пятница, 13 марта 2015 г.

Без эмоций: перспективы развития украинской экономики

http://polemika.com.ua/news-151979.html
13.03.15
Алексей Максимов
Глас Народа
Полемика

В настоящее время достаточно большое количество сторонников Майдана (в том числе, находящиеся сейчас в Правительстве Украины) выражают ясно выраженную надежду на то, что через 5 - 10 лет, после проведения необходимых экономических реформ, Украина неизбежно станет процветающим, экономически развитым  государством, в котором население будет иметь, по крайней мере, европейский уровень жизни.

Вопрос: в какой мере оправданы эти надежды?

1. Начиная отвечать на этот вопрос, прежде всего, отмечу, что экономика Украины (её фабрики, заводы, предприятия) разделяется на две большие группы:
- на ту свою часть (фабрики, заводы, предприятия), которая уже реально существует и которая производит какие-то товары и услуги;
- и на ту свою часть (на те фабрики, заводы, предприятия), которая пока еще реально не существует, но которая может быть построена на Украине (в течение ближайших 5 - 10 лет) на деньги каких-либо инвесторов.
Соответственно, если в ближайшие 5 - 10 лет сегодня реально существующая на Украине экономика будет развиваться, и если будущая, пока еще не существующая на Украине, экономика (фабрики и заводы) будет (на деньги различных инвесторов) успешно и активно создаваться, то в этом случае Украина начнет производить очень много самых разных товаров и услуг. В этом случае, она обязательно превратится в экономически процветающее государство (а её жители получат европейский уровень жизни).

Давайте рассмотрим,  будет ли в ближайшие 5 - 10 лет сегодня существующая на Украине экономика развиваться, и будет ли будущая, пока еще не существующая, экономика, реально строиться?

2. О перспективах развития сегодня существующей экономики.

Прежде всего, отмечу, что вся сегодня существующая на Украине экономика также разделяется на три большие группы:
- на фабрики, заводы, предприятия, которые работают буквально на Россию, производят и продают свои товары и услуги в Россию;
- на фабрики, заводы, предприятия, которые работают на внутренний рынок Украины, производят и продают свои товары и услуги в самой Украине;
- на фабрики, заводы, предприятия, которые работают на Запад, которые производят  и продают свои товары и услуги в западных государствах, в Европейском Союзе.

Что можно сказать о перспективах развития каждой из этих групп предприятий, фабрик, заводов?

а) сегодняшнее руководство Украины взяло абсолютно твердый курс на полное сворачивание экономических связей с Россией (свидетельством чего является введение прямого запрета на сотрудничество с Россией в оборонной сфере, введение против России - со стороны Украины - различных экономических санкций и ограничений  и проведение других аналогичных мер).
К чему это приведет?
Это неизбежно приведет к тому, что предприятия окажутся вынужденными прекратить работать на российский рынок  и будут вынуждены переориентироваться на выпуск продукции (товаров и услуг) либо для своего внутреннего рынка, либо для экспорта в западные страны (в страны ЕС).

Закономерен вопрос: смогут ли они успешно это сделать?

Предприятия, ранее работавшие на Россию, которые производили товары и услуги, нужные только в России, и нигде больше (например, авиационные двигатели на российские вертолеты, космические ракеты и детали к ним и т.д.),  не смогут начать продавать свои товары на свой внутренний рынок или на рынок Запада (там они   никому не нужны), поэтому им для выхода на свой внутренний рынок  или на рынок Запада  необходимо начать выпускать какие-то совершенно новые товары и услуги.

Так как для разработки и выпуска таких товаров нужно сначала их разработать, а затем провести техническое перевооружение этих предприятий, провести обучение работников предприятия, заказать на других предприятиях необходимые материалы, запчасти, сырье, комплектующие и провести множество других необходимых работ. На все это требуется весьма значительная сумма денег (которых нет, и не будет), поэтому подавляющее большинство таких предприятий, искусственно отрезанных Правительством Украины от экономического сотрудничества с Россией, увы, обречены на неизбежное банкротство.

Предприятия,  которые производили товары и услуги, нужные не только в России, но и на внутреннем рынке и на рынке Запада (например,  зерно, картофель, сыры, масло, сахар, станки, велосипеды, металл, уголь, и т.д.), теперь,  оставшись без российского рынка, могут начать продавать свои товары как на свой внутренний рынок, так и на рынок Запада (и других стран).

С чем неизбежно столкнутся они?
Во-первых, они столкнутся с таким очень серьезным препятствием, которое называется «технические стандарты ЕС» (аналогично  ГОСТу в бывшем СССР). Смысл этого препятствия очень прост, он заключается в следующем: все товары, поставляемые в ЕС, должны строго соответствовать определенным, установленным в ЕС, нормам, например, картофель, поставляемый в ЕС, должен иметь определенные размеры, он не должен быть генномодифицированным, содержание нитратов в нем не должно превышать установленные нормы, и т.д.

Аналогичная ситуация существует  со всеми другими товарами и услугами, поставляемыми в ЕС.

Что нужно предприятиям для того, чтобы преодолеть это препятствие и начать выпускать у себя товары и услуги, соответствующие техническим стандартам ЕС?

Очевидно, что очень многим предприятиям для этого необходимо произвести свое техническое перевооружение (замену старых станков, оборудования и технологий - на новые). И на это для Украины по самым скромным подсчетам (по состоянию на конец 2013 года) требуется всего-то 160 миллиардов долларов! Которых, разумеется, взять неоткуда.
Во-вторых, в том случае, если вышеуказанные предприятия все же найдут деньги, и преодолеют вышеуказанное препятствие («технические стандарты ЕС»), то, ввезя свои товары и услуги в Европу, они там неизбежно столкнутся с очень серьезной конкуренцией и с очень неприветливым приемом.

Почему? Да хотя бы потому, что Россия ввела ответные санкции против Запада  и запретила поставку многих видов продовольствия в Россию - в результате чего западным фермерам сейчас свою продукцию девать стало некуда. А здесь еще кто-то с Украины со своим продовольствием приедет. Кому это понравится?

В-третьих, в том случае, если вышеуказанный украинский производитель  все же сможет начать продавать Европе свои товары и услуги, то в этом случае, при возникновении малейшей угрозы благополучию местных производителей товаров и услуг,  чиновники из органов власти государств ЕС неизбежно («своя рубашка ближе к телу») введут различные ограничительные квоты и пошлины на товары из Украины.
И сделают это они не только потому, что этого от них потребуют их собственные производители, которые одновременно являются их избирателями и спонсорами на выборах, но и потому, что Украина не является полноправным членом ЕС, а является  лишь ассоциированным членом ЕС, не имеющим никакого права голоса, а  имеющим в ЕС одни обязанности.

Итак, преодолеют ли вышеуказанные предприятия эти препятствия?

Ответ здесь очевиден: подавляющее большинство предприятий, ранее работавшие на рынке России - из-за элементарной нехватки денег, а также, из-за противодействия производителей (прямых конкурентов) и органов власти государств ЕС - скорее всего не смогут преодолеть эти препятствия.
А это означает, что, потеряв российский рынок и не попав на рынок государств ЕС, они начнут пытаться продавать свои товары и услуги на своем родном рынке Украины.

б)И что в результате этого с ними произойдет? И что одновременно произойдет с теми предприятиями Украины, которые всегда работали на внутреннем рынке?

Первое. Совершенно очевидно, что, поскольку  к тем предприятиям, которые всегда работали на украинском рынке, добавятся те, что всегда работали на рынке российском, то  на украинском рынке сбыта товаров и услуг неизбежно произойдет резкое увеличение предложения товаров и услуг производства местных  предприятий.

Второе. В нормальных условиях увеличение предложения товаров и услуг повлекло бы за собой снижение цены на них. Но, увы, в условиях резкого падения курса гривны (и соответствующего резкого подорожания всех заграничных товаров и услуг, включая заграничные сырье, материалы, комплектующие, и т.д.), в условиях резкого (по требованию МВФ) повышения цены на газ, и другие энергоносители, в условиях полного отказа от какой-либо финансовой поддержки предприятий со стороны государства, и из-за других причин, здесь произойдет не снижение цен на эти товары и услуги, а увеличение цен на них.
Третье. В настоящее время происходит процесс резкого обнищания подавляющего большинства жителей Украины.

Основные причины этого:

- фактическая остановка работы части предприятий;
- резкое увеличение военных расходов в связи с войной на Донбассе, и соответственно, резкое сокращение социальных доходов населения,  замораживание зарплат и пенсий;
- выполнение требований МВФ по резкому повышению для людей и предприятий цен на энергоносители, и по увольнению работников бюджетной сферы;
- резкое падение курса гривни и соответствующее повышение цен на все заграничные товары и услуги.

в) Ну а что же будет с теми предприятиями, которые ранее работали на рынке стран ЕС?
С одной стороны, в условиях серьезного падения курса гривны, такие предприятия (их собственники), конечно, получат значительно больший доход, чем раньше.
Однако, с другой стороны, в условиях массового банкротства тех предприятий, которые ранее работали на рынке России и в условиях массового обнищания жителей Украины эти предприятия неизбежно превратятся в самые лакомые куски украинской экономики. И за эти жирные куски (особенно в условиях существования вооруженных «добровольческих батальонов»), надо полагать, неизбежно начнется очень серьезная драка, в первую очередь, между теми, кто обладает на Украине реальной вооруженной силой.

г) Таким образом, в целом, в экономике  Украины произойдет (в ближайшие 1 - 3 года) следующее:

- предприятия Украины, производящие товары и услуги для российского рынка, в своем подавляющем большинстве обанкротятся;
- значительная часть предприятий Украины, производящих товары и услуги для украинского рынка, тоже обанкротится;
- ну, а те предприятия Украины, которые производили свои товары и услуги для государств ЕС,  объектами для активного дележа. С непредсказуемыми последствиями для этих предприятий.
Стоит здесь подчеркнуть еще раз, что этот процесс банкротств уже начался.

Так что с наследством бывшего СССР (если не остановить вышеуказанный процесс) в Украине скоро будет покончено.

3. О перспективах построения будущей экономики Украины.

Экономика (фабрики, заводы, предприятия) не возникает сама по себе. Она постепенно строится  на деньги инвесторов.

Закономерен вопрос: а что любому инвестору в самую первую очередь нужно для того, чтобы он согласился вложить свои деньги в экономику государства (Украины), и согласился построить в государстве фабрику, завод, или любое другое предприятие?
Во-первых, ему нужно иметь реальную перспективу получения какой-то прибыли от этого вложения.

Отмечу, что такая перспектива возникает в первую очередь тогда, когда в государстве имеется очень дешевая рабочая сила (чтобы средняя зарплата рабочего в пересчете на доллары составляла не 2000 долларов в месяц, как в США, а составляла, например, 1 доллар в месяц, как в Афганистане).

Такая перспектива  возникает также и тогда, когда в государстве инвесторы платят очень низкие налоги (или не платят их совсем).

Во-вторых, для того, чтобы инвестор согласился за свои деньги построить в государстве предприятие, для этого необходимо отсутствие в государстве большой коррупции.

Отмечу, что инвестору отсутствие коррупции необходимо для того, чтобы расходы инвестора на взятки чиновникам (во время строительства предприятия, и во время работы предприятия) не привели к серьезному удорожанию расходов на строительство предприятия  и не привели к полной потере приемлемого размера прибыли уже построенного предприятия.

И, в-третьих, для того, чтобы инвестор согласился на свои деньги построить в государстве предприятие, для этого необходимо обеспечить полную безопасность вложений инвестора  и его прибыли.  Инвестор должен быть полностью, на все 100%, уверен в том, что  предприятие у него никто не отберет, и  что прибыль предприятия будет идти в карман к инвестору, а не в карман какого-нибудь чиновника, или бандита (командира добровольческого батальона).

Вопрос: в какой мере сегодня выполнимы на Украине эти самые первые обязательные условия прихода на Украину любого инвестора?

Говоря о выполнении первого условия, необходимо отметить, что Правительство Украины вполне может создать «налоговый рай» для инвесторов. Да и с дешевой рабочей силой, судя по резкому, и надо полагать, затяжному, падению гривны тоже все будет в порядке.
Так что первое условие может быть успешно выполненным.

Говоря о выполнении второго условия (о ликвидации коррупции), то надо полагать, что после приглашения в Правительство Украины бывшего Президента Грузии Саакашвили и эта проблема в течении максимум трех месяцев будет полностью решена.

Ну а что можно сказать о выполнении третьего условия (о безопасности вложений инвесторов)?

В данном случае отмечу два факта.
Факт первый. Как я уже отметил, значительная часть сегодня существующих предприятий Украины обречены на банкротство. А это  означает, что количество источников доходов (в виде работающих предприятий) для олигархов, командиров добровольческих батальонов, чиновников из органов власти и других влиятельных лиц, обладающих реальной властью на Украине, будет очень сильно уменьшено.

И факт второй. На Украине сегодня существует множество хорошо вооруженных «добровольческих батальонов», характерной чертой которых является то, что:
- они не финансируются государством (а финансируются олигархами, депутатами, и т.д.);
- что они, в отличие от ВСУ, весьма условно подчиняются (или совсем не подчиняются) официальным органам власти Украины;
- и что правоохранительные органы Украины сегодня реально не способны привлечь к какой-либо ответственности членов, и тем более, руководителей, этих добровольческих батальонов, совершивших преступления.

Из этого прямо следует простая вещь: эти вооруженные добровольческие батальоны (которые хотят кушать, хотят вооружаться, хотят получать хорошую зарплату, и т.д.),   их прямые командиры и спонсоры начнут испытывать весьма серьезные финансовые затруднения (они уже их испытывают). И приход на Украину любого зарубежного инвестора безусловно не останется для них незамеченным.

И поэтому, сразу после приезда на Украину, этот любой зарубежный инвестор несомненно (еще до начала проектирования и строительства своего предприятия) неизбежно столкнется с многочисленными просьбами,  пожеланиями, настоятельными пожеланиями о помощи, угрозами, шантажом и рэкетом со стороны вышеуказанных добровольческих батальонов, их спонсоров и руководителей.

Разумеется, что после столкновения с вышеуказанными просьбами и угрозами, инвестор (как это принято на Западе) обязательно обратится в правоохранительные органы Украины.
Но увидев их полную реальную беспомощность и явное нежелание связываться с представителями этих батальонов, этот инвестор, несомненно, тут же покинет Украину.
А что будет с теми инвесторами, которые все-таки останутся и рискнут построить на Украине свое предприятие?

Очевидно, что такие инвесторы уже неизбежно столкнутся либо с угрозой полной потери своего предприятия (контроля над своим предприятием), либо с угрозой полной потери прибыли своего предприятия, которую правоохранительные органы Украины предотвратить будут не в состоянии.

После чего все другие зарубежные инвесторы вообще откажутся приезжать в Украину и рассматривать вопрос о вложении своих денег в ее экономику.

Впрочем,  Правительству Украины, вполне возможно, удастся созвать очень представительную конференцию доноров и заключить много контрактов на реализацию инвестиционных проектов.
Однако, как только начнется практическая реализация этих инвестиционных проектов с учетом вышеописанной деятельности серьезных вооруженных молодых людей, так сразу же инвестиционная активность на Украине немедленно закончится.
И уж тем более она закончится в том случае, если уже построенные инвесторами фабрики и заводы (их прибыль) окажутся под угрозой изъятия из собственности инвесторов.

4. Общие выводы.

Таким образом, сегодняшнее Правительство Украины, судя по всему, решило полностью покончить с советским прошлым  в виде большого количества построенных во времена СССР предприятий  и тесных экономических связей с Россией. Оно также решило обанкротить подавляющее количество сегодня существующих на Украине предприятий.

При этом, создав хорошо вооруженные «добровольческие батальоны», практически неподконтрольные Правительству Украины и его правоохранительным органам,  оно   фактически сделало невозможным выполнение Украиной самого главного условия прихода на Украину инвесторов - безопасности их вложений. Собственно, президент Порошенко и СА заявил, что инвесторы в Украину не придут.

Что это будет означать для простых жителей Украины?

Учитывая тот факт, что Украина по своей численности населения - это не Эстония;   что ни Россия, ни в ЕС просто не располагают лишними 10-15 миллионами рабочих мест для граждан Украины; а также, учитывая тот факт, что Евросоюзу, даже вместе с Россией, будет чрезвычайно сложно прокормить миллионы неработающих,  можно сказать только одно: для простых жителей Украины (и особенно, для жителей городов, у которых нет шести соток) все вышеуказанное будет означать не что иное, как возникновение самого настоящего «голодомора».

Как этот голодомор можно предотвратить?

Совершенно очевидно, что пока еще не поздно (через 2 - 3 года будет уже поздно), его можно предотвратить:

- во-первых, немедленным восстановлением всех экономических связей с Россией (что предотвратит банкротство многих предприятий);
- во вторых, немедленным осуществлением государственной монополии на насилие ликвидацией  вооруженных формирований, которые не финансируются Правительством Украины  и  не находятся под его жестким управлением. В результате этого   правоохранительные органы Украины  получат возможность эффективно защищать возможные вложения инвесторов в экономику Украины от любых посягательств;
- и, в третьих, немедленным прекращением войны на Донбассе (в результате чего в бюджете Украины появятся хотя бы минимальные средства на поддержку пенсионеров и безработных, и соответственно, на поддержку платежеспособного спроса населения).
Закономерен вопрос: а сможет ли сегодняшнее Правительство Украины пойти на эти меры?
Не знаю. Но если не сможет, то «голодомор» (фактическая «зачистка» территории Украины от жителей Украины) станет неминуемым.
 Алексей Максимов,
Глас народа,

1 комментарий:

  1. Такую же статью можно и про Россию написать,только статья окажется страшнее.

    ОтветитьУдалить