02.09.15
Воеводина Татьяна
Колумнист ЛГ
Воеводина Татьяна
Колумнист ЛГ
Посмотрела в Малом театре «Бешеные деньги» Островского. И всё
дивлюсь, как несущественно изменилась жизнь за почти полтора века! Не
изменилась в самой духовной сердцевине – несмотря на войны, революции,
коллективизации и приватизации. В чём же сердцевина? Она в ответе на
вопрос: как жить?
А жизнь народа такова, каков массовый ответ на этот с
виду простой вопрос. Есть ещё один вопрос, связанный с первым. Поскольку
человеку от рождения присуще желание улучшить своё положение, пробиться
наверх, разбогатеть, то важен ответ на такой вопрос: какими средствами
это делать?
Что у нас по этой части? А ровно то же, что было во
времена Островского. Герои «Бешеных денег», московские дворяне, знают
три пути к обогащению: 1) выиграть, 2) получить наследство и 3)
поступить на выгодную казённую службу. Всё. Возможность заработать
трудом, изобретательностью, предприимчивостью – отсутствует. В принципе.
Нет её в их картине мира.
И сегодня множество людей не верит в труд как средство
создания богатства. Во что же люди верят? Всё в то же – в дивный случай,
везуху, пруху. Ну и в госслужбу как наилучшую разновидность жизненной
удачи. Поступить в департамент по протекции и сесть, так сказать, на
поток. Финансовый. Вот надёжнейшее средство обогащения в сознании
соотечественников. Сегодняшних, не дворян XIX века. А что, это не так?
Это неправда?
Правда или нет – не столь уж элементарный вопрос. Если
люди массово верят, что что-то так, всё так и оказывается. Бытие
подстраивается под массовое сознание – в противоположность до сих пор
ходовым у нас положениям истмата. Когда мы массово верили, что «рождены,
чтоб сказку сделать былью», так оно чаще всего и происходило, а когда
перестали верить – сами всё видите…
Спору нет, сегодня для неверия в труд как средство обогащения есть очень весомые основания.
Наши крупнейшие капиталисты, капитаны, господи прости, индустрии
– это почти поголовно искусственно взращённые фигуры: их, по сути,
назначили капиталистами в процессе приватизации. Они, как называл таких
личностей Чехов, «ряженые».
«В России вся собственность выросла из «выпросил», или
«подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда в собственности очень мало. И
от этого она не крепка и не уважается», – писал Василий Розанов век
назад. Не многое с той поры изменилось.
Большие деньги у нас как были сто пятьдесят и сто лет
назад, так и остаются по сей день, как правило, «бешеными»: они
возникают ниоткуда, вкладываются в никуда и никак не связаны с трудовыми
усилиями. Поэтому многие сограждане, вполне даже способные и
образованные, продолжают действовать на основе мировоззрения, которое
отражено в поговорке «От трудов праведных не наживёшь палат каменных».
Как ни удивительно, само представление, что простые
занятия, обычный труд могут привести к богатству, было своеобразным
открытием. В Западной Европе его сделали примерно в XVI веке. Так считал
авторитетный знаток истории капитализма, автор классической книги
«Буржуа», когда-то более знаменитый, чем даже Карл Маркс, Вернер
Зомбарт.
Мы, похоже, в массе своей ещё не доросли до этого
дивного открытия. Когда рассказываешь, что кто-то заработал большие
деньги трудом и предприимчивостью, а вовсе не пронырливостью и
знакомствами, – не верят. «Ну, это исключение!» – обычная реакция.
Критически важно, что' люди массово считают правилом, а что – исключением. Это предопределяет их поступки: они действуют по линии того, что считают правилом.
Некоторое время назад было модно сетовать, что у нас-де
нет социальных лифтов, молодёжи трудно выдвинуться. А пешочком не
пробовали? Ну, эдак потихонечку: от палаточки – к двум палаточкам, а
потом, глядишь, к сети магазинов, а там и к своему производству… «Ну,
знаете, это утопия, эти времена давно прошли (ещё не наступили)» –
такова реакция нормального русского человека. Он по-прежнему верит
только в бешеные деньги. В небешеные – не верит.
Когда говорю молодым знакомым и сотрудникам: «Ребята,
чего вы сидите? Вот такая есть возможность, а вот ещё и такая, а вот вам
третий вариант…» – они вежливо слушают, но как сказку. Вот «купить
табуретку в Газпроме» – это, да, это кажется им реальной возможностью, а
заработать настойчивым трудом, изо дня в день, копеечка к копеечке –
это фантазия. Притом фантазия, противная русскому сознанию. Герой
«Игрока» Достоевского рассуждает о глубоко для него отвратительном
немецком «фатере», который упорно наживает добро из поколения в
поколение:
«…есть здесь везде у них в каждом доме свой фатер,
ужасно добродетельный и необыкновенно честный. Уж такой честный, что
подойти к нему страшно…
Старший (сын. – Т.В.) превращается сам в
добродетельного фатера, и начинается опять та же история. Лет эдак чрез
пятьдесят или чрез семьдесят внук первого фатера действительно уже
осуществляет значительный капитал и передаёт своему сыну, тот своему,
тот своему, и поколений чрез пять или шесть выходит сам барон Ротшильд
или Гоппе и Комп., или там чёрт знает кто».
Подобное не очень интересно русскому человеку, не увлекает.
Настолько у нас укоренилось неверие в силу личного
инициативного труда, что породило даже подтверждающую мифологию. Помню,
много лет подряд разные СМИ писали, как нечеловечески трудно всего лишь зарегистрировать
компанию, какие препятствия выставляют чиновники – ужас, кошмар. Потом,
видимо, кто-то решился на дерзкий эксперимент: попробовать
зарегистрировать своё предприятие. И что же? Оказалось, не такой уж
кошмар, всё можно...
Пьеса Островского кончается тем, что героиня объявляет:
время бешеных денег прошло, а потому, девушки, выходите замуж за людей
труда и дела. Кабы так… К сожалению, дворянская, бездельная психология,
психология бешеных денег остаётся господствующей.
Уверена: историческая судьба нашего народа зависит от
того, насколько успешно и быстро сумеем сбросить с себя этот морок и
сформировать массовую психологию трудового прибытка. Начать бы сверху, с
высшего класса. Правы Маркс и Энгельс: «Мысли господствующего класса
являются в каждую эпоху господствующими мыслями». Какой у нас
господствующий класс? Вероятно, чиновники и их «креативная» обслуга.
Они-то и ориентированы полностью на бешеные деньги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий