В границах Таможенного Союза Республика Беларусь, возглавляемая несменяемым с 1996 года Александром Лукашенко, похожа на Китай в миниатюре. Но если Китай — фабрика всего мира, то Белоруссия — сборочный цех Таможенного Союза, производящий огромное разнообразие продукции, от компонентов микроэлектроники до карьерных самосвалов.

Как и Китай, Белоруссия совмещает плановые и рыночные элементы в экономической системе с существенным преобладанием государственной собственности над частной. Фактически, РБ — единственная европейская республика бывшего СССР, которую крупный капитал ЕС, США и местные воротилы не смогли разграбить. Возможно, именно потому белорусский лидер столь проклинаем на Западе.

В Белоруссии не была проведена приватизация, а потому отсутствует олигархия. Есть богатые бизнесмены, но лиц, контролирующих целые отрасли экономики, нет. Именно отсутствие олигархии, теснейшие кооперационные связи с Россией, создание Союзного государства, а также роль личности Лукашенко в истории позволили сохранить экономику Белоруссии.

Текущий экономический кризис ставит перед руководством республики задачу сохранения производства и спасения не только национальной экономики, но и обеспечения роста экономик Казахстана и России. И пока белорусский Совмин занят увеличением продаж отечественных товаров, модернизацией производства и завоеванием новых рынков, стоит исследовать состояние станового хребта белорусской экономики — машиностроения. А заодно, для наглядности, сравнить белорусское машиностроение с украинским.

Белорусское машиностроение: вводная

Доля машиностроения в белорусской обрабатывающей промышленности составляет примерно 19%. По состоянию на 2012 год в структуре обрабатывающей промышленности на производство машин и оборудования приходилось 10,2%, производство транспортных средств и оборудования к ним составляло 4,9%, ещё 3,8% — доля электрооборудования, оптических приборов и электроники.

Свыше 60% продукции машпрома реализуется за рубежом. Порядка 73% машиностроительного экспорта приходится на страны Таможенного Союза.

Белорусами завоёвана треть мирового рынка карьерных самосвалов, четверть рынка электротранспорта, каждый десятый трактор, продаваемый в мире, — белорусский.
Серьёзная работа проводится в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ.

Трактора, троллейбусы и гиганты-самосвалы

Китами транспортного машиностроения в РБ являются: РУП «Минский тракторный завод», ОАО «Минский моторный завод», ПО «Гомсельмаш», холдинг «БелавтоМАЗ»; широкую номенклатуру спецтехники производит ОАО «Амкорд».

В прошлом году в республике было произведено порядка 71 тысячи сельскохозяйственных тракторов. На Украине за весь 2012 год было собрано меньше тракторов, чем в Белоруссии производят за месяц. Традиционные рынки сбыта продукции МТЗ — Таможенный Союз и Украина.

ПО «Гомсельмаш» освоило производство самоходных зерноуборочных комбайнов пропускной способностью от 7 до 16 кг/сек и впервые в своей истории отгрузило технику в Бразилию.

В связи с началом функционирования Таможенного Союза растёт производство грузовых автомобилей и карьерных самосвалов: в 2012 г. их совокупное производство выросло на 3 тыс. единиц. В то же время на Украине в 2012 году было произведено всего 154 грузовых автомобиля. «БелАЗ» же на равных сражается с монстрами карьерного машиностроения — Liebherr и Caterpillar, представив в 2012 году достойного соперника их 363-тонным самосвалам. А с целью опережения конкурентов в ОАО «БелАЗ» спроектирована модель самосвала с грузоподъёмностью 450 тонн, опытный образец которого будет представлен публике в конце сентября. Для его сборки понадобилось возведение нового цеха. Предполагается, что первый в мире 450-тонный самосвал будет возить уголь в Кузбассе.

ОАО «МАЗ» ведёт переговоры со Шри-Ланкой: ожидается, что она станет стартовой площадкой для экспансии МАЗа на рынок Южной Азии.

По сравнению с 2011 годом, в 2012 производство троллейбусов снизилось. Попытка наладить совместный выпуск троллейбусов с украинской компанией «Эталон» завершилась неудачей и международным скандалом: Украина, получив техническую документацию от белорусов, в нарушение норм лицензионного соглашения вышла из проекта и начала производить вновь «изобретённые» троллейбусы самостоятельно.

Налаживается производство новых поездов для Российской Федерации на строящемся в Фаниполе заводе.

Покорение континентов

К сожалению, на сегодняшний день нерешённой остаётся проблема со складской затаренностью «МТЗ»; похожая проблема с продукцией «БелАЗа». К первому апреля сего года запасы карьерных самосвалов составили 551 штуку, что эквивалентно четырём среднемесячным объёмам производства. Лишь с января по март этого года складские запасы выросли на 188 машин — это означает, что полтора месяца из трёх «БелАЗ» не продавал продукцию. И это несмотря на то, что в прошлом году карьерная техника белорусского производства поставлялась в 32 страны мира, в том числе Индию, Индонезию и Австралию. А в этом году предприятие пытается завоевать рынок США и Мексики, потеснив продукцию Caterpillar.

Тотальная заскладированность предприятий вынуждает белорусов искать новые рынки сбыта продукции. Так, в конце марта этого года было принято решение расширять продажи машиностроительной продукции в ЮАР, Мозамбике и других странах Африки.

Правительством Белоруссии поставлено задание государственным органам и организациям по наращиванию экспорта товаров на перспективные рынки, к которым отнесены Африка, страны Аравийского полуострова, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. За успех продвижения продукции руководители государственных органов и организаций ответственны лично.

Для продвижения продукции, помимо тоски по советской технике, будет использована схема «агрофинансового инжиниринга»: белорусы обучат зарубежных товаропроизводителей методикам и технологиям эффективного ведения сельского хозяйства и под предоставленные технологии продадут сельскохозяйственную технику.

Бытовая техника

Радует производство и экспорт бытовой техники (см. инфографику). При этом её производители не испытывают особых проблем со сбытом, спрос на неё есть. Белорусская бытовая техника на рынке ЕС представлена в низком ценовом сегменте. Так, средняя цена одной стиральной машины, продаваемой в ЕС, составила 164, телевизора — 75, а пылесоса — 122 доллара.

Не складывается пока с производством компьютерной техники и мобильных телефонов. Мониторы белорусского производства в действительности оказались изготовлены в Китае, хотя сейчас белорусский «Интеграл» начал сам производить мониторы из закупаемых за рубежом ЖК-матриц. Впрочем, предприятие специализируется на изготовлении микроэлектроники, экспортируемой в Россию и Юго-Восточную Азию.

Телевизоры в РБ выпускают два предприятия — ОАО «Витязь» и холдинг «Горизонт». Налажен выпуск ЖК-телевизоров, впрочем, матрицы всё ещё иностранные. Характерная особенность: предприятия разрабатывают и собирают телевизоры самостоятельно, в отличие от РФ, где действуют производства транснациональных корпораций.

Также китайские корни имеет представленный Белоруссией мобильный телефон SHAMI. Впрочем, производство подобных устройств крайне сложно и доступно лишь небольшому количеству корпораций в мире, поделивших мировой рынок между собой. Войти на него без создания ёмкого внутрисоюзного рынка невозможно.

Выводы:

Глядя на белорусскую экономику, поневоле представляешь, что именно таким мог бы быть реформированный Советский Союз. Огромную роль в этом сыграло создание Союзного государства и доступ к российскому рынку. Без новых рынков сбыта у белорусского машиностроения в середине 2000-х не было бы шансов вообще.

После начала функционирования Таможенного Союза можно сделать первые выводы: машиностроительное производство в Белоруссии выросло практически по всем показателям. Рынок ТС удалось насытить крайне быстро, теперь залог выживания белорусского машпрома — рынки Африки, Азии и Америк.

В создаваемом Евразийском Союзе белорусские машиностроительные холдинги должны стать основой союзных корпораций. Попытка создать альянс МАЗа и КамАЗа пока не увенчалась успехом. Камнем преткновения стал не только формат слияния, но и защита внутренних рынков автомобилей в ТС, а также определение единой торговой политики.  Однако поспешить с объединением стоит: треть внутреннего авторынка Таможенного Союза уже заняли иностранные корпорации. Альтернативы объединению нет: только так удастся восстановить утраченные при крахе СССР позиции на рынках, а также открыть новые горизонты.



ОАО "БелАЗ" - управляющая компания "БелАЗ-Холдинга" создало самый большой в мире самосвал грузоподъемностью 450 т. Сегодня он впервые представлен на испытательном полигоне Белорусского автомобильного завода.