понедельник, 22 декабря 2014 г.

Путин о европейском интересе

http://ukraina.ru/opinions/20141222/1011579652.html
22.12.14.
Василий Стоякин  директор центра политического маркетинга, политолог

http://ukraina.ru/images/101158/03/1011580396.jpg
фото © РИА Новости. Александр Максименко 

Наш постоянный автор Василий Стоякин рассуждает о том, как непреодолимое желание Евросоюза (ЕС) попасть на рынки стран Таможенного союза (ТС) поставило Украину на грань распада 

Раздел послания В.В. Путина Федеральному собранию РФ посвященный украинскому кризису у многих вызвал недоумение. Президент практически ничего не сказал ни о самом ходе кризиса, ни о будущем Украины и Новороссии, ни о стратегии России на юго-восточном направлении. Говорил он, в основном, о нехорошем поведении ЕС, который не счел нужным считаться со стратегическими интересами России.

Между тем, ларчик открывается просто. ВВП обращался именно к тем, о ком шла речь в выступлении — к европейцам. Они-то как раз, в курсе сути кризиса, им не интересно будущее Новороссии, а вот стратегия России с точки зрения именно европейцев подана в выступлении вполне доступно.

Чтобы понять смысл этого обращения надо вспомнить, зачем вообще Евросоюзу потребовалась авантюра с евроассоциацией Украины? Ведь принимать ее в состав ЕС никто не собирается, что, собственно, и так было понятно.

ЕС переживает тяжелый системный кризис, возникший из-за исчерпанности внешних рынков. Начиная со второй половины 1940-х годов, экономики стран Запада развивались за счет выхода на новые рынки. После распада СССР новых рынков в мире не осталось. Приходится воевать за каждый новый — ведь злые правительства независимых стран заботятся о сохранении внутренних рынков.
 
фото © РИА Новости. Александр Максименко 

Украина — рынок не очень большой и не очень богатый. Но открыв его можно несколько улучшить ситуацию в Европе. Причем выгодно было именно открытие рынка самой Украины, поскольку сделать это можно намного глубже — украинское правительство слабо и зависимо, а украинские олигархи больше бояться конкуренции со стороны российских коллег, чем неминуемого ограбления в ЕС. Если же проводить экономическую интеграцию с ТС или даже просто с Россией и Украиной, которые координируют ход переговоров, то игры в одни ворота не получится — придется договариваться. Соблазн поиграть в кошки-мышки с Украиной был очень велик…

Итог очевиден — ситуация в Украине полностью дестаблизирована, рынок стремительно утратил интерес для ЕС, возникла вполне реальная угроза прекращения транзита энергоносителей и экологической катастрофы (см. панические сообщения о ситуации на Запорожской и Южноукраинской АЭС). Плюс отказ России от строительства «Южного потока» (который был бы для Европы гарантий поставок на случай обострения украинского кризиса). В общем, вместо вкусного рынка европейцы получили кучу головной боли.

Вывод из этой ситуации, предложенный Путиным, выглядит примерно так: «Ну, браток, каков итог? Обмишулился чуток? Только сей чуток потянет лет примерно на пяток» (кстати, особые оптимисты говорят, что украинский кризис может продолжаться и втрое дольше).
 
фото © РИА Новости. Александр Максименко 

Стратегия России по отношению к кризису, с точки зрения ЕС, совершенно очевидна — учитывайте наши стратегические интересы (которые, кстати, во многом совпадают с объективными интересами Украины) и мы сможем совместно решать вопрос об использовании потенциала Украины. Восстановить же его можно только за счет сохранения и развития экономических отношений с Россией и ТС.

Если же вы будете упорствовать, то будете иметь то, что имеете. Или даже еще меньше. В общем, стратегический интерес Европы состоит в учете стратегических интересов России.

А Украина… А что — Украина? Украина выскакала себе на Майдане право быть объектом чужих политико-экономических игр, и не иметь права голоса. Россия, как опять же указал ВВП, уважает право Украины не определять свою собственную внешнюю политику…

 http://ukraina.ru/opinions/20141222/1011579652.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий