воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Украинские политологи. Классификация и происхождение видов

Дмитрий Грасов
2.11.13.
Polemika.com.ua

Украинские политологи. Классификация и происхождение видов Украинская политика штука настолько иррациональная, построенная на личных амбициях и замешанная на банальной алчности, что ее изучением пристало заниматься специалистам по животному миру, а точнее – энтомологам. Тем не менее, в Украине есть политологи, и есть в обилии. Кто эти люди и чем они занимаются?

Для начала – пару слов, откуда политологи взялись. В староглиняные времена политология считалась буржуазной лженаукой и клеймилась научными деятелями марксизма-ленинизма. С наступлением светлой эры независимости и буйной демократии появилось необходимость в изучении общественных отношений. Правда, позже выяснилось, что изучать в нашей политике особо нечего – не писать же диссертации на тему «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» или «Дитя олигарха – светлый путь к корыту». Но, во-первых, бывшим преподавателям марксизма-ленинизма и истории КПСС надо было куда-то трудоустраиваться, не работать же им было идти, в самом деле. Карасев рассказал, какую "тайну освобождения Тимошенко" имел в виду Луценко

Во-вторых, благодатный пинок эта «наука» получила от средств массовой информации. Украинские СМИ, особенно на заре развитой украинской демократии, тщательно лелеяли свою «объективность». Редакторы газет и интернет-сайтов в поисках «независимого экспертного мнения» извлекали на свет божий всякий человеческий мусор, пылящийся между столами вновь открывшихся кафедр политологии. Так мы старались хоть в чем-то походить на взрослых, и итогом бессмысленных попыток сделать так «чтоб было как у людей», т.е. сделать «по-европейски» стали не хорошие дороги и умные законы, а кафедры политологии.

При этом качество экспертного человеческого материала было для СМИ, в общем-то, не важно – главное, чтобы можно было подписать спикера «доцент» или «кандидат наук». Неважно было так же, что несут эти спикеры, тем более, еще не оперившиеся и пугливые, они выдавливали из себя только нейтральные банальности, и к счастью, еще не пытались выдавать на гора самостоятельные суждения.

Третий фактор, поддержавший украинских политологов – гранты. Грантодатели быстро смекнули, что горстка балаболов, имеющая возможность выступать «независимыми экспертами» за очень скромные суммы, может скорректировать свои высказывания в нужную сторону. И никаких душевных терзаний это у них не вызовет, потому что собственного мнения у них никогда не было, а значит, транслировать чужое им будет очень не сложно, если развит речевой аппарат. То же самое смекнули и украинские политики, и их скромные вложения в отдельно взятых политологов тоже поддержали на плаву эту «научную» братию. Многие политики хотят провалить евроинтеграцию чужими руками - Чорновил

Эволюция украинской политологии, которая прошла сложный путь от абсурдных в своей ненужности псевдонаучных изысканий до сытых и довольных жизнью физиономий «политологов» в телевизоре, обусловила их классификацию.

Сначала о самых низших представителях этого вида – политологах провинциальных. Это люди действительно несчастные. Как правило, это преподаватели дисциплин, значимость которых не дает права рассчитывать на сколько-нибудь приличные взятки. Удел этих «научных работников» – бутылки водки и дешевого коньяка, преподнесенные студентами. Отсюда – больная печень и склочный характер. Их единственная радость в жизни – показаться в сюжете на провинциальном телеканале и дать комментарий газете «Вестник Кукуевки».

При очень большом везении они могут вписаться в какой-нибудь грантоедский проект, который даст возможность если не заработать, то хотя бы посетить Европу. Кстати, эти поездки в рамках дармовых семинаров на тему «Как хорошо жить в Евросоюзе, и какие вы там в Украине лохи» с усиленным питанием и проживанием в гостиницах 3* оставляют неизгладимый след в сердцах провинциальных политологов, что делает их ярыми евроинтеграторами. Иногда их пытается приспособить для своих нужд местный политический бомонд, но установлению прочных деловых отношений мешает глупость и запах перегара провинциальных политологов. Поездки политологов в рамках дармовых семинаров на тему «Как хорошо жить в Евросоюзе, и какие вы там в Украине лохи» с усиленным питанием и проживанием в гостиницах 3* оставляют неизгладимый след в сердцах провинциальных политологов, что делает их ярыми евроинтеграторами

Политологи средней руки - публика куда интереснее. Дело в том, что они как правило, моложе и миновали унылую академическую среду. По большей части свои представления о политике они черпали не из учебников политологии и грантоедских семинаров, а из жизни. Большая часть из них - это публика, ранее подвизавшаяся на ниве политтехнологий. Это сейчас все уже поняли, что в Украине безотказная формула «1 голос = 1 кг. гречки» делает ненужными любые, самые изощренные, теории по управлению массами. А когда-то давно, на заре независимости, украинские политики всех мастей еще пребывали в уверенности в том, что политические технологии имеют какой-то смысл, и игрались в политику, нанимая манипуляторов.

Эти юноши и девушки, имея в активе апломб и пару-тройку прочитанных книжек по имиджмейкерству, советовали провинциальным политикам от сохи не сморкаться в галстук перед избирателями и размещать свои фото исключительно на фоне пшеничных полей. За это они получали вполне приличные деньги, которые уже давно потрачены, но их флер все еще питает самомнение бывших политтехнологов. Политолог: В отношении Порошенко последуют репрессии

Сейчас их услуги почти не востребованы, но заняться каким-то общественно-полезным трудом им мешают воспоминания о былых заслугах. Эти люди любят не столько политику в себе, сколько себя в политике, несмотря на то, что реальная политика даже не знает об их существовании. Тем не менее, их неуемное эго толкает их к активности, причем к активности преимущественно сетевой. Поэтому сейчас они – популярные в узких кругах политически озабоченных граждан блогеры, редакторы политических сайтов средней руки и активные участники всяких сетевых разборок. Иногда они даже всплывают на телевидении во второсортных каналах типа Пятого или Тивиай, выполняя традиционную функцию «независимых экспертов».

Самые удачливые из них обзаводятся какими-то мутными политологическими «институтами», похоже, состоящими из них самих, и припадают к тоненьким ручейкам грантов или крохам со стола, оставшимся после распила партийных бюджетов.

Справедливости ради надо заметить, что среди этой публики попадаются любопытные экземпляры. Их особенность в том, что они никому не нужны, а потому могут позволить себе независимость суждений. В подавляющем большинстве случаев эта независимость приводит к явлениям, более напоминающим проявления буйной шизофрении. Но при этом они изрядно оживляют ставший в последнее время унылым до невозможности политический дискурс. Пожалуй, самый яркий представитель этого племени Юрий Романенко, владелец сайта «Хвыля», который вот уже несколько лет важно развлекает публику апокалиптическими пророчествами, предсказывает погоду на позавчера и делает 5 взаимоисключающих выводов в день. В ближайшее время народного восстания не будет – политолог

Высшая каста украинских политологов – это 10-20 человек. Они пробили себе путь наверх разными путями, но схема, в общем-то, одинакова. Чаще всего это бывшие политологи средней руки, которые, в отличие от своих менее расторопных коллег, ловко конвертировали свои былые заслуги в теплые места под лучами действующих политиков. Гораздо реже это выходцы из академической среды. Впрочем, иногда понять, откуда вышел тот или иной человек, бывает сложно, потому что успешный украинский политолог всегда сочетает политтехнологическую деятельность с академической и даже преподавательской. Потому что первое дает деньги, второе – необходимые звания для телевизионных плашек и подписей под статьями.

Эти люди, в свою очередь, делятся на две группы. Первая – «условно-независимые». Конечно, как и все остальные политологи, они служат кому ни попадя, мгновенно оказываясь возле каких-то политических проектов, сулящих заработок. При этом некоторые из них все же пытаются сохранить лицо, отдавая себя отчет в том, что завтра проект закончится, а кушать что-то надо будет. Это сохранение лица достигается двумя путями. Первый – в публичной плоскости стать «Капитаном очевидность», неся в эфир банальности и пространные рассуждения. Этот путь удобен еще и тем, что таких людей безбоязненно приглашают везде, где нужен политолог как идея. Т.е. стул вокруг очередного круглого стола занять и в ток-шоу что-то банально-примиртельное выдать. Яркий представитель этого племени – Владимир Фесенко, от которого всегда слышишь что-то как будто бы благообразное и здравое, но слова его всегда вылетают из головы ровно через секунду после того, как были услышаны. Евгений Копатько: В Евросоюзе с нами будут разговаривать исключительно с позиции силы

Второй путь сохранить лицо более сложный и требующий изворотливости ума. Политологи, избравшие этот путь, гнут линию тех, кто платит им в данный момент, но делают это исподволь, оставаясь, по крайней мере, внешне, довольно свободными в своих суждениях. Это люди действительно способны родить нетривиальную мысль, правда, в украинском политикуме никому не нужную, но, по крайней мере - любопытную.

Кстати, что интересно, украинской оппозиции товарищи, не склонные к горлопанству, без надобности, а потому эти люди, у которых в прошлом было всякое, сейчас, так иначе связаны с властью. Типичные представители этого племени Кость Бондаренко, Дмитрий Джангиров, Дмитрий Выдрин, и, увы, куда-то в последнее время запропастившийся Михаил Погребинский. Кстати, нельзя не отметить остроумие Джангирова и безусловный публицистический талант Выдрина, которые выгодно отличают их от других собратьев по цеху.

Впрочем, эти таланты с политологией напрямую не связаны и даже жаль, что расходуются они на живописание такой паскудной темы, как украинская политика. Самый яркий представитель этого класса бывших политологов, а на самом деле политиков – Вадим Карасев. Кстати, на его примере наглядно видно, что партийный билет, видимо, обменивается на мозг, а без этой субстанции даже украинскому политологу тяжеловато

Вторая группа топ-политологов – граждане, которые продаются хозяевам целиком и без остатка. Может быть, это требование хозяев, может быть, интеллектуальных способностей этих граждан не хватает на то, чтобы сохранять видимость независимости. Как бы там ни было, эти товарищи, не мудрствуя лукаво, обзаводятся партбилетами и именуются политологами лишь по инерции.

Самый яркий представитель этого класса бывших политологов, а на самом деле политиков – Вадим Карасев. Кстати, на его примере наглядно видно, что партийный билет, видимо, обменивается на мозг, а без этой субстанции даже украинскому политологу тяжеловато. Рождаются какие-то безумные пророчества, странные выводы и мягко говоря, спорные тезисы, которые могли вылупиться только тогда, когда место здравого смысла занимает партийность.

В целом, украинские политологи явление столь же уродливое, сколь и украинская политика. Разница между политиками и политологами лишь в том, что без первых, какими бы они ни были, обойтись сложно, а вот без политологов можно обойтись вполне. Можно легко себе представить, что произойдет, если исчезнут врачи, учителя, строители и журналисты. Еще легче представить, что будет, если исчезнут украинские политологи – не произойдет ровным счетом ничего. Разве что в политическом дискурсе будет поменьше пространных теоретизирований и откровенной глупости. Тем более что с несением в массы глупости украинские политики и сами справляются неплохо.

1 комментарий:

  1. Да, трепотня надоела жутко. Научились когда-то говорить, что, собственно, дано человеческому детёнышу, и стали зарабатывать на этом сотрясении воздуха деньги. То есть работать не хотят.

    ОтветитьУдалить