15.07.15
Ростислав Ищенко
Не имеет смысла подробно анализировать текст вносимых Киевом конституционных изменений. Их уже неоднократно подробно разбирали и политологи (в том числе Ваш покорный слуга), и юристы, и дипломаты. И все пришли к однозначному выводу.
Децентрализация по-киевски означает усиление полномочий Порошенко. «Диктатура» Януковича, против которой сражался «европейский» майдан выглядит в сравнении с порошенковской «демократией» просто каким-то разгулом всевозможных свобод.
Но, повторяю, с точки зрения развития ситуации на Украине дело совсем не в попытке конституционно оформить систему личной власти Порошенко, которой для превращения в монархию останется придать только пожизненность и наследственность. В конце концов, мало нарезать себе полномочия, надо еще иметь возможность их реализовать. А вот с этим у Порошенко все далеко не так радужно. Диктатор Украины уже год безуспешно пытающийся утопить в крови Донбасс, становится смешным беспомощным кондитером, когда небольшая банда «Правого сектора» * (всего-то меньше трех десятков человек) устраивает перестрелку с милицией в Мукачево. Власть справедливо называет бандитов бандитами и тут же начинает с ними переговоры, чтобы по-хорошему замять неприятный инцидент. А это значит, что сколько полномочий в Конституцию не вписывай, нет у Порошенко возможности ими воспользоваться, если он вынужден вести переговоры с неполными тремя десятками очевидных бандитов. А ведь таких сейчас на Украине даже не тысячи, а десятки тысяч.
Главная проблема данных конституционных изменений — грубое нарушение соглашений, известных как Минск-2.
В том, что они не будут выполняться, не сомневался никто и никогда. Не для того они заключались. Более того, уже в момент их подписания в своих заявлениях для прессы и Порошенко и Плотницкий с Захарченко сообщили об их невыполнимости. Ну и, наконец, Киев первый Минск провалил, а условия второго Минска были для Украины значительно хуже.
Я уже когда-то писал, что идея Минска заключалась не в том, чтобы реально заключить мир с Киевом. Поскольку за столом переговоров отсутствовали США — истинные инициаторы, спонсоры и бенефициары военных действий, смешно и наивно было бы полагать, что Киев, служащий всего лишь молотком, которым США пытаются лупить по голове ЕС (достаточно успешно) и Россию (пока чаще достается самим американцам по пальцам), пойдет на реальное замирение. Минскими соглашениями Россия выигрывала темп и качество на дипломатической доске конфликта. Возросшие вес, влияние и возможности Москвы были убедительно продемонстрированы в ходе саммитов ШОС и БРИКС. Со слабыми ядерные державы с миллиардным населением дружить не стремились бы. Но значительно раньше, пусть и не в столь явной форме, дипломатическое преимущество России зафиксировал сам ЕС, отказавшийся усиливать санкции и продливший существующие смешные даже не на полный год, а всего лишь до конца текущего. Россия в ответ свои контрсанкции продлила на полный год (намекнув, что это может оказаться и навсегда), и ЕС смолчал, проглотив пилюлю. Отказ Европы, вечно всех поучающей и воспитывающей идти на обострение отношений с Москвой в момент, когда Россия демонстративно повысила ставки, также убедительно продемонстрировал кто выиграл, а кто проиграл от Минска-2.
Наконец, не только российские маргинальные караул-патриоты кричали, что Минск — предательство и Путин «запихивает Донбасс в Украину». Куда громче и убедительнее выли украинские нацисты, обвинявшие в предательстве Порошенко, который, по их мнению, сдал Кремлю не только Крым с Донбассом, но и всю Украину.
Развитие событий показывает, что, в отличие от своих российских братьев по разуму, украинские нацисты были совершенно правы.
Итак, почему формальные конституционные изменения, дающие Порошенко дополнительные полномочия, но не добавляющие рычагов для их реальной реализации, и нарушающие многократно до этого нарушенные и никогда всерьез не исполнявшиеся минские соглашения столь важны.
Потому, что все нарушения пунктов Минска, которые происходили до этого, включая фиксируемые ОБСЕ обстрелы городов Донбасса, а также периодические столкновения на линии фронта с применением тяжелой техники, во-первых всегда обозначались как обоюдные (то есть наблюдатели говорили что-то вроде «да, стреляли, но не знаем кто первый начал»), а во-вторых Киев все время настаивал на том, что вот, мол, пойдет конституционный процесс, и все постепенно уляжется.
Процесс пошел. И наступило время российским караул-патриотам извиниться за свои инвективы по поводу «предательского» курса. Поскольку «предательское» миротворчество власти привело дело прямиком к войне, которой так жаждали «милитаристы», но только в условиях значительно лучшего для России политического расклада, чем был в январе-феврале 2015 года и уж тем более летом 2014 года. Напомню, что каждый очередной Минск заключался по результатам боевых действий, которые происходили по вине Киева и разрушали существовавшую до этого переговорную конструкцию. Причем условия каждого нового мира становились хуже для Киева. Поскольку же сами соглашения каждый раз подавались как акт доброй воли России, которая не без трудов и издержек шла навстречу пожеланиям «наших европейских друзей и партнеров», то каждый раз военное и дипломатическое поражение Киева вынуждена была признавать, фиксировать и санкционировать Европа.
Между тем, хоть политические маргиналы и считают, что достаточно загнать всех под лавку большой дубинкой, а международное признание новой политической реальности не имеет никакого значения, на деле войны лишь частично выигрываются на полях сражений, окончательная победа фиксируется за столом переговоров, когда не только поверженный противник, но и весь мир признает ваше право на трофеи, а в идеале еще и бывшие враги становятся друзьями.
Так вот, впервые с тех пор, когда украинский кризис весной прошлого года вопреки российским предупреждениям все-таки перешел в горячую фазу, Россия в истории с нарушающими Минск украинскими конституционными изменениями не просто сыграла на упреждение, но повысила ставки не в дипломатической игре, а в военно-политическом противостоянии.
Позволю себе почти полностью процитировать заявление МИД РФ.
«Проект конституционных поправок в их нынешнем виде, подготовленный без каких-либо консультаций с представителями Юго-Востока Украины, не является тем документом, который предусматривался Минскими соглашениями от 12 февраля 2015 г. В них, как известно, речь шла о необходимости „учета особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов“. Более того, в Киеве даже не сочли нужным хоть как-то отреагировать на подготовленные и внесенные Донецком и Луганском соответствующие предложения по изменению конституции Украины.
Избранная киевскими властями тактика игнорирования интересов населения Донбасса, упорное нежелание договариваться со своим народом не только не способствует достижению устойчивого урегулирования украинского кризиса, но и подрывает усилия международного сообщества по деэскалации ситуации и установлению на Украине прочного мира, ставит под угрозу стабильность и безопасность на европейском континенте».
Что, собственно, сказано? Во-первых, Россия констатирует, что Минские договоренности окончательно разрушены. То есть, мира больше нет, а значит, начинается война (или, если угодно, новый виток военных действий). Во-вторых, Москва еще до начала новой активной фазы конфликта указывает на его будущего виновника — Украину, которая и разрушила договоренности (подготовлены позиции для дипломатического противостояния с Вашингтоном и Брюсселем). В-третьих, Европу недвусмысленно предупредили, что в этот раз дело может закончиться совсем плохо. Если кто не понял, по мнению МИД России действия Киева ставят под угрозу «стабильность и безопасность на европейском континенте”. На всем континенте. Это чтобы потом не говорили, что их не предупреждали.
Москва зафиксировала готовность к новому, более высокому уровню противостояния. В мае показаны военные новинки. Затем прошли военные учения. К концу июня прошли сообщения о массированных закупках новых образцов вооружений и техники для вооруженных сил. В июле в Уфе (на российской территории, что символично) миру была продемонстрирована сплоченность российских союзников. Зафиксирован рост интеграционных процессов в рамках БРИКС, а в ШОС желающие просто ломятся, и какие — Индия и Пакистан, повысившие свой статус в организации до полноценного членства — не то же самое, что рвущаяся в ЕС Молдавия или давно уже «укрепляющие” Евросоюз прибалтийские лимитрофы.
Ну и наконец, в качестве вишенки на торте, миру сообщили, что скоро Украину будут бить, она сама виновата, и предложили подумать, как себя вести в сложившейся ситуации. Уверен, Европа будет думать очень хорошо. Собственно уже начала думать. Председатель Европарламента Мартин Шульц настойчиво просит продлить срок действия минских соглашений на 2016 год. То есть, ЕС признал, что его подопечные из Киева соглашения сорвали. Никто, конечно, не против, но для этого нужна новая политическая реальность. А как было отмечено, выше новая политическая реальность регулярно рождалась на поле боя.
Собственно, у нас осталось всего пару вопросов, на которые пока не получен ответ:
Ростислав Ищенко
президент Центра системного анализа и прогнозирования.
Ростислав Ищенко о новой политической реальности в украинском конфликте
В четверг Верховная Рада должна рассматривать закон о внесении изменений в Конституцию Украины. В Киеве делают вид, что таким образом они выполняют Минские соглашения и проводят федерализацию, которую именуют децентрализацией.
Не имеет смысла подробно анализировать текст вносимых Киевом конституционных изменений. Их уже неоднократно подробно разбирали и политологи (в том числе Ваш покорный слуга), и юристы, и дипломаты. И все пришли к однозначному выводу.
Децентрализация по-киевски означает усиление полномочий Порошенко. «Диктатура» Януковича, против которой сражался «европейский» майдан выглядит в сравнении с порошенковской «демократией» просто каким-то разгулом всевозможных свобод.
Но, повторяю, с точки зрения развития ситуации на Украине дело совсем не в попытке конституционно оформить систему личной власти Порошенко, которой для превращения в монархию останется придать только пожизненность и наследственность. В конце концов, мало нарезать себе полномочия, надо еще иметь возможность их реализовать. А вот с этим у Порошенко все далеко не так радужно. Диктатор Украины уже год безуспешно пытающийся утопить в крови Донбасс, становится смешным беспомощным кондитером, когда небольшая банда «Правого сектора» * (всего-то меньше трех десятков человек) устраивает перестрелку с милицией в Мукачево. Власть справедливо называет бандитов бандитами и тут же начинает с ними переговоры, чтобы по-хорошему замять неприятный инцидент. А это значит, что сколько полномочий в Конституцию не вписывай, нет у Порошенко возможности ими воспользоваться, если он вынужден вести переговоры с неполными тремя десятками очевидных бандитов. А ведь таких сейчас на Украине даже не тысячи, а десятки тысяч.
Главная проблема данных конституционных изменений — грубое нарушение соглашений, известных как Минск-2.
В том, что они не будут выполняться, не сомневался никто и никогда. Не для того они заключались. Более того, уже в момент их подписания в своих заявлениях для прессы и Порошенко и Плотницкий с Захарченко сообщили об их невыполнимости. Ну и, наконец, Киев первый Минск провалил, а условия второго Минска были для Украины значительно хуже.
Я уже когда-то писал, что идея Минска заключалась не в том, чтобы реально заключить мир с Киевом. Поскольку за столом переговоров отсутствовали США — истинные инициаторы, спонсоры и бенефициары военных действий, смешно и наивно было бы полагать, что Киев, служащий всего лишь молотком, которым США пытаются лупить по голове ЕС (достаточно успешно) и Россию (пока чаще достается самим американцам по пальцам), пойдет на реальное замирение. Минскими соглашениями Россия выигрывала темп и качество на дипломатической доске конфликта. Возросшие вес, влияние и возможности Москвы были убедительно продемонстрированы в ходе саммитов ШОС и БРИКС. Со слабыми ядерные державы с миллиардным населением дружить не стремились бы. Но значительно раньше, пусть и не в столь явной форме, дипломатическое преимущество России зафиксировал сам ЕС, отказавшийся усиливать санкции и продливший существующие смешные даже не на полный год, а всего лишь до конца текущего. Россия в ответ свои контрсанкции продлила на полный год (намекнув, что это может оказаться и навсегда), и ЕС смолчал, проглотив пилюлю. Отказ Европы, вечно всех поучающей и воспитывающей идти на обострение отношений с Москвой в момент, когда Россия демонстративно повысила ставки, также убедительно продемонстрировал кто выиграл, а кто проиграл от Минска-2.
Наконец, не только российские маргинальные караул-патриоты кричали, что Минск — предательство и Путин «запихивает Донбасс в Украину». Куда громче и убедительнее выли украинские нацисты, обвинявшие в предательстве Порошенко, который, по их мнению, сдал Кремлю не только Крым с Донбассом, но и всю Украину.
Развитие событий показывает, что, в отличие от своих российских братьев по разуму, украинские нацисты были совершенно правы.
Итак, почему формальные конституционные изменения, дающие Порошенко дополнительные полномочия, но не добавляющие рычагов для их реальной реализации, и нарушающие многократно до этого нарушенные и никогда всерьез не исполнявшиеся минские соглашения столь важны.
Потому, что все нарушения пунктов Минска, которые происходили до этого, включая фиксируемые ОБСЕ обстрелы городов Донбасса, а также периодические столкновения на линии фронта с применением тяжелой техники, во-первых всегда обозначались как обоюдные (то есть наблюдатели говорили что-то вроде «да, стреляли, но не знаем кто первый начал»), а во-вторых Киев все время настаивал на том, что вот, мол, пойдет конституционный процесс, и все постепенно уляжется.
Процесс пошел. И наступило время российским караул-патриотам извиниться за свои инвективы по поводу «предательского» курса. Поскольку «предательское» миротворчество власти привело дело прямиком к войне, которой так жаждали «милитаристы», но только в условиях значительно лучшего для России политического расклада, чем был в январе-феврале 2015 года и уж тем более летом 2014 года. Напомню, что каждый очередной Минск заключался по результатам боевых действий, которые происходили по вине Киева и разрушали существовавшую до этого переговорную конструкцию. Причем условия каждого нового мира становились хуже для Киева. Поскольку же сами соглашения каждый раз подавались как акт доброй воли России, которая не без трудов и издержек шла навстречу пожеланиям «наших европейских друзей и партнеров», то каждый раз военное и дипломатическое поражение Киева вынуждена была признавать, фиксировать и санкционировать Европа.
Между тем, хоть политические маргиналы и считают, что достаточно загнать всех под лавку большой дубинкой, а международное признание новой политической реальности не имеет никакого значения, на деле войны лишь частично выигрываются на полях сражений, окончательная победа фиксируется за столом переговоров, когда не только поверженный противник, но и весь мир признает ваше право на трофеи, а в идеале еще и бывшие враги становятся друзьями.
Так вот, впервые с тех пор, когда украинский кризис весной прошлого года вопреки российским предупреждениям все-таки перешел в горячую фазу, Россия в истории с нарушающими Минск украинскими конституционными изменениями не просто сыграла на упреждение, но повысила ставки не в дипломатической игре, а в военно-политическом противостоянии.
Позволю себе почти полностью процитировать заявление МИД РФ.
«Проект конституционных поправок в их нынешнем виде, подготовленный без каких-либо консультаций с представителями Юго-Востока Украины, не является тем документом, который предусматривался Минскими соглашениями от 12 февраля 2015 г. В них, как известно, речь шла о необходимости „учета особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов“. Более того, в Киеве даже не сочли нужным хоть как-то отреагировать на подготовленные и внесенные Донецком и Луганском соответствующие предложения по изменению конституции Украины.
Избранная киевскими властями тактика игнорирования интересов населения Донбасса, упорное нежелание договариваться со своим народом не только не способствует достижению устойчивого урегулирования украинского кризиса, но и подрывает усилия международного сообщества по деэскалации ситуации и установлению на Украине прочного мира, ставит под угрозу стабильность и безопасность на европейском континенте».
Что, собственно, сказано? Во-первых, Россия констатирует, что Минские договоренности окончательно разрушены. То есть, мира больше нет, а значит, начинается война (или, если угодно, новый виток военных действий). Во-вторых, Москва еще до начала новой активной фазы конфликта указывает на его будущего виновника — Украину, которая и разрушила договоренности (подготовлены позиции для дипломатического противостояния с Вашингтоном и Брюсселем). В-третьих, Европу недвусмысленно предупредили, что в этот раз дело может закончиться совсем плохо. Если кто не понял, по мнению МИД России действия Киева ставят под угрозу «стабильность и безопасность на европейском континенте”. На всем континенте. Это чтобы потом не говорили, что их не предупреждали.
Москва зафиксировала готовность к новому, более высокому уровню противостояния. В мае показаны военные новинки. Затем прошли военные учения. К концу июня прошли сообщения о массированных закупках новых образцов вооружений и техники для вооруженных сил. В июле в Уфе (на российской территории, что символично) миру была продемонстрирована сплоченность российских союзников. Зафиксирован рост интеграционных процессов в рамках БРИКС, а в ШОС желающие просто ломятся, и какие — Индия и Пакистан, повысившие свой статус в организации до полноценного членства — не то же самое, что рвущаяся в ЕС Молдавия или давно уже «укрепляющие” Евросоюз прибалтийские лимитрофы.
Ну и наконец, в качестве вишенки на торте, миру сообщили, что скоро Украину будут бить, она сама виновата, и предложили подумать, как себя вести в сложившейся ситуации. Уверен, Европа будет думать очень хорошо. Собственно уже начала думать. Председатель Европарламента Мартин Шульц настойчиво просит продлить срок действия минских соглашений на 2016 год. То есть, ЕС признал, что его подопечные из Киева соглашения сорвали. Никто, конечно, не против, но для этого нужна новая политическая реальность. А как было отмечено, выше новая политическая реальность регулярно рождалась на поле боя.
Собственно, у нас осталось всего пару вопросов, на которые пока не получен ответ:
- Сколько будет народных республик к тому моменту, когда надо будет заключать Минск-3.
- Где пройдет их западная граница?
- Будет ли еще к тому моменту между ними и восточной границей ЕС существовать нацистское недоразумение под названием Украина?
Комментариев нет:
Отправить комментарий