четверг, 24 декабря 2015 г.

Р. Ищенко. О дружбе посла и президента

ПолитНавигатор1_2om9Ntrg1u9TxEL 24.12.15  
Ростислав Ищенко  
Обозреватель МИА «Россия сегодня», для "ПолитНавигатора"

Может ли посол дружить с главой страны пребывания?

Может – все мы люди, а сердцу не прикажешь.

А может ли посол сверхдержавы дружить с президентом банановой республики?

Тоже может. Посол сверхдержавы по реальному весу в мировой политике, конечно, значит намного больше руководителя какого-то бантустана, но юридически президент – более крупная фигура, так что позиции частично уравновешиваются.

А если банановая республика, с президентом которой посол дружит считает себя врагом сверхдержавы и даже утверждает, что несколько лет ведет с ней войну?

И тут ничего страшного. Если дипломатические отношения не разорваны, то задача посла в том и заключается, чтобы налаживать контакты, в том числе личные, и, таким образом, создавать условия для дружбы и взаимопонимания своей великой Родины с государством в котором он служит. Главное, не путать «в котором» и «которому». Впрочем, дипломатов потому и принято менять раз в четыре-восемь лет, чтобы не слишком отрывались от родных корней и не проникались слишком теплыми чувствами к месту работы.

Посол России в Киеве Михаил Юрьевич Зурабов установил хорошие личные отношения с Петром Алексеевичем Порошенко задолго до того, как последний стал руководителем «молодой европейской демократии». Если отношения двух матерых политиков можно назвать дружбой, то подружились они даже раньше, чем Петр Алексеевич скомпрометировал себя службой «кровавому режиму» Януковича на посту министра экономики. Да и дипломатами они стали почти одновременно. Михаил Юрьевич был назначен послом в августе 2009-го, а Петр Алексеевич стал министром иностранных дел Украины в октябре того же года. Так что можем смело утверждать, что с точки зрения политических интересов их отношения были чисты, как слеза ребенка, ну а коли бизнесом послу заниматься не положено, то и вовсе ничего худого о после и президенте подумать нельзя.

Конечно, политики и дипломаты (а Петр Алексеевич несомненно был политиком и в тот период, когда не занимал никаких должностей) всегда стараются использовать друг друга для решения своих проблем. Ну а поскольку у посла и президента не может быть личных проблем – для решения проблем своего государства. Кто кого использовал в данной паре сказать трудно. Есть разные версии, но озвучивают их люди, реальной информацией не обладающие, а значит и принимать их во внимание, при оценке пользы/вреда для России дружбы (для краткости назовем это дружбой) ее посла и президента Украины не стоит.

Единственный факт, на который мы можем опереться – соглашение, известное, как Минск-1, при заключении которого Россия была представлена Михаилом Юрьевичем, оказалось значительно выгоднее для Украины, чем соглашение, известное, как Минск-2, при заключении которого главную роль играл уже президент России Владимир Путин, который с послом Украины в России Владимиром Юрьевичем Ельченко (ныне представляющем Украину в ООН) не дружил. Но и этот факт нам мало, что даст.

5-го сентября 2014 года была одна ситуация – надо было просто остановить войну и Киев пользовался безоговорочной поддержкой Европы. 12-го февраля 2015 года ситуация была уже несколько иной – Киев нарушил первое минское соглашение, развязал новый этап войны, был разгромлен, проявилась несостоятельность аргументов, приводившихся ЕС в пользу Украины, и у России появилась возможность продавить качественно иной пакет условий.

Тем не менее, Петр Алексеевич, судя по всему, считает Михаила Юрьевича более удобным партнером по переговорам, чем того же Путина, или Лаврова, или даже Суркова. Во всяком случае, очень компетентные, но крайне скромные (а потому не ищущие публичности) источники в Киеве сообщили, что Порошенко по дипломатическим каналам довел до сведения российского руководства, что более-менее адекватный дипломат может быть назначен на место переехавшего в Нью-Йорк Ельченко только в том случае, если Москва значительно усилит полномочия Зурабова, увеличив, тем самым, его влияние на переговорный процесс между Украиной и Россией.

Не знаю, кто там в украинском МИДе остался адекватным, и остались ли таковые вообще, но выбор неадекватных у Порошенко более, чем велик. Можно вернуть из политического небытия давно выброшенного на помойку истории экс-министра иностранных дел Владимира Станиславовича Огрызко, который еще при Ющенко в Москву на переговоры переводчика с русского на украинский привозил. А можно и какого-нибудь «героя майдана» назначить вроде сотника Парасюка или казака Гаврылюка. Есть и «народные дипломаты» со справкой, вроде Тани Чорновол, и «популярные общественники» вроде Бориса Филатова. В общем, персонажи на любой вкус, и каждого практически невозможно представить вручающего верительные грамоты президенту России. А откажешь в приеме такого «посла» — Киев начнет нытье, что Россия блокирует переговорный процесс.

В общем, Порошенко пытается по мелочам, но шантажировать Кремль, добиваясь изменения невыгодного для него минского формата.

Впрочем, думаю, что зря он так открыто по поводу полномочий российского посла печется. Тут не только президент России и не только МИД, но и сам Михаил Юрьевич будут против. Ведь зачем Зурабову такая головная боль? Переговоры сложные, от ошибок никто не застрахован, подпишешь что-то не то, или скажешь что-то не так, или не тогда – государственные интересы России могут огромный ущерб претерпеть. В другой ситуации все могли бы списать на недостаток квалификации. Все же Михаил Юрьевич давно посол, но дипломат недавно. Но после ясно выраженных пожеланий Порошенко любая оплошность будет считаться изменой Родине, в особо циничной форме и по предварительному сговору. Сейчас, конечно, не 1937 год и даже Ходорковского в конце концов отпустили, но 10 лет шить в Сибири, за высоким забором, тапочки – явно не то завершение карьеры о котором мечтают высокопоставленные бюрократы.

Поэтому не удивлюсь, если Михаил Юрьевич давно уже перезвонил в Кремль и предложил вместо усиления полномочий посла, повысить роль и значение российского представителя в контактной группе. Все же главный камень преткновения в российско-украинских отношениях – минский процесс и мирное урегулирование в Донбассе. Так почему бы не назначить на это направление какого-нибудь высокопоставленного отставника. В конце концов, работал же экс-премьер Черномырдин послом Украины в России.

Петру Алексеевичу почет и уважение – повышается статус представителя России в контактной группе, а если правильно подобрать кандидатуру, то его вес окажется не меньшим, чем у посла. Россию на Украине будут представлять сразу два, включая Зурабова, крупных московских политика – такая честь даже США не выпадала, и в Вашингтоне (послом), и в Нью Йорке (постпредом в ООН) все больше карьерные дипломаты трудятся. Михаил Юрьевич снимает с себя лишнюю ответственность и может честно глядя в глаза президенту Порошенко сетовать, что ничем не может ему помочь, теперь мол не он главный. Облеченный высоким доверием экс-кто-то возвращается в большую политику, причем сразу в международную (мелочь, а приятно). Ну и журналистам, блогерам и политизированным домохозяйкам есть о чем поговорить. Такое назначение сразу убедит приунывших сторонников теории заговора, что «это жу-жу-жу не спроста», «гипс снимают, клиент уезжает», Донбасс сливают и т.д.

Шоу продолжается.

2 комментария:

  1. Зурабов-посол.Уже смешно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-уж... посол бы он куда подальше.дипломат хренов

      Удалить