=11436
Тогда же была принята инвестиционная пятилетняя программа развития объёмом в один миллиард долларов. Излишне говорить, что без помощи государства такие деньги предприятию с невнятной собственностью никто бы не дал.
Программа развития создавалась в соответствии с планами мировых авиаконцернов, у которых пик потребления титана должен был начаться как раз сейчас, в 2012–2013 годах. В Свердловской области даже образовали СП Boeing и «ВСМПО-Ависма»:
http://www.boeing.ru/«Боинг»-в-России/Дочерние-компании/Ural-Boeing-M anufacturing
Однако кризис 2008 года помешал этим планам. У Boeing и Airbus возникли проблемы с лайнерами Boeing 787 Dreamliner, Boeing 747-800 и А380. Из-за этого портфель заказов резко просел. Надо было искать новые кредиты и новых клиентов. Далеко не факт, кстати, что предприятие сумело бы продержаться без помощи госкорпорации. Останься оно частным, его скорее всего ждало бы банкротство.
«Ростехнологии» же просто растянули инвестпрограмму до 2015 года и сократили годовой объём вложений с 350 до 200 миллионов долларов:
http://www.rusmet.ru/news.php?act=show_ news_item&id=52102
Кроме того, корпорации удалось избежать увольнений благодаря временному переводу части персонала на четырёхдневную рабочую неделю:
http://www.metaltorg.ru/news/market_sho w.php?id=10046804&date=1258353000
Забегая вперёд скажу, что сейчас сотрудники уже снова работают по нормальной пятидневке. Примерно к 2010 году связанные с кризисом проблемы были более-менее успешно преодолены. А к 2012 году среднюю зарплату на предприятии удалось повысить в полтора раза от кризисного уровня — до 28 тысяч рублей.
Тогда же, в 2010 году, снова зашевелились американцы. Совместный с Боингом исследовательский центр заработал и начал выдавать новые сплавы:
http://www.vsmpo.ru/ru/news/181/boing_i _vsmpoavisma_sozdayut_innovacionnyy_nauc hnoissledovatelskiy_centr
Например, наши учёные разработали высокопрочный титановый сплав Ti5553, который позволил значительно снизить вес самолета. Что такое для самолёта вес, думаю, объяснять не надо (это напрямую связано с расходом топлива). Этот сплав применяется в деталях самолета Boeing-787 Dreamliner:
http://www.aviaport.ru/digest/2012/10/3 0/243196.html
Совместное с Боингом предприятие на Урале тоже ожило. Недавно в Россию приезжал директор гражданского подразделения Боинга Рэй Коннер. Он договорился с Чемезовым о дополнительных инвестициях в завод в размере 12 млн долларов для модернизации мощностей. Под это дело СП уже приобрело 4 новейших механообрабатывающих станка.
Теперь сладкое. О сравнении с временами СССР. «Ростехнологиям» удалось за последние три года увеличить производство титана с 20 до 31 тысячи тонн в год. Это исторический максимум: на 10% больше, чем в самый тучный советский год. При этом по планам объём будет расти и дальше, и к 2015 году достигнет планки в 40 тысяч тонн.
Что важно, компания работает в строгий плюс. С 2009 года чистую прибыль удалось увеличить в 40 раз — со 173 миллионов до 7,1 миллиардов рублей. Принятая перед кризисом инвестпрограмма выполнена на 80%. Предприятие можно считать практически здоровым.
Собственно, именно в этом и заключается цель «Ростехнологий» — санитара бизнеса. Госкорпорация приходит на слабые и больные предприятия, наводит на них порядок, выгоняет на мороз бандитов, бездельников и коррупционеров. Когда будущее компании становится более-менее понятным, «Ростехнологии» выходят из нее, оставляя себе для контроля блокирующий пакет акций.
Конкретно в случае с «ВСМПО-Ависма» акции были проданы тем людям, которые несколько лет руководили предприятием, договаривались с рабочими, расширяли производство — самому менеджменту. Как показывают финансовые и прочие результаты, с управлением они справляются весьма неплохо. Ввязаться же снова в акционерные разборки у них теперь не получится, в структуре собственности и кредитах наведён полный порядок.
Завершение оздоровления «ВСМПО-Ависма» — очень важное событие для России. В состав «Ростехнологий» входит сейчас более 660 организаций, и всем им предстоит проделать примерно такой же путь: лечение под наблюдением корпорации и дальнейший выход на рыночные просторы.
При этом, если раньше ещё можно было сомневаться в том, что в руках «Ростехнологий» пациенты будут выздоравливать, то теперь таланты Сергея Чемезова как профессионального антикризисного менеджера уже более чем очевидны.
Update. Прозреваю бурную радость успехам России на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/95 9024-echo/#comments
Среди длинного перечня именитых клиентов (типа того же Rolls-Royce), выделяются два авиаконцерна. «ВСМПО-Ависма» обеспечивает титаном до 35-40% всех потребностей американского Boeing и до 65% — концерна EADS, куда входит французский Airbus.
Боинг и Айрбас — крупнейшие авиастроительные корпорации мира, они могут себе позволить закупать титан в разных местах. А вот, например, бразильскую Embraer мы обеспечиваем титаном на все 100%:
http://www.vsmpo.ru/ru/pages/Partne
Без нас они строить самолёты не смогут вообще. При этом, что важно, самолёты — это очень долгоиграющая история. Там всё просчитывают на десятилетия вперёд. Американцы, например, уже планируют закупки титана «ВСМПО-Ависма» до 2042 года. На эти цели они закладывают в бюджет 18 миллиардов долларов:
http://www.aex.ru/news/2012/5/31/95651/
Чтобы лучше представить масштабы, 18 миллиардов долларов — это чуть меньше, чем ВВП Эстонии и чуть больше, чем ВВП Афганистана. Это очень серьёзный бизнес, господа.
А ведь в первой половине двухтысячных всё чуть не накрылось титановым тазом. Тогда «ВСМПО-Ависма» по уши погрязла в грызне собственников и в судах. Акционеры досудились до того, что в 2005 году ФСФР даже остановила на четыре месяца торги акциями «ВСПМО-Ависма» на РТС и ММВБ:
http://www.aviaport.ru/digest/2006/01/2
Ни о каком развитии, разумеется, и речи идти не могло. Покупатели титана не хотели заключать долгосрочные контракты с предприятием, которое собственники рвали в процессе грызни на куски.
Поэтому в 2006 году государство взяло решение проблемы в свои руки и выкупило значительную часть акций у спорщиков. На «ВСПМО-Ависма» пришла команда Сергея Чемезова (он в то время был генеральным директором «Рособоронэкспорта»):
http://www.rg.ru/2006/09/12/rosoboronek
В 2007 году «ВСМПО-Ависма» вошла в состав «Ростехнологий»:
http://www.rostechnologii.ru/archiv
Тогда же была принята инвестиционная пятилетняя программа развития объёмом в один миллиард долларов. Излишне говорить, что без помощи государства такие деньги предприятию с невнятной собственностью никто бы не дал.
Программа развития создавалась в соответствии с планами мировых авиаконцернов, у которых пик потребления титана должен был начаться как раз сейчас, в 2012–2013 годах. В Свердловской области даже образовали СП Boeing и «ВСМПО-Ависма»:
http://www.boeing.ru/«Боинг»-в-России/Дочерние-компании/Ural-Boeing-M
Однако кризис 2008 года помешал этим планам. У Boeing и Airbus возникли проблемы с лайнерами Boeing 787 Dreamliner, Boeing 747-800 и А380. Из-за этого портфель заказов резко просел. Надо было искать новые кредиты и новых клиентов. Далеко не факт, кстати, что предприятие сумело бы продержаться без помощи госкорпорации. Останься оно частным, его скорее всего ждало бы банкротство.
«Ростехнологии» же просто растянули инвестпрограмму до 2015 года и сократили годовой объём вложений с 350 до 200 миллионов долларов:
http://www.rusmet.ru/news.php?act=show_
Кроме того, корпорации удалось избежать увольнений благодаря временному переводу части персонала на четырёхдневную рабочую неделю:
http://www.metaltorg.ru/news/market_sho
Забегая вперёд скажу, что сейчас сотрудники уже снова работают по нормальной пятидневке. Примерно к 2010 году связанные с кризисом проблемы были более-менее успешно преодолены. А к 2012 году среднюю зарплату на предприятии удалось повысить в полтора раза от кризисного уровня — до 28 тысяч рублей.
Тогда же, в 2010 году, снова зашевелились американцы. Совместный с Боингом исследовательский центр заработал и начал выдавать новые сплавы:
http://www.vsmpo.ru/ru/news/181/boing_i
Например, наши учёные разработали высокопрочный титановый сплав Ti5553, который позволил значительно снизить вес самолета. Что такое для самолёта вес, думаю, объяснять не надо (это напрямую связано с расходом топлива). Этот сплав применяется в деталях самолета Boeing-787 Dreamliner:
http://www.aviaport.ru/digest/2012/10/3
Совместное с Боингом предприятие на Урале тоже ожило. Недавно в Россию приезжал директор гражданского подразделения Боинга Рэй Коннер. Он договорился с Чемезовым о дополнительных инвестициях в завод в размере 12 млн долларов для модернизации мощностей. Под это дело СП уже приобрело 4 новейших механообрабатывающих станка.
Теперь сладкое. О сравнении с временами СССР. «Ростехнологиям» удалось за последние три года увеличить производство титана с 20 до 31 тысячи тонн в год. Это исторический максимум: на 10% больше, чем в самый тучный советский год. При этом по планам объём будет расти и дальше, и к 2015 году достигнет планки в 40 тысяч тонн.
Что важно, компания работает в строгий плюс. С 2009 года чистую прибыль удалось увеличить в 40 раз — со 173 миллионов до 7,1 миллиардов рублей. Принятая перед кризисом инвестпрограмма выполнена на 80%. Предприятие можно считать практически здоровым.
Собственно, именно в этом и заключается цель «Ростехнологий» — санитара бизнеса. Госкорпорация приходит на слабые и больные предприятия, наводит на них порядок, выгоняет на мороз бандитов, бездельников и коррупционеров. Когда будущее компании становится более-менее понятным, «Ростехнологии» выходят из нее, оставляя себе для контроля блокирующий пакет акций.
Конкретно в случае с «ВСМПО-Ависма» акции были проданы тем людям, которые несколько лет руководили предприятием, договаривались с рабочими, расширяли производство — самому менеджменту. Как показывают финансовые и прочие результаты, с управлением они справляются весьма неплохо. Ввязаться же снова в акционерные разборки у них теперь не получится, в структуре собственности и кредитах наведён полный порядок.
Завершение оздоровления «ВСМПО-Ависма» — очень важное событие для России. В состав «Ростехнологий» входит сейчас более 660 организаций, и всем им предстоит проделать примерно такой же путь: лечение под наблюдением корпорации и дальнейший выход на рыночные просторы.
При этом, если раньше ещё можно было сомневаться в том, что в руках «Ростехнологий» пациенты будут выздоравливать, то теперь таланты Сергея Чемезова как профессионального антикризисного менеджера уже более чем очевидны.
Update. Прозреваю бурную радость успехам России на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/95
Комментариев нет:
Отправить комментарий