пятница, 9 августа 2013 г.

Кристина Потупчик. Экономия знаний.

krispotupchik 
9 августа

«Экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. Главным фактором экономики знаний является человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг».

Определение, приведенное выше — общепринятая трактовка термина «экономика знаний», экономики, которую нахваливают эксперты и СМИ, к которой стремится любая страна мира. Однако ни один эксперт даже в самых страшных снах не мог предположить, что наступит момент, когда в одной отдельной взятой стране экономика знаний обретет конкретные имена. Страна эта, как вы уже догадались, Россия, а персоналии нашей «экономики знаний» любовно перечислены на сайте кандидата в мэры Москвы Алексея Навального, числом под две сотни человек. Объединяет их одно — все они заявили о поддержке Навального.

«Мы — предприниматели «экономики знаний», - гордо заявляют о себе бизнесмены на сайте кандидата, однако вместо конкретных достижений на этом поприще дальше идет обычная казуистика в духе самого Навального - «страх», «трусость», «лицемерие», «свобода», «убеждения». И если приглядеться, становится очевидно — мелкопоместный пафос заявления нижеподписавшихся преследует только одну цель — сделать как можно менее заметным тот факт, что бизнесмены эти к «экономике знаний» имеют такое же опосредованное отношение, как сам Навальный — к политике.

Впрочем, я, в отличие от Навального, который в последнее время занимается наездами исключительно на несовершеннолетних родственников неудобных ему деятелей, не склонна бить лежачих. Тот факт, что из двух сотен упомянутых людей большая часть «бизнесменами» может называться только на визитках, потому что их бизнесом являются плохо продаваемые стартапы, понятен каждому, кто потрудится последовательно вбивать в поисковике громкие англоязычные названия их «бизнесов». Разберу лишь несколько примеров достаточно громких имен «подписантов».

Как там было в начале? Экономика знаний — это производство высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг? Участница «списка Навального» Елена Масолова в свое время прославилась тем, что быстро создала российский аналог Групона, сайта скидок по купонам, и впарила его Групону, когда тот вышел на российский рынок. Вери гуд бизнес, инновационно, технологично, практично. Или, может быть, инновацией является продажа вещей позапрошлогодних коллекций по завышенной стоимости, которой занимается на своем сайте Boutique.ru Денис Белов? Или все-таки купоны — и есть искомый российской экономикой ключ к процветанию, потому что «предпринимателем экономики знаний» стал создатель еще одного аналогичного сервиса Алексей Бабин?

«Постель для сборки», друзья, при всем уважении — всего лишь комплектация постельного белья по запросам клиента, а никакое не производство знаний. Choister.ru Оли Бруковской — всего лишь сайт по аренде жилья, а никакая не технологическая инновация. Sports.ru — это сайт про спорт. Не ключ к лечению рака. Не уникальная присадка к бензиновому топливу. Даже не хоть сколько-нибудь уникальное программное обеспечение, нет. Всего лишь сайт про спорт. И я не думаю, что в нем, как информационном продукте, есть существенные отличия от журналов «Лиза», «Маша», «Настя» и других сборников сезонных рецептов из свежей капусты и притирок от прыщей.

Если верить экспертам, «экономика знаний» сменяет сырьевую, отсталую экономику, возводя в основу процветания общества человеческий капитал, а не нефть, газ и другие природные ресурсы. А значит, называя этот «список двухста» представителями такой экономики, Навальный считает, что именно их деятельность пересадит наконец Россию с сырьевых рельс. Да или нет? ДА ИЛИ НЕТ? И если да, прошу, не рассказывайте об этом Сечину. Это мы в блогах пообсуждаем и успокоимся, а человек ведь неделю смеяться будет.

СМИ, впрочем, повелись. Особенно трогательны выражения типа «предприниматели впервые осмелились» из уст корреспондентов таких уважаемых газет, как, например, «Ведомости». А чего им бояться? Туфли что ли по завышенной цене продаваться перестанут? Купоны на полет на воздушном шаре станут плохо расходиться? За введение интернет-пользователей в заблуждение относительно «экономики знаний» у нас не сажают. А то, что излишне доверчивых жизнь накажет рублем — ну так россиянам не привыкать. Но Навальному все-таки следует уточнить на своем сайте терминологию — не экономика знаний, а экономия. Экономить «борец с коррупцией» решил на самом дефицитном товаре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий