четверг, 18 июня 2015 г.

Почему украинская карьера Саакашвили полезна — для Грузии и не только

Валентин Жаронкин18.06.15
Обозреватель ОДНАКО

Родился в 1980 году в городе Сумы. Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.

Посильное участие команды Михаила Саакашвили в так называемых украинских реформах может оказать благотворное влияние — в первую очередь на Грузию. И на её отношения с Россией.

Грузия до сих пор тащит груз проблем осетинской войны 2008 года и многих других антироссийских инициатив прежнего президента. И стремится их преодолеть. Темпы нормализации отношений не то чтобы очень быстрые, но, по крайней мере, эти отношения уже есть. Торгово-экономическое сотрудничество развивается. Россия — четвёртый по объёмам торгового оборота партнёр Грузии после Турции, Азербайджана и Китая. Помимо всего прочего, в 2014 году этому способствовало введение западными державами санкций против России. К которым Грузия не присоединилась.

Отстранение от власти Михаила Саакашвили и его соратников в 2013 году было первым шагом. Второй шаг — открытие уголовных дел на «старорежимных» деятелей в 2014 году. Так Грузия сигнализирует, что хочет отмежеваться от прежней политики. Что это была политика группы преступников, а не грузинского народа.

Третий шаг делают уже эмигранты, объявленные у себя на родине в розыск. После украинской революции они встраиваются в местную политическую систему, меняют гражданство, проводят ту же самую политику, что и прежде у себя дома — и тем самым подтверждают всё то, о чём стремится заявить грузинское правительство.

Отдельно политэмигрантов нужно поблагодарить за то, что теперь точно нельзя представить себе единый антироссийский украинско-грузинский фронт — потому что для этого представителям Грузии пришлось бы садиться за стол переговоров с теми, кого они сами объявили в международный розыск.

Конечно, Грузия ещё некоторое время будет сохранять проамериканский политический курс. Госорганы пронизаны людьми, буквально выросшими на сотрудничестве с НАТО, США и ЕС. Но здесь тоже помогает Украина. Некоторые оппозиционные (из бывшей партии власти Саакашвили) депутаты парламента проводят больше времени в Киеве, чем в Тбилиси. Тем самым они всё больше отсекают себя от своей родины. Переключаются на более перспективные, как им кажется, темы.

Интересные тенденции в настроениях фиксирует и социология. 31% грузинских респондентов считает приемлемым вступление в Евразийский союз. В августе 2014 года таких было 20%, в ноябре 2013-го — 11%. Трудно сказать, сохранится ли динамика, и стоит ли через пару лет поднимать вопрос о заявке на членство, но скорость изменений впечатляет не только нас, но и Национально-демократический институт (США), проводивший эти исследования.

Всё это вместе практически исключает возможность реванша евроатлантистов.

Вот ещё некоторые тенденции. В 2008 году партия Саакашвили «Единое национальное движение» набирает 62%, в 2012-м — 40%, в 2013-м их кандидат на президентских выборах получает 21%. Направление движения в целом понятно.

Есть ещё один позитивный момент с множественными назначениями грузин в украинские правительственные и другие структуры. Смешно, но их пытаются представить, как иностранцев. Как носителей неких передовых (западных) технологий, в украинских широтах не обитающих. Но, понятно, иностранцами они являются только в том смысле, что они агенты иностранного влияния. Естественно, не грузинского. Какой Саакашвили иностранец, когда он родился в Советском Союзе, учился в Киеве? Так быстро иностранцем не становятся. Минимум три поколения должно пройти. И, конечно, жители республик бывшего СССР в полном смысле иностранцами друг для друга не являются.

Т.е. Союз, вроде бы развалившись в 1991 году, всё равно сохраняет некое единство. По крайней мере метастазы (вроде «реформаторских команд» и не только) распространяются по общей некогда родине, не обращая особого внимания на возникшие государственные границы. Что не удивительно, если рассматривать всю картину в логике Смуты/Собирания — процессов, которые всё ещё продолжаются в Одной Большой Стране и противостоят друг другу.

Судьба команды Саакашвили в этом смысле не является каким-то уникальным явлением, характерным только для Грузии. Украина пройдет тем же путем. Война — разочарование — смена власти — уголовное дело на прежних правителей. И кто-то из нынешнего руководства поедет в новый очаг Смуты. Если к тому времени Смута ещё не закончится.


Комментариев нет:

Отправить комментарий