04.08.16
Политический обозреватель
Ассоциация Украины с ЕС стала главным и, по сути, единственным приоритетом литовского председательства в Евросоюзе. Хотя подготовленная в 2012 году правительством литовских консерваторов программа была более амбициозной и разносторонней. Предполагалось, что Литва сосредоточит внимание европейцев на охране внешних границ, развитии внутреннего энергетического рынка и реализации стратегии ЕС для региона Балтийского моря.
Однако на практике всё внимание председателя ЕС, а за ним и всей Европы, сфокусировалось на программе «Восточного партнёрства», точнее – на Украине. Ассоциация Украины с ЕС стала целью и смыслом литовского председательства, больше того – подготовке Вильнюсского саммита несколько месяцев было посвящено всё существование Литвы. Отчаянными попытками добиться подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС Литва поссорилась с Россией сама, а затем поссорила с Россией Украину и весь Европейский союз.
Изначально ассоциация Украины с ЕС не воспринималась ни на Украине, ни в ЕС, ни в России как антироссийская инициатива, но Литва сделала всё от неё зависящее, чтобы она начала восприниматься именно так. Никто в Брюсселе, в руководстве России и ведущих стран ЕС не называл евроассоциацию Украины геополитическим проектом, тем более направленным на ослабление России, а председательствующая в ЕС Литва с самого начала говорила именно так. Ещё весной 2013 года глава литовского МИД Линас Линкявичюс впервые назвал переговоры об условиях ассоциации Украины с ЕС «геополитической игрой», в которой Европейский союз конкурирует с Россией за Украину.
За несколько месяцев в концепции ассоциации Украины с ЕС как «геополитической игры» удалось убедить и Россию, и Европу. Две главных геополитических силы европейского континента окончательно стали воспринимать друг друга как конкурентов, противников, а затем и врагов; ни о каких трёхсторонних переговорах Киева, Москвы и Брюсселя об условиях, процедуре и совместном управлении процессом ассоциации Украины с ЕС больше не могло быть и речи, и к Вильнюсскому саммиту обе стороны были полны решимости победить в «геополитической игре» любой ценой и подписать Соглашение об ассоциации (или добиться отмены его подписания) во что бы то ни стало.
И тогда произошла катастрофа.
Исходной точкой грандиозной дестабилизации международных отношений и тектонических сдвигов, произошедших в последние годы в Евразии, стала неуёмная активность одной маленькой Литвы, которая в истории с украинским кризисом выступила то ли мелким провокатором, то ли дураком, которого заставили Богу молиться.
Разумеется, не Литва вызвала украинский кризис. Системный сбой в отношениях России с Западом «вызревал» долгие годы, конфликтный потенциал накапливался как минимум полтора десятилетия и ко времени истории с Украиной накопился до полномасштабного международного кризиса. Больше того, Вильнюсу никогда бы не удалось использовать своё председательство в ЕС как таран для разрушения международных отношений, если бы последовал прямой запрет на литовскую деструктивную деятельность из внешних управляющих центров. Но в Брюсселе и тем более Вашингтоне на подрывающую международную стабильность литовскую дипломатию смотрели сквозь пальцы. Даже если Литва не получала от «старших» мандат на свою разрушительную деятельность, последние всё равно смотрели на превращение тогдашним председателем ЕС русофобии и неоконсервативной антироссийской геополитики в новую внешнеполитическую идеологию Европейского союза сквозь пальцы. А некоторые и с нескрываемым одобрением.
Итог всем известен. О проекте «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока можно забыть на долгие годы, если не на десятилетия. Экономические отношения России с Евросоюзом разрываются и заменяются взаимными санкциями. Россия официально называется ЕС и странами ЕС (включая Германию) потенциальным противником, в свою очередь Россия называет своим противником НАТО. «Дна» украинского кризиса (как внутриукраинского, так и кризиса в международных отношениях, вызванного украинскими событиями) до сих пор не видно, в какой точке остановится кризис государственности на Украине – непонятно, будет ли возобновление войны в Донбассе и насколько это возобновление усугубит конфликт России и Запада – неизвестно.
На смену «Большой Европе» и «интеграции интеграций» приходят новые интеграционные мегапроекты, которые предполагают уже не объединение, а разделение Евразии на крупные геополитические блоки: Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнёрство (TTIP) ЕС с США с одной стороны, ЕАЭС и Экономический пояс Шёлкового пути – с другой стороны.
Выиграла ли Литва от этих тектонических сдвигов, вольно или невольно спровоцированных её руководством за полгода председательства в ЕС? Предполагалось, что в случае создания ассоциации Украины с ЕС на Вильнюсском саммите президент Литвы Даля Грибаускайте станет председателем Еврокомиссии. Стала Грибаускайте председателем Еврокомиссии? Не стала.
Предполагалось, что в награду за все литовские усилия по включению в европейскую сферу влияния Украины из Брюсселя в Вильнюс хлынут новые потоки дотаций из еврофондов. Хлынули? Нет.
Ассоциацией Украины с ЕС планировали повысить международный престиж Литвы, показать, что Литва тоже кое на что годится в Европе и может не только потреблять еврофонды и поставлять в ЕС гастарбайтеров. И что показали? Литовская дипломатия для Европы сегодня – это квинтэссенция восточноевропейской дикости, некомпетентности и неадекватности.
Помимо этого, Литовская Республика от «геополитической игры» получила санкции и контрсанкции, потери от которых теперь уже официально признаются Еврокомиссией и литовским правительством самыми большими среди всех 27 стран ЕС. Пищевая промышленность Литвы хронически находится на грани банкротства и давно бы уже оказалась за этой гранью, если бы литовское правительство не выпрашивало униженно у Брюсселя дополнительных компенсаций, как самым пострадавшим от санкций.
Наконец, в довесок к экономическим проблемам, Литва получила возрождение всеобщей воинской повинности и три года маниакального психоза на тему «зелёных человечков».
Но самое интересное в этой истории – что печальный пример южной соседки ничему не учит две другие страны Балтии. Председательство Латвии в Евросоюзе, увенчавшееся Рижским саммитом «Восточного партнёрства», прошло по литовскому образцу, и только бдительность наученных горьким опытом европейских старших товарищей не позволила латвийской дипломатии спровоцировать обострение кризиса в отношениях России и Запада, который в начале 2015 года и без того был на пике.
В следующем году международные отношения в Европе ждёт новое нешуточное испытание: со второй половины 2017 года в ЕС будет год председательствовать Эстония, и у прибалтийской «дипломатии» вновь появится обширное пространство для её дурной деятельности.
Можно, конечно, возразить, что эстонская дипломатия в последние годы была несколько более взвешенной, компетентной и адекватной, чем латвийская, не говоря уже о литовской. Это так, но, как и в случае Латвии с Литвой, не в Эстонии дело. Дело в курирующих все три Прибалтийские республики внешних центрах, которые точно знают, где у Вильнюса, Риги и Таллина «кнопка». Если мелким провокаторам из числа прибалтийских элит будет дана отмашка из-за океана на погружение коллег по Евросоюзу в свою русофобскую истерику, то эстонская дипломатия мигом забудет про сдержанность и профессиональность и даст такой градус неадеквата, что в шоке будет даже Даля Грибаускайте.
Аналитический портал RuBaltic.Ru
Фото: lrp.lt
Исполнилось три года со времени
председательства Литвы в Европейском союзе. Литовское председательство и
связанные с ним кампания в поддержку ассоциации Украины с ЕС и
Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства» стали началом тектонических
сдвигов в Евразии. Со второй половины 2017 года начинается год
председательства в Евросоюзе Эстонии; неадекватность прибалтийской
дипломатии в будущем может привести к новым международным потрясениям.
Ассоциация Украины с ЕС стала главным и, по сути, единственным приоритетом литовского председательства в Евросоюзе. Хотя подготовленная в 2012 году правительством литовских консерваторов программа была более амбициозной и разносторонней. Предполагалось, что Литва сосредоточит внимание европейцев на охране внешних границ, развитии внутреннего энергетического рынка и реализации стратегии ЕС для региона Балтийского моря.
Однако на практике всё внимание председателя ЕС, а за ним и всей Европы, сфокусировалось на программе «Восточного партнёрства», точнее – на Украине. Ассоциация Украины с ЕС стала целью и смыслом литовского председательства, больше того – подготовке Вильнюсского саммита несколько месяцев было посвящено всё существование Литвы. Отчаянными попытками добиться подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС Литва поссорилась с Россией сама, а затем поссорила с Россией Украину и весь Европейский союз.
Изначально ассоциация Украины с ЕС не воспринималась ни на Украине, ни в ЕС, ни в России как антироссийская инициатива, но Литва сделала всё от неё зависящее, чтобы она начала восприниматься именно так. Никто в Брюсселе, в руководстве России и ведущих стран ЕС не называл евроассоциацию Украины геополитическим проектом, тем более направленным на ослабление России, а председательствующая в ЕС Литва с самого начала говорила именно так. Ещё весной 2013 года глава литовского МИД Линас Линкявичюс впервые назвал переговоры об условиях ассоциации Украины с ЕС «геополитической игрой», в которой Европейский союз конкурирует с Россией за Украину.
За несколько месяцев в концепции ассоциации Украины с ЕС как «геополитической игры» удалось убедить и Россию, и Европу. Две главных геополитических силы европейского континента окончательно стали воспринимать друг друга как конкурентов, противников, а затем и врагов; ни о каких трёхсторонних переговорах Киева, Москвы и Брюсселя об условиях, процедуре и совместном управлении процессом ассоциации Украины с ЕС больше не могло быть и речи, и к Вильнюсскому саммиту обе стороны были полны решимости победить в «геополитической игре» любой ценой и подписать Соглашение об ассоциации (или добиться отмены его подписания) во что бы то ни стало.
И тогда произошла катастрофа.
Исходной точкой грандиозной дестабилизации международных отношений и тектонических сдвигов, произошедших в последние годы в Евразии, стала неуёмная активность одной маленькой Литвы, которая в истории с украинским кризисом выступила то ли мелким провокатором, то ли дураком, которого заставили Богу молиться.
Разумеется, не Литва вызвала украинский кризис. Системный сбой в отношениях России с Западом «вызревал» долгие годы, конфликтный потенциал накапливался как минимум полтора десятилетия и ко времени истории с Украиной накопился до полномасштабного международного кризиса. Больше того, Вильнюсу никогда бы не удалось использовать своё председательство в ЕС как таран для разрушения международных отношений, если бы последовал прямой запрет на литовскую деструктивную деятельность из внешних управляющих центров. Но в Брюсселе и тем более Вашингтоне на подрывающую международную стабильность литовскую дипломатию смотрели сквозь пальцы. Даже если Литва не получала от «старших» мандат на свою разрушительную деятельность, последние всё равно смотрели на превращение тогдашним председателем ЕС русофобии и неоконсервативной антироссийской геополитики в новую внешнеполитическую идеологию Европейского союза сквозь пальцы. А некоторые и с нескрываемым одобрением.
Итог всем известен. О проекте «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока можно забыть на долгие годы, если не на десятилетия. Экономические отношения России с Евросоюзом разрываются и заменяются взаимными санкциями. Россия официально называется ЕС и странами ЕС (включая Германию) потенциальным противником, в свою очередь Россия называет своим противником НАТО. «Дна» украинского кризиса (как внутриукраинского, так и кризиса в международных отношениях, вызванного украинскими событиями) до сих пор не видно, в какой точке остановится кризис государственности на Украине – непонятно, будет ли возобновление войны в Донбассе и насколько это возобновление усугубит конфликт России и Запада – неизвестно.
На смену «Большой Европе» и «интеграции интеграций» приходят новые интеграционные мегапроекты, которые предполагают уже не объединение, а разделение Евразии на крупные геополитические блоки: Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнёрство (TTIP) ЕС с США с одной стороны, ЕАЭС и Экономический пояс Шёлкового пути – с другой стороны.
Выиграла ли Литва от этих тектонических сдвигов, вольно или невольно спровоцированных её руководством за полгода председательства в ЕС? Предполагалось, что в случае создания ассоциации Украины с ЕС на Вильнюсском саммите президент Литвы Даля Грибаускайте станет председателем Еврокомиссии. Стала Грибаускайте председателем Еврокомиссии? Не стала.
Предполагалось, что в награду за все литовские усилия по включению в европейскую сферу влияния Украины из Брюсселя в Вильнюс хлынут новые потоки дотаций из еврофондов. Хлынули? Нет.
Ассоциацией Украины с ЕС планировали повысить международный престиж Литвы, показать, что Литва тоже кое на что годится в Европе и может не только потреблять еврофонды и поставлять в ЕС гастарбайтеров. И что показали? Литовская дипломатия для Европы сегодня – это квинтэссенция восточноевропейской дикости, некомпетентности и неадекватности.
Помимо этого, Литовская Республика от «геополитической игры» получила санкции и контрсанкции, потери от которых теперь уже официально признаются Еврокомиссией и литовским правительством самыми большими среди всех 27 стран ЕС. Пищевая промышленность Литвы хронически находится на грани банкротства и давно бы уже оказалась за этой гранью, если бы литовское правительство не выпрашивало униженно у Брюсселя дополнительных компенсаций, как самым пострадавшим от санкций.
Наконец, в довесок к экономическим проблемам, Литва получила возрождение всеобщей воинской повинности и три года маниакального психоза на тему «зелёных человечков».
Но самое интересное в этой истории – что печальный пример южной соседки ничему не учит две другие страны Балтии. Председательство Латвии в Евросоюзе, увенчавшееся Рижским саммитом «Восточного партнёрства», прошло по литовскому образцу, и только бдительность наученных горьким опытом европейских старших товарищей не позволила латвийской дипломатии спровоцировать обострение кризиса в отношениях России и Запада, который в начале 2015 года и без того был на пике.
В следующем году международные отношения в Европе ждёт новое нешуточное испытание: со второй половины 2017 года в ЕС будет год председательствовать Эстония, и у прибалтийской «дипломатии» вновь появится обширное пространство для её дурной деятельности.
Можно, конечно, возразить, что эстонская дипломатия в последние годы была несколько более взвешенной, компетентной и адекватной, чем латвийская, не говоря уже о литовской. Это так, но, как и в случае Латвии с Литвой, не в Эстонии дело. Дело в курирующих все три Прибалтийские республики внешних центрах, которые точно знают, где у Вильнюса, Риги и Таллина «кнопка». Если мелким провокаторам из числа прибалтийских элит будет дана отмашка из-за океана на погружение коллег по Евросоюзу в свою русофобскую истерику, то эстонская дипломатия мигом забудет про сдержанность и профессиональность и даст такой градус неадеквата, что в шоке будет даже Даля Грибаускайте.
Аналитический портал RuBaltic.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий