среда, 5 июня 2013 г.

Вдогонку. Еще раз про турков


За два дня я словил здесь и в ФБ множество вопросов с просьбой поделиться без прибауток и сарказма с моим видением ситуации в Турции. Не знаю, с какого уж боку моя экспертность в этом деле, но прочитав рассуждения то большого любителя Путина г-на Маркова, то некоего спартаковского фаната на эти темы, понял, что таки да. Пожалуй поэкспертней.

Тем не менее, нисколько не претендую на какую-либо значимость своих заключений. И намеренно буду утрировать некоторые моменты, чтобы не растекаться долго и нудно, не разжевывая многие сугубо ментальные детали, не очень интересные для чтения на русском языке. Те, кто живет в Турции, будьте снисходительны, текст рассчитан в большей мере не для вас. Также полагаюсь на то, что не надо объяснять про Ататюрка, его роль и основы государственности, им заложенные.

Преамбула. Весьма растянутая.
Турция является парламентским светским государством. Главней премьер-министра фактически никого нет. Нынешний премьер пришел к власти не совсем прямым путем. Стартуя как оппозиционер чистой воды, он создает в 2001-м партию AKP, которая побеждает на парламентских выборах в 2002-м. Премьером становится Абдулла Гюль, но чисто техническим. Эрдоган не смог занять этот пост из-за недавней судимости, связанной с его политической деятельностью. Однако, в Конституции проводятся некоторые изменения, после чего он занимает это кресло. Замечу, что именно на тот момент AKP была основным проводником идеи вхождения Турции в Евросоюз и тесной коалиции с США в вопросах военного сотрудничества. Также, как и любая партия стремящаяся к власти, она провозгласила курс на экономические реформы и развитие страны.

Реформы безусловно удались, мало кто сможет отрицать. Достаточно взглянуть на Турцию нынешнюю и сравнить ее с Турцией начала нулевых. Причем поразительна не столько статистика текущей ситуации, сколько динамика и сам экономический вектор. Наряду с повышением общего уровня благосостояния, Эрдоган начал осуществлять и амбициозные проекты, связанные с инфраструктурой, транспортом и т.п. И это в стране третьего мира, практически лишенной каких-либо ценных ископаемых.

Но при возросшем уровне жизни потихоньку и исподволь начали сворачиваться некие моменты. Первый и самый серьезный удар был нанесен по армии. Дело в том, что по действующей с 1960 года поправке к Конституции, начальник Генштаба армии подчиняется не министру обороны, а непосредственно премьеру, имея в руках полномочия де-факто второго человека в стране,  который может выступить с позиции гарантий кемалистского вектора в политике, отслеживая стройность мышления  руководства страны. Но не имея возможности изменения Конституции, Эрдоган убрал большую часть верхушки армейского руководства по сфабрикованным уголовным делам. Тем самым, хоть как-то обезопасив себя от возможных "тихих" военных переворотов, которых с 60-го года в Турции было немало.

Также АКР, по мере нахождения во власти, перестала пытаться отмазываться от титула происламской партии, в чем ее обвиняли с самого начала деятельности, а под благовидными предлогами встала на путь сближения с мусульманскими идеями и идеологами, тем самым получив большую поддержку в наименее образованных и цивилизованных агломерациях. Можно сколько угодно говорить, что те вроде бы небольшие, на первый взгляд, подвижки в Турции в сторону ислама - еще не исламизация, но ошибочно думать, что исламизация везде приходит одним махом и кардинально, как в свое время в Иране. В большинстве случаев именно так - платочки, Коран в школе, строительство новых мечетей и публичное одобрение всего этого, наряду с осуждением противников этого всего. Медленно, но верно.

Вопрос вхождения в Евросоюз тоже перестал быть главным флагом для страны. Скорей появилась некая ультимативность  в риторике со стороны Турции. Понятно, что вступление Турции в Европу изначально попахивало утопией.  Да даже хотя бы потому, что в этом случае Европарламент, как высший законодательный орган, может резко перейти под влияние Турции, население которой среди стран-участниц будет уступать лишь Германии, которую, с учетом огромной турецкой диаспоры, тоже можно будет перестать рассматривать как лидера влияния. Но идея была хороша именно идеологически. Как некий фонарь в конце бесконечного тоннеля, не позволяющий повернуть вспять от цивилизации. На смену же еврокооперации, опять же неуклонно и верно, стали выдвигаться идеи лидерства на Ближнем Востоке и забытый уже всеми пантюркизм.

К концу же срока своего правления Эрдоган начинает деятельность по изменению Конституции страны. Предлог благовидный - одно из требований Евросоюза. Но одними из главных пунктов в проекте являются переподчинение начальника Генштаба под сферу ответственности Министра обороны, и, тем самым, устранение последней угрозы власти со стороны военных, и изменение государственного устройства страны с республики парламентской на президентскую. А это значит, что у Эрдогана, как у известного всем нам русского героя, появляется серьезный шанс войти на галеру в третий и четвертый раз. А это еще 14 лет правления и возможность завершить ходы, им задуманные.

Это хоть и длинно, и с опущением многих деталей и вопросов (борьба с инакомыслием, гражданские права, отношения с США, вопросы с Сирией, противоречия с соратником Гюлем, и вообще роль Гюля во всей этой канители, отношения с конкурирующими и оппозиционными партиями, курдский вопрос и т.д.), но основное.

Теперь амбула.
Все это время народ более менее мирно съедает не нравящиеся ему моменты. По причине сытости и достатка. проявляя недовольства в разговорах промеж себя и крайне редко и жидко выплескивая его на улицы по общемировым революционным дням. Больше традиций ради.
Случай со сквером на Таксиме в самом начале - частная и небольшая деталь. Да, любимая точка для некоторых. Да, обилие в последнее время строящихся безвкусных торговых центров начинает надоедать. Да, вышли несколько десятков человек с плакатами против вырубки деревьев и строительства молла, благо это не Россия и согласовывать свое право слова здесь пока не требуется. Но власть делает маленькую ошибку. Вместо того, чтобы поговорить, договориться, взять на измор, обмануть в конце концов, власть раздает этим людям пиздюлей (извините, что вернулся к привычной манере изложения). Но это Турция. В ней вопрос достоинства и ответки всегда один из первых. В ней в принципе нельзя навешать пиздюлей безнаказанно. А уж тем более, когда за раздающими их нет очевидной правоты. В ответ на это собирается толпа большим количеством. И власть снова поступает так же. Дальше происходит то, что все уже видели.

И с какого-то момента деревья эти становятся совершенно незначимы. Человек, который  в сытости переваривал медленный слом того, что составляло часть его нефизиологических ценностей, вспомнил что не жратвой единой. И есть сегодняшний достаток, а есть завтрашние дети. И свободы с правами - не пустые звуки. И пусть нынешний премьер сто раз харизматичен и талантлив, но харизматичней и талантливей Ататюрка он никогда не будет. И что нельзя бить людей тому, кто выбирался в свое время избиваемыми. Не стал он пока пожизненным новым султаном для этого. Да и не станет теперь никогда.
Так что не стоит искать причины в парке, деревьях и прочей ерунде, как многие на то напирают.

Выводы и прогнозы.
Их пока нет. Их ни у кого пока нет, потому что все весьма внезапно началось и ничего не закончилось. Могу лишь высказать свое мнение, не более того.
Протест, с точки зрения управляемости, получился полностью стихийный. Ни явных лидеров, ни скоординированной силы не было, да и не видно пока что. Для этого не надо иметь мозг как у слона, достаточно читать твиттер и прочий интернет с мест событий. Тот, кто пишет про оранжевость и госдепы, тот идиот, извините уж. Мало того, даже оппозиционные партии, судя по всему, оказались несколько растеряны и толком пока не смогли подхватить флаг.
Но любой протест не может долго существовать без лидерства. После первого сброса пара лидеры всегда должны обозначиться. И тут самый плохой момент, потому что на горячке толпа может двинуть в гору каких-нибудь мудаков, как часто бывает в историях.
Насколько долго продлится эта ситуация больше будет зависеть от власти. Не наделает она бОльших ошибок - все уляжется довольно скоро. Дальше включатся политики, толковых среди которых весьма немало, и тот же народ на голосовании. В любом случае участь Эрдогана теперь определена достаточно четко. Кроме одного варианта. Если он решит держаться до последнего и любыми средствами. Но я в это не верю.

В конце приведу по памяти чью-то чужую фразу, которая мне очень понравилась. Народ наконец-то вспомнил, что у него есть Ататюрк.

Такие дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий