понедельник, 23 марта 2015 г.

Эмиграционный штиль

Пишет Фриц Моисеевич Морген  
Олег Макаренко 
(fritzmorgen)


Количество желающих покинуть Россию находится на минимуме за всю историю наблюдений. Социологи провели опрос, и 83% россиян сообщили, что не хотели бы уехать из России. Желание всё же переехать в страны дальнего зарубежья выразили 12% опрошенных:

http://fedpress.ru/news/society/news_society/1426840461-levada-tsentr-otmetil-snizhenie-chemodannykh-nastroenii-u-rossiyan

А вот вам, для полноты картины, новость «с другой стороны». Нью-Йоркский новостной портал «Бизнес Инсайдер» признал Россию одной из лучших стран для переезда. В рейтинге мы заняли 17-е место, сильно опередив Штаты и большую часть европейских стран. Россия обеспечила себе хорошие позиции за счёт доброжелательного социального окружения, возможности заводить друзей, хорошей еды, прекрасных развлечениях, качественного образования и крепкой экономики:

http://politrussia.com/ekonomika/insayder-rossiya-841/

Аналитики журнала указывают, что США, Великобритания, Япония, Бельгия и Франция менее привлекательны для переезда, чем наша страна.

Забавный факт: либералы пытаются истолковать результаты опроса в том ключе, что россияне и рады бы уехать, но кризис не оставил им даже денег на билеты – поэтому люди вынуждены оставаться в нашей стране.

Однако статистика неумолима: чем больше в стране экономических проблем, тем активнее из неё уезжают. Напомню – последняя мощная волна эмиграции пришлась на конец восьмидесятых и начало девяностых годов, период, когда человек с зарплатой в 100 долларов в месяц считался чуть ли не богачом:

http://ruxpert.ru/Эмиграция_из_России

Сейчас количество уезжающих на порядок меньше. В начале десятых годов из России в страны дальнего зарубежья уезжали по 50 тысяч человек в год — причём эта цифра рассчитана по данным зарубежных статистических бюро, и оснований считать её заниженной нет.

Кроме того, напомню, в опросе людей не спрашивали «есть ли у вас билет в США на ближайший месяц». Людей спрашивали, хотели бы они в принципе уехать из России. Недостаток же денег очевидно не является препятствием для того, чтобы хотеть.

Опыт подсказывает мне, что сейчас кто-нибудь непременно напишет мне, что даже 50 тысяч талантливых специалистов в год – огромная цифра, которая обескровливает Россию. Отвечу на это так.

1. Мы живём в свободной стране, и, следовательно, наши граждане имеют полное право изменить свою жизнь, перебравшись в ту страну, которая им больше по душе. Уезжают из всех стран: тяга к перемене мест свойственна человеку, это нормально. При этом из тех же благословенных США уезжают (в процентном соотношении) раза в два так активнее, чем из России.

2. Уезжают обычно семьями. Талантливые специалисты едут обычно всё же не одни, а с родственниками. И, при всём уважении к уезжающим, я не верю, что каждый эмигрант – это аристократ с голубой кровью, у которого в семье талантливы все: жёны, мужья, мамы, папы, внуки и бабушки.

3. В России нет специальной «полиции мозгов», которая угнетает талантливых людей. Хорошие специалисты не являются дискриминируемой группой. Собственно, условный талантливый специалист устраивается в нашей жизни в среднем значительно лучше, чем условный лентяй и неумеха.

Таким образом, нет оснований полагать, будто именно талантливые специалисты имеют максимум причин для отъезда. Скорее, наоборот, мечтать о сладкой жизни на Западе готовы те, у кого нормальная жизнь в России по каким-то причинам не задалась.

4. Наконец, приток мигрантов в Россию значительно выше, нежели отток мигрантов из неё. Предвосхищая возражения тех, кто низко оценивает качество образования в республиках Средней Азии – из Украины и Белоруссии к нам едет куда как больше народу, чем уезжает от нас на Запад.

Можно констатировать факт: в сознании россиян произошёл важный перелом. Спасибо бородатым женщинам и Евромайдану, имидж Запада серьёзно потускнел. Ну а после того как власти Великобритании начали грабить выходцев из России, увял и тоненький ручеёк «бизнес-эмиграции». Если либералов среди наших бизнесменов хватает, то вот откровенных дураков среди них довольно мало. А только весьма недалёкий бизнесмен повезёт свои денежки в страну, в которой его могут в любой момент ограбить просто на основании того, что он родился в России:

http://www.regnum.ru/news/polit/1906160.html

Отмечу, что никакой особой сенсации в изменении настроений россиян нет. Ещё в 2008 году Gallup проводил опрос в разных странах мира – какой процент граждан желает уехать из страны:

http://www.gallup.com/poll/108325/OneQuarter-Worlds-Population-May-Wish-Migrate.aspx

Из нищих африканских стран – типа Зимбабве, Сьерра Леоне, Конго и так далее – хотел бы уехать каждый второй. (Кстати, пусть господа либералы расскажут нам, что в России мало желающих уехать, так как мы живём беднее, чем в Зимбабве. Я с интересом послушаю).

Из бедных стран Латинской Америки – типа Колумбии и Гондураса – хочет уехать 30-40% населения.

В благополучных странах «золотого миллиарда», таких как Германия, Великобритания, Южная Корея и Израиль, хотят уехать 20-30%.

Наконец, есть страны, в которых об эмиграции мечтают ещё меньше. В Индии – 9%, в Японии — 12%. Могу предположить, что дело тут не в уровне жизни, а в национальном характере.

Из России в 2008 году хотели уехать скромные 17%. Сейчас, согласно последнему опросу, число желающих уехать сократилось до 13%, до уровня Японии. Мы выздоравливаем.

Остановлюсь напоследок несколько подробнее на одном важном моменте. Эмиграцию нельзя рассматривать как личное дело каждого уезжающего или даже как моральный выбор отдельных людей. Эмиграция в современном мире имеет много общего с колониальной работорговлей прошлых веков.

Работает «эмиграционная дань» следующим образом. Вначале Штаты разоряют какую-нибудь страну вне западного мира. Например, Советский Союз. Дальше Штаты создают в разорённой стране хаос и невыносимые условия для жизни. Усилий для этого особых не требуется: после либеральных революций хаос создаётся почти автоматически.

Дальше Штаты запускают в разорённую страну «торговцев чёрным деревом». Своих агентов из числа аборигенов, которые вербуют «мозги» для эмиграции в США. В девяностые годы таковых в России было полно: особенно вербовщики любили разного рода институты и университеты.

Наконец, вербовщики за весьма скромное вознаграждение организуют поток «мозгов» на Запад. И Штаты практически бесплатно получают учёных, инженеров, программистов и прочих высококвалифицированных специалистов – тем же манером, каким они получали в своё время негров из Африки.

С точки зрения каждого отдельного инженера всё было честно. В России девяностых годов было всё плохо, платили мало, условия для жизни были отвратительны. А добрый дядюшка Сэм предлагал комфортную жизнь и достойную оплату труда. С материальной точки зрения выбор был вполне очевиден.

Однако с точки зрения общества и государства получался форменный грабёж. От нас уезжали самые талантливые: при этом хитроумные американцы оформляли всё так, что мы же ещё и оказывались в этом виноваты...

Сейчас, повторюсь, страна стремительно выздоравливает. Пряника у Штатов больше нет: разрыв в доходах недостаточно высок, чтобы перевесить многочисленные минусы эмиграции. Кнута у Штатов тоже больше нет. Устроить новую революцию в России им так и не удалось, а либеральный хаос девяностых годов уже по большей части убран.

Сейчас в довольно тяжёлой ситуации оказались сами Соединённые Штаты. Многие аналитики уже к лету ожидают серьёзнейших проблем в экономике США. Как я уже писал вчера, если Америку накроет масштабный кризис, настанет наша очередь протягивать американцам руку дружбы. Отдать должок за «ножки Буша» и гранты Сороса.

Так, например, я бы командировал за океан Виталия Милонова, на должность советника президента США. Работы там Виталию Валентиновичу будет ох как много. Ну и, разумеется, умереть с голоду талантливым американским учёным я бы тоже не дал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий