среда, 27 августа 2014 г.

Гривна падает из-за войны и газа

27.08.14
Галина Акимова
Версии
Гривна падает из-за войны и газа
Праздники закончились, переговоры в Минске начались, гривна снова обвалилась. Таков краткий итог вчерашних торгов, которые сегодня и в последующие дни могут аукнуться новым обвалом курса. Судя по видео-комментарию главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, в финансовом регуляторе все понимают, но ничего сделать не могут. Во всяком случае, пока идет война. Вместе с тем независимые эксперты видят не только те причины «гривнепада», которые называют официальные власти. И это многое меняет в данной ситуации... 

По итогам вчерашних торгов на межбанковском валютном рынке Национальный банк ослабил официальный курс гривны больше, чем на 30 коп. – до 13,659408 грн./$1, обновив зафиксированный в предыдущий рабочий день, 22 августа, исторический минимум в 13,365434 грн./$1.

Как сообщили агентству "Интерфакс-Украина" участники рынка, на межбанке котировки стартовали с уровня 13,50/13,70 грн./$1 и к 14:00 опустились до 13,82/14,12 грн./$1, а по данным Нацбанка средневзвешенный курс в течение дня упал с 13,3654 грн./$1 до 13,7801 грн./$1.

По отношению к рублю гривна подешевела с 3,6787 грн./RUR10 до 3,7817 грн./RUR10, а к евро – с 17,725239 грн./евро до 18,030419 грн./евро, которые также являются наихудшими показателями в истории национальной валюты.

Нацбанк, судя по всему, ожидал такой реакции рынка, поскольку еще 22 августа разместил на своей странице в Facebook видео-комментарий Валерии Гонтаревой, а также его письменную расшифровку. Лично мне (не сочтите за джинсу) Гонтарева наиболее симпатична из всех, кто занимал кресло главы НБУ. В частности, мне импонирует то, что на фоне «национально-свидомой» истерии, которая исходит от Кабмина и накрывает многих чиновников, она не побоялась сделать заявление на русском языке и при этом абсолютно профессионально объяснила суть проблемы.

Если попытаться одной фразой передать спич Гонтаревой, то звучать это будет так: «Страна, находящаяся в процессе войны, это пациент, из раны которого течет кровь. Надо прекратить войну. И тогда гривна вернется в прогнозные рамки 11,5 грн./$1».

Золотые слова. Точно так же, как и справедливо объяснение, почему национальная валюта, за стабильность которой, согласно Конституции, отвечает Нацбанк, стремительно катится вниз. «Статистические данные, опубликованные вчера, не дают надежды на улучшение, – сказала Гонтарева 22 августа. – 12,1% падение производства, прогноз ВВП – минус 6,5%. Сбалансированный курс может быть, когда мы закончим войну. Это панические настроения».

Она также ответила на вопрос, который многих заинтриговал: откуда у «Нефтегаза» возьмутся $3,1 млрд. (42 млрд. грн.) для непонятно чего. Хотя нет, понятно – чтобы, поломавшись несколько месяцев, в конце концов заплатить России за газ. Просто мы об этом пока стесняемся сказать. Гонтарева сказала, что «необходимая сумма уже зарезервирована на специальном счете в НБУ, и на рынок она ни в коем случае не попадет, ни через канал национальной, ни через канал иностранной валюты».

И вот тут начинаются первые математические нестыковки. Наблюдатели отмечают, что 21 августа Национальный банк Украины увеличил портфель облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 13 млрд. грн. – до 236,8 млрд. грн.

Согласно информации на официальном сайте НБУ, одновременно портфель облигаций в собственности украинских компаний, не являющихся банками, сократился на 12 млрд. грн., уменьшившись до 15,9 млрд. грн. Помимо этого, суммарный объем ОВГЗ в обращении вырос на 2,6 млрд. грн, портфель банков – на 1 млрд. грн., а нерезидентов – на 0,6 млрд. грн.

С учетом того, что Минфин сообщил о выпуске 20 августа третьего транша НДС-облигаций на 1 млрд. грн. в адрес неких неназванных предприятий, это говорит о том, что Нацбанк «монетизировал» гособлигации, полученные НАК «Нефтегаз Украины» в счет капитализации от правительства. Проще говоря, за три дня (с 19 по 21 августа) НБУ выкупил у «Нефтегаза» ОВГЗ на сумму около 42 млрд. грн., или около $3,1 млрд. Похоже, что это и есть те самые $3,1 млрд., о которых говорила Гонтарева в своем комментарии.

Как предполагают наблюдатели, все упомянутые выше телодвижения означают, что Украина… таки заплатит за российский газ. Более того, Меморандум с МВФ позволял НАКу приобрести у НБУ $2,16 млрд. и до конца мая погасить просроченный долг за поставки природного газа перед ОАО «Газпром».

Также по плану предполагалось, что в сентябре этого года Нацбанк продаст «Нефтегазу» еще $1,67 млрд., чтобы газовый монополист погасил свои еврооблигации, выпущенные под правительственные гарантии. А в октябре-декабре нам разрешалось дать НАКу еще $1 млрд. для погашения долга «Газпрому».

Но… «Все смешалось в доме Облонских»: в мае Украина так и не заплатила России, а вместо этого подала иск в суд. Следующие платежи не поступали, ибо мы как бы отказались от российского газа. Накапливались разного рода «паразитические» накрутки типа штрафов и пени. Гривна падала на фоне войны. ЕС беспокоился – как ему зимовать без газа.

В итоге, демократическая Европа пригнала лидеров России и Украины в авторитарный Минск, чтобы они с глазу на глаз договорились о чем-то позитивном, что в сухом остатке позволило бы возобновить газоснабжение. А для этого нам необходимо закрыть тему старых долгов.

Но на этом присказка не заканчивается. Потому что своих денег у нас уже нет. Война, однако, и все такое. Денег должны дать Европа и МВФ. Но бюрократы из МВФ вовремя (25 июля) вторую порцию транша не отсыпали, ибо им не понравились наши экономические параметры, которые мало соответствовали тем, о которых договаривались весной.

Новая ключевая дата – 29 августа, когда совет директоров МВФ должен собраться и принять решение о выделении нам кредита. Правительство Украины, и в частности премьер Арсений Яценюк, желает получить два кредита сразу, но знающие люди говорят, что это маловероятно. Скорее всего, МВФ даст только $1,5 млрд., чтобы мы их ему тут же и вернули: в сентябре у нас очередной платеж по старым долгам перед Фондом в объеме около $800 млн.

Выходит, что за газ придется платить из своих средств. Каких своих, если их нет, непонятно. Как правильно заметила Гонтарева, металлургические заводы стоят из-за войны. А если не стоят, то объемы экспорта сократились на порядок. С Россией мы расплевались, и торговля упала. С Евросоюзом торгуем, но все еще не в тех объемах, чтобы это спасло ситуацию. Точно так же мало проку и от введенной НБУ 20 августа обязательной продажи 100% валютной выручки экспортеров. Пока еще эта выручка придет в страну, да и придет ли…

Поэтому единственный доступный на сегодня источник валюты – это резервы НБУ. Но, во-первых, там осталось критически мало, во-вторых, МВФ не разрешает «чистить» валютные резервы, выдавая из них деньги нуждающимся госкомпаниям напрямую. Поэтому НБУ, с одной стороны, вынужденно прокручивает «финт» с резервированием $3,1 млрд., с другой – потихоньку выкупает доллары на межбанковском рынке. Соответственно, курс американской денежной единицы в наших краях растет.

Известный финансовый аналитик Александр Охрименко констатирует, что НБУ выкупил за прошлую неделю около $100 млн. «Это существенно не улучшило экономические показатели Украины перед МВФ, но зато теперь имеем очередной виток девальвации, – говорит он. – Свою лепту в раскрутку девальвации внесли и анонсированные административные меры НБУ. Не удивительно, что бизнес и банки предприняли превентивные меры и начали массово скупать валюту по любому курсу. А в этом время экспортеры еще больше начали прятать валюту. Так что спрос на нее вырос, а вот предложение упало…».

Что будет дальше? Поверьте, точного ответа на этот вопрос не знает никто. Ситуация, как говорит Гонтарева, нестабильна, и любые прогнозы легко входят в диссонанс с реальностью.

Исходя из имеющихся отрывочных сведений, можно предположить, что 29 августа нам второй транш дадут. Чтобы мы расплатились с МВФ по предыдущим долгам. Но для этого мы якобы пообещали Фонду новое закручивание гаек: отменить введенный не так давно мораторий на взыскание банками залогового имущества (квартир) и ввести для аграриев общий режим уплаты НДС.

Если же денег в срок опять не дадут, падение гривны до отметки 16-18 грн. за доллар может стать реальностью. Ведь кроме расчетов с МВФ нужно будет где-то найти $1,7 млрд., чтобы погасить еврооблигации «Нефтегаза». Да и жить стране за счет чего-то нужно. Расходы на войну и на соцвыплаты семьям погибших растут, увы, с каждым днем. И реальный уровень падения ВВП, как считают эксперты, уже далеко не 6,5%, а около 10%. Просто Минэкономразвития не стал пересчитывать показатели. Министр-то в отставку ушел…
Галина Акимова
Источник: Версии

Комментариев нет:

Отправить комментарий