суббота, 30 мая 2015 г.

Все тайны «Эха Москвы»

Пишет Павел Шипилин  
(pavel_shipilin)


Признаться, никогда не думал, что буду свободно, не боясь никого подвести, выносить на публику тайны какого-нибудь журналистского коллектива. Редакция — организм сложный, взаимоотношения между сотрудниками, особенно между творческими, как правило, полны нюансов и недоговоренностей.

Помощнику главного редактора «Эха Москвы» Лесе Рябцевой чувство такта, похоже, чуждо.



Мало кто знал о том, что Алексей Венедиктов готовит себе замену. По редакции ходили слухи, что следующим главным редактором «Эха Москвы» станет Татьяна Фельгенгауэр (на снимке). После откровенного интервью Леси Рябцевой слух превратился в план. Фото Георгия Мальца.

Когда-то «Эхо Москвы» было барометром для газетчиков и телевизионщиков. Именно эта радиостанция «засевала» информационное поле, мастерски рейтингуя поток новостей. На нее ориентировались все.

Как откровенно, без утайки сказано на сайте, концепция «Эха» была придумана дикторами Иновещания Сергеем Корзуном и Сергеем Бунтманом как принципиально новой для СССР разговорной радиостанции, построенной на принципах свободной журналистики, полного отсутствия пропаганды и «промывания мозгов». Визитной карточкой стали выпуски новостей, промежутки между которым заполнялись передачами. Но объективные, действительно интересные и значимые новости — это святое.

Однако 12 лет назад все начало меняться.

Я прекрасно помню, как главной новостью несколько дней подряд был арест Михаила Ходорковского. Что совершенно не соответствовало ожиданиям аудитории, в те времена довольно многочисленной и разношерстной. Все же самый известный олигарх был приметой времени далеко не для всех.

И я сейчас не о политике, а о журналистике.

Сетка «Эха Москвы» позволяла говорить о нефтебароне хоть круглые сутки, прерываясь на «фирменные» информационные блоки. Однако Михаилу Ходорковскому был посвящен, по-моему, весь эфир, включая новости. С моей точки зрения, это была главная ошибка Алексея Венедиктова. Он изменил концепции — «Эхо Москвы» само занялось промывкой мозгов, только на свой лад.

С тех пор популярная радиостанция планомерно стала смещаться в сторону оппозиционности. Теперь трудно ориентироваться на ее новостные блоки — если среди главных событий дня регулярно появляются рассказы об одиночных пикетах каких-то мутных личностей с невразумительными требованиями, люди перестают слушать новости совсем. Из источника информации «Эхо» превратилось в станцию передач. Его аудитория будет неизбежно сжиматься, потому что у передач есть вполне однородные слушатели, с определенными вкусовым и политическими пристрастиями.

Выпустив вперед Лесю Рябцеву (а я не сомневаюсь, что ее интервью главред читал до появления на «Снобе»), Алексей Венедиктов пытается выйти из того пикантного положения, в которое попал благодаря все той же своей хамоватой помощнице. Он прекрасно осознает, его тонкая многолетняя работа по выстраиванию отношений с властью, с сотрудниками, с гостями дала трещину.

Боюсь, что невежественная Леся ее не залатает, а в очередной раз все испортит.
____________________

Интервью Леси Рябцевой интернет-порталу Сноб

Странно, что Алексею Венедиктову хватает держать в узде практически всех, кроме этой странной особы.



Леся Рябцева рассказала, что она единственная, кто ногой открывает дверь в кабинет главного редактора Алексея Венедиктова. По ее словам, он ее слушает, открыв рот, всегда поддерживает и очень доверяет.
Фото Георгия Мальца. 

 

Слово с тремя точками

Перед тем как начать писать этот текст, я посоветовалась с главным редактором сайта «Эха» (Виталиком Рувинским) по поводу цензуры. Я вообще частенько так делаю. Лучше уж сразу знать, какая часть моего текста пройдет. А которую — завернут еще на входе. Так вот. Он пожалел бедную девочку, так сказать, дал мне разрешение использовать слово «м...даки» сколько угодно раз, лишь бы они были «заточенны». Поэтому дальше будет текст сплошь про м...даков, из «м...даков» и для м...даков. Я аж подумывала назвать текст — «Ода м...дакам».
Нас окружают м...даки. Это, думаю, ни для кого не секрет. На работе нас окружают ничего не понимающие или не знающие м...даки, на лестничной клетке обитают те м...даки, что курят не там, кричат не так, живут не здесь и вообще. В университете — свои м...даки с книгами и очками на носу. На даче, в автомобиле, на дорогах, в чиновничьих норах — везде свои м...даки. Они хорошо приспособились и продолжают эволюционировать.
Конечно, нормальным людям приходится очень туго. Ведь табличек на м...даков никто не вешает. Ну, типа: «я м...дак». И дальше: «Девушка, если хотите, можете со мной связаться, но за то, что будет потом — я не ручаюсь. Я же м...дак». И я, конечно же, напарываюсь на м...даков. Но нет, нет, я никого не обвиняю. Себя только оправдываю. С виду-то они не всегда выглядят как м...даки. Да и, к тому же, они такие интересные особи.
А поскольку м...даки обычно очень настойчиво напрашиваются в твою жизнь, то отказать им сложно. И они с радостью пишут гадости вконтактике, задают вопросы в твиттере, наяривают пасквили в фейсбученьке.
М...даки, ну, вы, правда, не понимаете, что, слушая бы вас, я бы давно перестала быть собой. И стала бы м...даком. А потерять себя — для меня является чем-то совершенно невозможным. Я больше за личные свободы, нежели за стадное желание гнобить.
Возвращаясь к теме. Мне не стыдно. Еще ни разу не было стыдно за м...дака в моей жизни.
М...даки — они ведь в каждом из нас. Ну, вот для одного ты м...дак (так и вижу комментарии под постом о том, что м...дак для вас — это я), для другого — есть кто-то, кто не м...дак, потому что пока еще не узнал получше.
Лучше я трижды покажусь смешной, чем единожды — неискренней. Лучше я вляпаюсь в м...дака раз, два, три. Вляпаюсь неистово. Без сожалений. Со всеми эмоциональными фейерверками и бурями бабочек в животе.
Я, надо сказать, вообще уже довольно-таки талантливо это делаю — вляпываюсь. И ни разу я не пожалела о том, что с очередным м...даком связалась. На работе ли, на учебе, в клубе, в самолете, в ресторане, в интернете… М...даки меня окружают везде.
И если бы/когда (а предупредить пытаются очень часто, я бы сказала, с неистовой частотой) меня предупредили о том, что я с м...даком — я не передумала бы и поступила ровно так же.
Я люблю м...даков. Я ненароком делаю все, чтобы в них наступить. Ну, как ненароком. Такая пассивная осознанность. Я то ли не научилась их пока что различать (что, само любой, конечно, по-любому, отчасти правда — возраст/отсутствие опыта/замыленный глаз), то ли их так много вокруг, что в любом случае не застрахован на одного из них попасть.
Я это все к чему. М...даки, давайте, мы с вами расстанемся, а? Раз и навсегда. Я буду и дальше много работать, буду слушаться маму, есть кашу, читать книги, да-да, не забуду выучить население страны, города, планеты Земля… Я все это обязательно сделаю. По 8 миллионов раз. Только, пожалуйста, пусть вас в моей жизни станет меньше. И вот вам бонус! И меня в вашей жизни тоже станет меньше.
PS И вот совершенно же не значит, что, если м...дак в одном — значит, во всем м...дак. Ну, не сложилась семейная жизнь с одним таким м...удаком. Но это ведь не значит, что человек или писатель он плохой. Вот вы меня не любите, а знали бы вы, какой восхитительный омлет я готовлю.
Так вот. М...дак, коллективный такой м...дак, спасибо тебе за новый (ни-на-что-никогда-не-променяемый) опыт. Останемся друзьями. Я пошла дальше.
Уровень!

1 комментарий:

  1. Самомнения хватит на тысячу человек. Жалко Венедиктова, такую змею пригрел на груди старый м...дак.

    ОтветитьУдалить