31.10.15
Андрей Ваджра
Некоторые желания Петра Порошенко труднообъяснимы с точки зрения здравого смысла. Ведь не каждый бы захотел стать президентом страны, в которой произошла насильственная смена власти, потом глубочайший социально-экономический кризис и война.
Андрей Ваджра
Украиной управлять и во времена относительной стабильности не просто, а в условиях смуты и руины это вообще требует от главы государства запредельных способностей кризисного менеджера, железной воли, ясного ума и фантастической физической выносливости. Ситуация ведь в стране за последние полтора года усложнилась в разы, а некоторые крайне важные проблемы стали практически неразрешимыми.
Подходит ли Порошенко на роль спасителя отечества? Если внимательно посмотреть на результаты его более чем годичного правления, то возникает ощущение, что случайный человек случайным образом попал туда, где его не должно было быть. Похоже на то, что одно из главных украинских желаний — любой ценой стать большим начальником, пересилило в душе Петра Алексеевича осторожность и рассудительность. Воистину, там, где два украинца — три гетмана.
Показательно то, что активного участия в последнем майдане Порошенко не принимал. Лишь периодически там появлялся, дабы засвидетельствовать свое почтение революционной публике и зафиксировать в СМИ факт своего единения с народом. Занимался, так сказать, политическим селфи на фоне майдана. Правда, не всегда это проходило удачно. Так, например, во время первых эксцессов возле здания Администрации президента, осенью 2014 года, Петр Алексеевич был послан на три веселых буквы юными националистами, пытавшимися тогда наехать бульдозером на шеренгу солдат внутренних войск. Пиар получился запятнанным.
Когда же в Киеве запылали покрышки, Порошенко резко пропал. Возник он на публике лишь во время майданного триумфа, после того как начальники некогда созданной им Партии регионов бросились в рассыпную, более уже неспособные удерживать государственную власть. Вот тут-то и появился на сцене Майдана владелец кондитерской корпорации ROSHEN, чтобы с какой-то удивительной стремительностью переместиться оттуда в кабинет президента Украины. Злые языки по этому поводу даже тогда позволили себе заявить, что Петра Алексеевича не народ выбрал, а назначило президентом американское посольство.
Это типичные издержки Майдана. Кто сказал, что революции поднимают на вершину государственной власти исключительно своих вождей? Отнюдь. Украина наглядно доказала, что плодами массовых беспорядков может воспользоваться кто угодно.
Если учитывать предвыборную риторику Порошенко, то не сложно понять, что владелец ROSHEN рассчитывал завершить военные действия на Донбассе сокрушительным разгромом "сепаратистов" и "террористов" в течение недели. Однако с блицкригом не сложилось. Ни в течение недели, ни в течение года уничтожить ДНР и ЛНР верховный главнокомандующий Украины не смог. На фоне донбасских "котлов", в которых оказались наступающие части ВСУ, триумфальные обещания Петра Алексеевича поблекли и забылись. Впрочем, как и все остальные его обещания, которые он успел дать.
По этой причине роль грозного воителя Порошенко пришлось сменить на роль великого миротворца. Впрочем, с процессом мирных переговоров тоже бы не сложилось, если бы Петр Алексеевич не оказался под жестким прессингом своих европейских покровителей. В итоге выдохшийся наступательный порыв ВСУ был зафиксирован минскими соглашениями. Однако перемирие остается крайне шатким, а угроза возобновления боевых действий весьма велика.
Неудачная война на Донбассе не добавила очков в личный зачет украинского президента. Одна часть общества, по которой прошелся каток АТО, его люто возненавидела за то, что он начал войну (хотя он ее лишь продолжил), а другая часть общества его возненавидела за то, что он не закончил войну. Порошенко плох для обеих сторон конфликта. По-своему для каждой.
Кроме этого де-факто Украина осталась один на один с теми проблемами, которые породила война. Несмотря на все усилия украинского президента, его риторика о внешней агрессии, которой якобы подверглась страна, не нашла практического отклика на Западе. Военного союза против Москвы Киев так ни с кем заключить и не смог. Ряд западных стран неофициально предоставил Украине небольшое количество стрелкового оружия и военное оборудование. Но, понятное дело, что изменить ход войны оно было неспособно. Для сокрушительной победы были необходимы эшелоны и грузовые корабли с военной техникой, оружием и боеприпасами. Но они так и не появились. К просьбам Порошенко Запад остался глух, ограничившись символической поддержкой.
Не произошло никаких прорывов и во внешнеполитической сфере. За последний год Украина изрядно надоела как Европе, так и США. По этой причине сейчас Порошенко с трудом находит страны для своих официальных визитов. Говорить украинскому президенту за границей не с кем, да и не о чем. Любимая и единственная тема Киева о т.н. "российской агрессии" всех порядком утомила. А многих уже раздражает. Ведь ни для кого не секрет, что для Петра Алексеевича "битва за Украину" свелась лишь к выполнению им тех указаний, на которые ему намекают в Брюсселе и Вашингтоне. Нынешний политический режим в Киеве не обладает даже той предельно ограниченной субъектностью, которой обладал режим Януковича. В связи с абсолютной зависимостью от западной помощи и поддержки, без которой страна уже обойтись не может, говорить о независимости и суверенности Украине не приходится.
Если в целом подвести итоги работы Петра Порошенко, то придется констатировать, что под его руководством Украина прошла через серию поражений, провалов и неудач, как в сфере безопасности, так и во внешней политике. При всем своем желании, украинский президент не сможет похвастаться хотя бы одним своим достижением на благо страны и народа. Таких достижений просто не существует.
Единственное достижение Петра Алексеевича это его личный бизнес. На фоне разрушенной экономики Украины, банк и предприятия Порошенко демонстрируют просто невероятные успехи, отражающиеся в многократном увеличении доходов. Самое забавное в этом то, что украинскому президенту удается удивительным образом совмещать свою риторику о якобы напавшей на Украину России с принадлежащим ему предприятием в Липецке, которое продолжает благополучно работать, несмотря на самоотверженную борьбу Порошенко с "российской агрессией".
Безусловно, простой народ видит как недееспособность президента, так и используемые им двойные стандарты. Именно поэтому рейтинг Петра Алексеевича стремительно рухнул в течение года. Если в день президентских выборов, в мае 2014-го, за него проголосовало 54% избирателей, то в октябре 2015-го, согласно результатам опроса Киевского международного института социологии, президентский рейтинг Порошенко упал до 25%.
Единственное чем может гордиться Петр Алексеевич, так это тем, что его рейтинг не превратился в ноль как у Яценюка, и до сих пор на пару процентов превосходит рейтинг Тимошенко. Однако вряд ли это дает повод для оптимизма, если учитывать, что в январе 2014 года (за несколько недель до победы Майдана) президентский рейтинг Януковича составлял 19,8%.
Как показала жизнь, Порошенко очень слабый боец. В отличие от своего предшественника, он так и не смог установить контроль над всеми необходимыми ему структурами государственной власти и перераспределить в свою пользу финансовые потоки страны. Хотя именно этого добивается его ближайшее окружение с момента инаугурации владелец ROSHEN. Непреодолимым препятствием на пути этого стал Арсений Яценюк. Кроме того, не хватило воли у Петра Алексеевича и на то, чтобы свалить своего личного врага Игоря Коломойского, который после открытого конфликта с президентом, начал активную политическую игру, создав свою партию и финансируя конкурентов Порошенко. Да и с "Правым сектором" Петр Алексеевич не смог ничего поделать. Хотя избавиться от него ему ох как хочется.
Столь же безрадостны отношения украинского президента и с его западными покровителями. Во-первых, он их уже порядком раздражает своей хронической недееспособностью. А во-вторых, ему приходится удовлетворять не всегда совпадающие потребности Вашингтона и Брюсселя, что еще больше парализует его способность к осмысленной и результативной деятельности. Поэтому на данный момент Запад его терпит лишь только потому, что Порошенко неким заменить. Нынешний кадровый резерв американцев в Украине не блещет качественным человеческим материалом. На его фоне украинский президент выглядит очень даже не плохо. Поэтому если Петра Алексеевича и будут трогать на его посту, то только в самом крайнем случае, когда его действия каким-то образом создадут угрозу американским интересам в Украине.
Важно то, что совершаемые Порошенко действия в качестве президента, практически всегда остаются половинчатыми и незавершенными. Он очень много говорит, но практически никогда сказанное им не соотносится с его действиями. Отсюда — масса пустых обещаний и заявления, которые потом его подчиненным приходится корректировать и даже опровергать.
По сути, в силу своего характера, нынешний украинский президент плывет по течению. Он не боец и не игрок. Он просто человек, который очень хотел стать самым большим начальником Украины. Однако то, что казалось ему чем-то сверхценным и невероятно желанным, в конечном итоге стало для него невероятно тяжелой ношей и даже проклятием.
Поэтому, вероятнее всего Порошенко будет просто досиживать свою президентскую каденцию, стараясь не делать резких движений, чтобы избежать осложнений и ненароком не перевернуть лодку своего президентства. Если он и пойдет на какие-то серьезные действия, то лишь под давлением своих западных кураторов или фарс-мажерных обстоятельств. Вероятнее всего, те политические позиции, которых Порошенко смог добиться на данный момент, являются его пределом, и все дальнейшие усилия президента будут направлены лишь на их удержание.
Похоже на то, что стратегическая цель Петра Алексеевича — тихо высидеть весь президентский срок, увеличить за это время по максимуму личный капитал, а потом красиво уйти на покой. Ну а Украина… А что Украина? Не всем же в этом мире должно везти.
Некоторые желания Петра Порошенко труднообъяснимы с точки зрения здравого смысла. Ведь не каждый бы захотел стать президентом страны, в которой произошла насильственная смена власти, потом глубочайший социально-экономический кризис и война.
Украиной управлять и во времена относительной стабильности не просто, а в условиях смуты и руины это вообще требует от главы государства запредельных способностей кризисного менеджера, железной воли, ясного ума и фантастической физической выносливости. Ситуация ведь в стране за последние полтора года усложнилась в разы, а некоторые крайне важные проблемы стали практически неразрешимыми.
Подходит ли Порошенко на роль спасителя отечества? Если внимательно посмотреть на результаты его более чем годичного правления, то возникает ощущение, что случайный человек случайным образом попал туда, где его не должно было быть. Похоже на то, что одно из главных украинских желаний — любой ценой стать большим начальником, пересилило в душе Петра Алексеевича осторожность и рассудительность. Воистину, там, где два украинца — три гетмана.
Показательно то, что активного участия в последнем майдане Порошенко не принимал. Лишь периодически там появлялся, дабы засвидетельствовать свое почтение революционной публике и зафиксировать в СМИ факт своего единения с народом. Занимался, так сказать, политическим селфи на фоне майдана. Правда, не всегда это проходило удачно. Так, например, во время первых эксцессов возле здания Администрации президента, осенью 2014 года, Петр Алексеевич был послан на три веселых буквы юными националистами, пытавшимися тогда наехать бульдозером на шеренгу солдат внутренних войск. Пиар получился запятнанным.
Когда же в Киеве запылали покрышки, Порошенко резко пропал. Возник он на публике лишь во время майданного триумфа, после того как начальники некогда созданной им Партии регионов бросились в рассыпную, более уже неспособные удерживать государственную власть. Вот тут-то и появился на сцене Майдана владелец кондитерской корпорации ROSHEN, чтобы с какой-то удивительной стремительностью переместиться оттуда в кабинет президента Украины. Злые языки по этому поводу даже тогда позволили себе заявить, что Петра Алексеевича не народ выбрал, а назначило президентом американское посольство.
Это типичные издержки Майдана. Кто сказал, что революции поднимают на вершину государственной власти исключительно своих вождей? Отнюдь. Украина наглядно доказала, что плодами массовых беспорядков может воспользоваться кто угодно.
По этой причине роль грозного воителя Порошенко пришлось сменить на роль великого миротворца. Впрочем, с процессом мирных переговоров тоже бы не сложилось, если бы Петр Алексеевич не оказался под жестким прессингом своих европейских покровителей. В итоге выдохшийся наступательный порыв ВСУ был зафиксирован минскими соглашениями. Однако перемирие остается крайне шатким, а угроза возобновления боевых действий весьма велика.
Неудачная война на Донбассе не добавила очков в личный зачет украинского президента. Одна часть общества, по которой прошелся каток АТО, его люто возненавидела за то, что он начал войну (хотя он ее лишь продолжил), а другая часть общества его возненавидела за то, что он не закончил войну. Порошенко плох для обеих сторон конфликта. По-своему для каждой.
Кроме этого де-факто Украина осталась один на один с теми проблемами, которые породила война. Несмотря на все усилия украинского президента, его риторика о внешней агрессии, которой якобы подверглась страна, не нашла практического отклика на Западе. Военного союза против Москвы Киев так ни с кем заключить и не смог. Ряд западных стран неофициально предоставил Украине небольшое количество стрелкового оружия и военное оборудование. Но, понятное дело, что изменить ход войны оно было неспособно. Для сокрушительной победы были необходимы эшелоны и грузовые корабли с военной техникой, оружием и боеприпасами. Но они так и не появились. К просьбам Порошенко Запад остался глух, ограничившись символической поддержкой.
Не произошло никаких прорывов и во внешнеполитической сфере. За последний год Украина изрядно надоела как Европе, так и США. По этой причине сейчас Порошенко с трудом находит страны для своих официальных визитов. Говорить украинскому президенту за границей не с кем, да и не о чем. Любимая и единственная тема Киева о т.н. "российской агрессии" всех порядком утомила. А многих уже раздражает. Ведь ни для кого не секрет, что для Петра Алексеевича "битва за Украину" свелась лишь к выполнению им тех указаний, на которые ему намекают в Брюсселе и Вашингтоне. Нынешний политический режим в Киеве не обладает даже той предельно ограниченной субъектностью, которой обладал режим Януковича. В связи с абсолютной зависимостью от западной помощи и поддержки, без которой страна уже обойтись не может, говорить о независимости и суверенности Украине не приходится.
Если в целом подвести итоги работы Петра Порошенко, то придется констатировать, что под его руководством Украина прошла через серию поражений, провалов и неудач, как в сфере безопасности, так и во внешней политике. При всем своем желании, украинский президент не сможет похвастаться хотя бы одним своим достижением на благо страны и народа. Таких достижений просто не существует.
Единственное достижение Петра Алексеевича это его личный бизнес. На фоне разрушенной экономики Украины, банк и предприятия Порошенко демонстрируют просто невероятные успехи, отражающиеся в многократном увеличении доходов. Самое забавное в этом то, что украинскому президенту удается удивительным образом совмещать свою риторику о якобы напавшей на Украину России с принадлежащим ему предприятием в Липецке, которое продолжает благополучно работать, несмотря на самоотверженную борьбу Порошенко с "российской агрессией".
Единственное чем может гордиться Петр Алексеевич, так это тем, что его рейтинг не превратился в ноль как у Яценюка, и до сих пор на пару процентов превосходит рейтинг Тимошенко. Однако вряд ли это дает повод для оптимизма, если учитывать, что в январе 2014 года (за несколько недель до победы Майдана) президентский рейтинг Януковича составлял 19,8%.
Как показала жизнь, Порошенко очень слабый боец. В отличие от своего предшественника, он так и не смог установить контроль над всеми необходимыми ему структурами государственной власти и перераспределить в свою пользу финансовые потоки страны. Хотя именно этого добивается его ближайшее окружение с момента инаугурации владелец ROSHEN. Непреодолимым препятствием на пути этого стал Арсений Яценюк. Кроме того, не хватило воли у Петра Алексеевича и на то, чтобы свалить своего личного врага Игоря Коломойского, который после открытого конфликта с президентом, начал активную политическую игру, создав свою партию и финансируя конкурентов Порошенко. Да и с "Правым сектором" Петр Алексеевич не смог ничего поделать. Хотя избавиться от него ему ох как хочется.
Столь же безрадостны отношения украинского президента и с его западными покровителями. Во-первых, он их уже порядком раздражает своей хронической недееспособностью. А во-вторых, ему приходится удовлетворять не всегда совпадающие потребности Вашингтона и Брюсселя, что еще больше парализует его способность к осмысленной и результативной деятельности. Поэтому на данный момент Запад его терпит лишь только потому, что Порошенко неким заменить. Нынешний кадровый резерв американцев в Украине не блещет качественным человеческим материалом. На его фоне украинский президент выглядит очень даже не плохо. Поэтому если Петра Алексеевича и будут трогать на его посту, то только в самом крайнем случае, когда его действия каким-то образом создадут угрозу американским интересам в Украине.
Важно то, что совершаемые Порошенко действия в качестве президента, практически всегда остаются половинчатыми и незавершенными. Он очень много говорит, но практически никогда сказанное им не соотносится с его действиями. Отсюда — масса пустых обещаний и заявления, которые потом его подчиненным приходится корректировать и даже опровергать.
По сути, в силу своего характера, нынешний украинский президент плывет по течению. Он не боец и не игрок. Он просто человек, который очень хотел стать самым большим начальником Украины. Однако то, что казалось ему чем-то сверхценным и невероятно желанным, в конечном итоге стало для него невероятно тяжелой ношей и даже проклятием.
Поэтому, вероятнее всего Порошенко будет просто досиживать свою президентскую каденцию, стараясь не делать резких движений, чтобы избежать осложнений и ненароком не перевернуть лодку своего президентства. Если он и пойдет на какие-то серьезные действия, то лишь под давлением своих западных кураторов или фарс-мажерных обстоятельств. Вероятнее всего, те политические позиции, которых Порошенко смог добиться на данный момент, являются его пределом, и все дальнейшие усилия президента будут направлены лишь на их удержание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий