пятница, 29 января 2016 г.

В. Скачко. Жадность жопошников – общий культурный феномен?

Versii.com29.01.16
Владимир Скачко
Версии 

Жадность жопошников – общий культурный феномен?
Ну, вот в Украине и дожили до правды в культуре. Культурный дискурс сейчас развивается по очень простому сценарию: каждый для себя отвечает на вопрос, что лучше – жадный скрытый дурак или такой же дурень, но открытый, так сказать, откровенный. Поскольку Украина – страна якобы крайне демократичная, обозначим проблему максимально откровенно. Главный и мордастый «НАТОтак» Украины Вячек Кириленко, сейчас работающий министром культуры, перед Новым годом издал список более 80 деятелей культуры соседней России, лицезреть которых в Украине нельзя.

И все, что они делали на сцене или в кино, на концертных площадках или ТВ, тоже автоматически попадало под запрет. Продукцию с «культурными ватниками» просто запретили в укрском духовном пространстве. По мнению Кириленко, это размягчает «моск» правоверного укра (начинают напевать мелодии более популярных руссо-шлягеров), подрывает обороноспособность страны (укры начинают пугаться спецназовцев из сериалов) и вообще портит характер «справжних арийцев», и они не просто продолжают чувствовать себя «совками», но и начинают неумеренно бухать и мыться в банях (причина запрета «Иронии судьбы, или С легким паром»).

Украинские «мытци и мысткыни» восприняли запрет «на ура», немедленно объяснили острым приступом патриотизма и потребовали дополнить список «запрещенных путиноидов» и украинскими деятелями, не побоюсь этого слова, культуры и даже шоу-бизнеса. Заговорили, что надо вставить кляпы Ани Лорак и Софии Ротару, «Кроликам» и Верке Сердючке, Таисии Повалий, попутно разоблачив их как врагов, запретив выступать, лишив регалий и званий. А еще лучше – вообще отловив и арестовав на границе, чтобы потом заставить на коленях покаяться за «зраду» где-нибудь в «садке вышнэвом коло хаты» под музычку «выйшов мисяць, яка та срака, зори сяють дэ-нэ-дэ» (после подзабытых «Грынджол» это первейший патрио-шлягер, возвращенный к жизни сумрачным майданных гением).

Многие задумались: что так повлияло на всплеск неконтролируемого и болезненного патриотизма? Что причина – врожденный йододефицит, зависть, обида на более успешных и раскрученных, бОльшие гонорары? Оказалось, что всего понемногу. Но зависть и жадность все-таки вышли на первое место, и за это ситуацию нужно только благодарить. Именно она показала подлинные и лицо, и личину украинских «мытцив». Они, «мытци», решили, что не надо дальше скрывать свою любовь к «нэньке», и потребовали у главковерха нации ввести... полный запрет на импорт видео- и аудиопродукции из Российской Федерации, а украинский эфир должен быть полностью закрыт для российских исполнителей. Соответствующее обращение к гаранту нации подписали лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка, участник «Кому Вниз» Андрей Середа, участник группы «Мандры» Сергей Фоменко, участница группы «Украинськи Барвы» Оксана Стебельская, писатели братья Капрановы и другие. А некто Иван Лене, обозначенный как участник группы Kozak System, так обосновал свой патрио-припадок: «На сегодня вся российская медиапродукция несет элемент пропаганды: или возвеличивание российских войск или идеи русского мира. Стратегия запрета отдельных актеров или фильмов оказалась недостаточно эффективной. Мы считаем, что надо запретить любой интеллектуальный продукт из России».

За исключением, может быть, Олега Скрыпки, который, увы, давно уже не смог уберечь мозг от нарванного патриотизма, даже в Украине редко кто знает, кто эти люди из списка запретителей. И уже тем более только родные и близкие относятся как к культурному продукту к тому, что они делают и чем безжалостно пытают своих немногочисленных «фанатов» (на всех вместе взятых – не более сотни несчастных). Но ведь действуют-то они безошибочно: если административно-запретительными мерами убрать любых конкурентов, то и перед ними простор откроется. И сцены предоставят, и гонорарцы кой-какие начнут платить, и люди, может быть, заинтересуются в наступившем культурно-эстрадном шоу-вакууме. На безбабье, утверждают французы, и рука – шансонетка...

И, в принципе, на этом «культурном феномене» страны победившего здравый смысл майдана можно было бы и заканчивать обсуждение и его причин, и разные формы проявления. Это узкая тематика и специфическая сфера деятельности узких специалистов, которым противопоказано в палаты особо буйных патриотов заходить без сопровождения в виде дебелых санитаров со смирительными рубашками и деревянными колотушками. Но на самом-то деле все оказалось гораздо запущеннее. У укровских запретителей есть не только вдохновители, но и зеркальные последователи.

Во-первых, понятно, откуда растут ноги у укровских запретителей. Буквально вчера стало известно, что директор Института Маккейна (International Republican Institut, США) и бывший глава американской организации Freedom House Дэвид Крамер поехал в Прибалтику, судя по всему, насмотрелся там успешного «выкорчевывания совка» из голов «новых европейцев» и предложил... вообще закрыть для западной аудитории канал RT («Russia Today») и российское же агентство Sputnik. Зачем? А чтобы противостоять «российской PR-машине» и не паскудить сознание обывателей Запада иной точкой зрения о России. Мордор он и есть Мордор, и не фиг тут плюрализмом баловаться – вот логика мистера Крамера. Он предложил, как ему кажется, два верных способа борьбы за умы: а) простое закрытие таких изданий для западных зрителей «не за то, что они публикуют, а за то, откуда они берут деньги»; б) финансовую и промоутерскую помощь «правильным» СМИ, которые предназначены как для аудитории России, так и для всего восточноевропейского региона. То есть сначала все запретить, потом закатать в асфальт единообразия. Украина современная, надо признать, уже успешно идет по этому пути, и апологетов у него – пруд пруди. Запретить – это же гораздо легче, чем противостоять в честной и открытой конкурентной борьбе. Ну и, кончено же, кушем не надо ни с кем делиться, если оставить на подсосе только праведных...

Во-вторых, если вы думаете, что зависть и прагматичная жадность – это явления, присущие исключительно прагматичному же Западу, то ошибаетесь. Российскую культурную и шоу-тусовку буквально на днях порвало фото, на котором изображены беглый и страшно оппозиционный, но помилованный «безжалостным» Владимиром Путиным Михаил Ходорковский, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов с сыном, а также российская певица Валерия со своим мужем и продюсером Иосифом Пригожиным. Такая, скажем мягко, персональная эклектичность компании вызвала из обоих лагерей противостояния такой вой и срач в Интернете, что от монитора даже завоняло. Главная претензия сводилась к тому, что не могли «иконы непримиримой оппозиционности» (Ходорковский и Венедиктов) встречаться, бухать и фотографироваться с оголтелыми путиноидами, которые признали вхождение Крыма в Россию, всех «антикрымнашистов» и антипутинских деятелей культуры называли «продажными жопошниками» (Пригожин), засветились как доверенные лица Путина на выборах и вообще являются членами Совета при президенте России по культуре и искусству (Валерия).



Произошел буквально разрыв шаблона, повторяю, у представителей обоих лагерей – и у либералов-оппозиционеров, и у патриотов-державников, которые заподозрили своих любимцев (каждый своих) в типичной «зраде» Родины. Их на веки вечные заклеймили позором, потребовали распять и объявить нерукопожатными, чтобы впредь другим любителям Родины неповадно было. И если с патриотами все ясно, они выступили, как всегда, тупо и прямо, как артиллерийский ствол («Йоська совсем облибералился – из Лондонов не вылазит еще и с разыскиваемыми преступниками неугодными царю ужинает», «О вау, придворная певица встречается с политическим изгнанником...», «Надеюсь, телефонами не обменялись..»), то либералы воспарили в заоблачную моральную высь. Они витийствовали о морали и чистоте рядов и помыслов. В первую очередь досталось Ходорковскому. «Не надо размывать линию фронта. Когда вы «фоткаетесь» с негодяями, подлецами, вы показываете всем, что и они это понарошку, и вы – понарошку. Это, мол, на сцене мы – Монтекки и Капулетти, а в жизни-то мы щас пиво вместе пить отправимся. Лично я, сейчас при виде этого милого группового портрета чувствую себя обманутой в лучших чувствах. Потому что эти люди олицетворяют подлость. А вы с ними ручкаетесь. Мы всерьез ходили на Болото, на Сахарова, и страдаем мы и печалимся от того, что происходит, всерьез, а не в расчете на будущие бенефиты. Институт нерукопожатности, битья по морде негодяев, он не просто так существовал в менее подлые времена», –- изъяснилась некто Божена Рынска, оппозиционерка, блоггерша и даже писательница, кстати, только-только отработавшая год принудительных работ за избиение журналистов НТВ.

Все на упомянутой фотографии, увы, марку до конца не выдержали, начали оправдываться и объясняться. Кто как мог. И как ни странно, лучше всего получилось у Ходорковского: «Мы не только «политические животные», мы люди, сограждане с тысячами связей и интересов помимо политики. Вот я, например, будучи человеком из простой семьи, технарем, наконец, зеком, который 10 лет не мог выбирать, на какой концерт сходить, просто люблю Валерию. Я ее слушал почти каждый день, годы. Она мне напоминала о доме, и я ей могу простить все, если ей нужно мое прощение». Но, как мне кажется, вот почему у Ходорковского нашлись нужные слова: он отлично знает, чего еще боятся его хулители. Ходор ведь – не только «знамя», но еще и «кошелек» российской «белоленточно-болотной» оппозиции. А она, оппозиция, как и Шариков, тоже «без пропитания» не может. И потому элементарно боится замирения Ходорковского с властью – тогда исчезнет щедрый подсос для «отстаивания позиции»...

...И если у патриотов всегда найдется властный подкорм, то у оппозиции возможности кормушки ограничены – и потому «нашего Мишу» надо беречь от порочащих связей. Вот и вся мораль и весь патриотизм, и весь культурно-духовный феномен. Жрать «мытци» хотят сытно все, вот и ярятся, перетягивая расползающийся тришкин кафтан на себя. И в Украине, и в России, и на Западе. Мерзко это сознавать, но на дворе-то кризис, денег становится все меньше. Хотя слово-то – «жопошники» – Иосиф Пригожин придумал зачетное. Очень точное, проникающее сквозь государственные границы и культурно-политические предпочтения...
Владимир Скачко
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий