25.12.14.
Егор Смирнов
Версии
Егор Смирнов
Версии
Дурмашина заработала на полную мощность. За неделю,
оставшуюся до Нового года, Яценюк пытается поломать и заново отстроить
всю законодательную базу одномоментно. Депутаты мечутся с пирамидами
законопроектов. Представители местной власти лихорадочно роются в
текстах, выискивая нормы, касающиеся именно их. Яресько и Гонтарева,
похоже, объявили друг другу «женскую войну». В Украину перебираются еще
два соратника Михаила Саакашвили – помогать «крутить педали». И все это
вместе – реформы ради денег от Запада, которые мы не факт, что получим…
Нашей многострадальной родине еще ни разу не удалось провести действительно эффективную реформу. Но попытки время от времени случаются, отдаленно напоминая приступы икоты. И сейчас настал именно такой момент.
Несмотря на то, что действующий Бюджетный кодекс запрещает составлять бюджет на несуществующей налоговой базе, а все фискальные изменения должны быть приняты заранее – не позднее, чем за полгода до рассмотрения сметы страны, правительство сделало все с точностью до наоборот.
Бюджет рассчитан не просто по новой налоговой системе, которой еще не существует в природе, но и подан в комплекте с новым Налоговым кодексом, букетом изменений в разные правовые акты и заодно с проектом нового Бюджетного кодекса (чтобы нормы старого не тормозили принятие вороха новых законов). Все это изобилие, общим числом около полусотни документов, нужно принять в ближайшие два-три дня. В том числе первые 15 сегодня.
Понятно, что гонка будет проходить «вслепую». И большинство депутатов не сумеют не то что изучить, а хотя бы узнать суть проголосованных ими решений. Впрочем, на это у них будет целый год, который экономисты из вежливости и чувства юмора назвали годом турбулентности.
То, что качать и мотать страну будет «нипадецки», очевидно хотя бы по той причине, что в проект бюджета заложен совершенно «левый» курс гривны. Как сообщила во время пленарного заседания во вторник министр финансов Наталья Яресько, Нацбанк Украины, вопреки сложившейся практике и законодательным требованиям, не предоставил правительству прогноз курса гривны на 2015 год. Поэтому при расчете проекта бюджета на следующий год Минфин «использовал прогноз инвестиционных банкиров и экономистов»
.
Скажу прямо – я не представляю, чтобы на родине пани Яресько – в Соединенных Штатах Америки государственный бюджет рассчитывался на основе курса доллара, который сообща предсказали, ну, например, читатели газеты «Нью-Йорк таймс». Или банкиры – члены клуба любителей сквоша. Или даже экономисты с нобелевскими премиями (благо, премии по экономике никто, кроме американцев, уже давно не получает). Там это делает Федеральная резервная система, подходя к вопросу со всей планетарной ответственностью.
Понятно, что гривна – не доллар. И мировому сообществу абсолютно все равно, будет она в следующем году стоить 15 единиц за доллар или 35. Но нам не все равно. И всей стране тоже не все равно. Ибо на этой основе, как на фундаменте, строится весь бюджет.
Хотя… Что я такое несу?! Какой фундамент?! Какие расчеты?! Бюджет 2015-го строится исключительно на лихорадочной компиляции летних наработок прошлого Кабмина, идей иностранных «варягов» и их советников из новой правительственной команды, рекомендаций МВФ и Всемирного банка, а также умозаключений самого Арсения Петровича из серии «хочу, чтобы было так!».
Нацбанк в этом процессе не участвует, так как Кабмин его «игнорит», собственный совет «троллит», а в руководство в лице Гонтаревой живет в условиях постоянных провокаций со стороны внутренней оппозиции.
Судя по всему, не сложились отношения и у двух наших дам на деловом поприще. То, что «тетя Лера» не дала «тете Наташе» прогноз курса гривны на 2015-й год, – это один момент. Второе противоречие проявилось в дискуссии вокруг налога на депозиты.
Минфин предложил повысить налог на доходы по депозитам с 15% до 20%. В общем пакете налогообложения так называемых пассивных доходов: от дивидендов, облигаций, сберегательных сертификатов, сертификатов фондов операций с недвижимостью, ипотечных ценных бумаг и управления активами.
В свою очередь НБУ, обеспокоенный рекордным оттоком вкладов из банков, инициировал приостановку налогообложения доходов с депозитов физических лиц. И это, по слухам, один из немногих пунктов, по которым мнение Совета НБУ и правления Нацбанка совпадает полностью.
В остальном Кабмин пошел путем подмены количеством предлагаемых изменений их качества. Например, широко разрекламированное сокращение количества налогов с 22-х до 9-ти.
Как отметил в интервью журналистам экономист МЦПИ Александр Жолудь, значительная часть из этих 22-х налогов платится незначительной частью экономических агентов. «Есть, к примеру, сбор на виноградарство и виноделие, но он касается около 1% всех экономических агентов. Поэтому если его уберут, не думаю, что налоговое поле значительно улучшится», – отмечает Жолудь.
То же самое можно сказать и о других предлагаемых коррективах. Например, правительство отказалось от идеи обязательного декларирования доходов физлиц, но при этом ввело добровольное разовое ("нулевое") декларирование доходов, имущества и финансового состояния, в том числе полученных с нарушением (!) законодательства.
При этом для граждан, которые добровольно не подадут декларацию, будет принудительно считаться стоимость активов в размере 200 тыс. грн. (плюс стоимость других активов, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке по состоянию на 1 января 2015 года, например, дома, квартиры, машины).
Еще один обязательный пункт при добровольном декларировании наличных средств в сумме более 200 тыс. грн.: такие средства должны быть обязательно внесены на счета в банки еще до подачи декларации. И храниться на них не менее года со дня внесения на банковский счет. А теперь расскажите мне, какие банки гарантированно протянут в нашей экономической ситуации год и больше?
Ради чего Кабмин предлагает включить в перечень подакцизных товаров электрическую энергию (правда, отменяется сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу), нефтепродукты, альтернативное топливо и сжиженный газ? Ради того, чтобы бензин, который стоит уже почти 18 грн. за литр, подтянуть до отметки 20 грн.? И это в условиях, когда мировые цены на нефть упали вчетверо!
Оказывается, ради того, чтобы часть средств от акцизного сбора на нефтепродукты отдать местным бюджетам. И тут мы автоматически переключаемся на «галиматью №2» – проект нового Бюджетного кодекса, написанный (как показалось его составителям) в духе и с целью децентрализации.
В предчувствии больших «турбулентных» изменений местные органы власти уже заготовили несколько вариантов своей региональной сметы. Скажем, в Харькове составили три вида бюджета: согласно независимому прогнозу экономистов, проекту нового Бюджетного кодекса и… по действующему законодательству.
Будете смеяться, но есть вариант, что все три документа не пригодятся. И понадобится составлять четвертый вариант – на основе того винегрета, который в спешке примут депутаты в предновогоднем трудовом угаре.
Средства массовой информации опубликовали несколько проектов Бюджетного кодекса. Но что «родится» в итоге, пока никто не может сказать, учитывая важное обстоятельство: из всего пакета поправок (в несколько сотен штук) известны лишь отдельные предложения. Все они проходят теневое согласование с депутатами или поставлены в «режим торга» с представителями местной власти.
Поэтому обсуждать сейчас, сколько процентов налога на прибыль получат регионы, достанется ли им акциз с пива и налог на недвижимость, будут ли они платить за дороги и завтраки в школах и т.п., не имеет смысла.
Ясно только одно: по общему мнению региональных лоббистов, в итоге реформы бюджетной системы денег с мест больше забрали, чем дали, полномочий и обязательств, напротив, навесили много, и все это гордо обозвали децентрализацией.
Однако за всей этой суетой мы как-то упускаем из виду главный стимул реформ и в чем-то их основную цель – выжить. Выжить на деньги, которые нам даст Запад. Ибо других стабильных и масштабных источников доходов у государства Украина нет.
А тем временем на сайте НБУ размещена информация о внешнем долге Украины на 1 ноября 2014 года. Согласно ей, за период с 1 ноября 2014 года по 1 ноября 2015 года правительству Украины, банкам и бизнесу нужно будет погасить нерезидентам долгов на сумму $58,5 млрд.
По словам известного финансового аналитика Александра Охрименко, это долги, которые частично состоят из краткосрочных кредитов до одного года, те, что получили украинские банки и бизнес от зарубежных инвесторов. А также долгосрочные кредиты и облигации, срок погашения которых наступает в следующем году.
Чтобы справиться с задачей по реструктуризации долгового бремени (ясно, что заплатить все сполна ни Украина, ни ее бизнес не смогут), правительство вынуждено имитировать бурную реформаторскую деятельность. И инкорпорировать в свои ряды иностранных специалистов.
Как рассказал журналистам депутат Верховной Рады от партии «УДАР» Валерий Пацкан, комиссия по вопросам гражданства сейчас рассматривает вопрос о предоставлении украинского гражданства еще двум «выдающимся грузинским реформаторам» – приятелям Саакашвили Давиду Сакварелидзе и Гизо Угулава.
Не знаю, на каких должностях мы увидим этих «мэгобари», но один из них – бывший заместитель Главного прокурора Грузии, а второй – известный адвокат, получивший политическое убежище в Венгрии. Скорее всего, они займутся глобальным переписыванием украинского законодательства на «прогрессивный лад».
P.S. Вместо послесловия. Как бы трудно мы ни жили, какие бы реформы ни выдумывал Кабмин, и сколько бы грузин ни переписывали наши законы, я верю в мудрость и находчивость украинского народа, способного выживать в любых экономических, политических и бытовых условиях.
Вот, например, вопрос веерного отключения электричества из-за узурпации боевиками Донбасса стратегических запасов угля в государстве, без которого, как ошибочно считалось раньше, мы можем счастливо прожить. Казалось бы, проблема национального масштаба. Но нашлись умельцы, которые нашли выход из ситуации просто и почти банально.
С недавних пор в продаже появилась светодиодная лампа с аккумулятором и пультом. Работает 4 часа после отключения света. Вкручивается в обычный цоколь. Заряжается от сети 220В. Слава Украине, господа!
Нашей многострадальной родине еще ни разу не удалось провести действительно эффективную реформу. Но попытки время от времени случаются, отдаленно напоминая приступы икоты. И сейчас настал именно такой момент.
Несмотря на то, что действующий Бюджетный кодекс запрещает составлять бюджет на несуществующей налоговой базе, а все фискальные изменения должны быть приняты заранее – не позднее, чем за полгода до рассмотрения сметы страны, правительство сделало все с точностью до наоборот.
Бюджет рассчитан не просто по новой налоговой системе, которой еще не существует в природе, но и подан в комплекте с новым Налоговым кодексом, букетом изменений в разные правовые акты и заодно с проектом нового Бюджетного кодекса (чтобы нормы старого не тормозили принятие вороха новых законов). Все это изобилие, общим числом около полусотни документов, нужно принять в ближайшие два-три дня. В том числе первые 15 сегодня.
Понятно, что гонка будет проходить «вслепую». И большинство депутатов не сумеют не то что изучить, а хотя бы узнать суть проголосованных ими решений. Впрочем, на это у них будет целый год, который экономисты из вежливости и чувства юмора назвали годом турбулентности.
То, что качать и мотать страну будет «нипадецки», очевидно хотя бы по той причине, что в проект бюджета заложен совершенно «левый» курс гривны. Как сообщила во время пленарного заседания во вторник министр финансов Наталья Яресько, Нацбанк Украины, вопреки сложившейся практике и законодательным требованиям, не предоставил правительству прогноз курса гривны на 2015 год. Поэтому при расчете проекта бюджета на следующий год Минфин «использовал прогноз инвестиционных банкиров и экономистов»
.
Скажу прямо – я не представляю, чтобы на родине пани Яресько – в Соединенных Штатах Америки государственный бюджет рассчитывался на основе курса доллара, который сообща предсказали, ну, например, читатели газеты «Нью-Йорк таймс». Или банкиры – члены клуба любителей сквоша. Или даже экономисты с нобелевскими премиями (благо, премии по экономике никто, кроме американцев, уже давно не получает). Там это делает Федеральная резервная система, подходя к вопросу со всей планетарной ответственностью.
Понятно, что гривна – не доллар. И мировому сообществу абсолютно все равно, будет она в следующем году стоить 15 единиц за доллар или 35. Но нам не все равно. И всей стране тоже не все равно. Ибо на этой основе, как на фундаменте, строится весь бюджет.
Хотя… Что я такое несу?! Какой фундамент?! Какие расчеты?! Бюджет 2015-го строится исключительно на лихорадочной компиляции летних наработок прошлого Кабмина, идей иностранных «варягов» и их советников из новой правительственной команды, рекомендаций МВФ и Всемирного банка, а также умозаключений самого Арсения Петровича из серии «хочу, чтобы было так!».
Нацбанк в этом процессе не участвует, так как Кабмин его «игнорит», собственный совет «троллит», а в руководство в лице Гонтаревой живет в условиях постоянных провокаций со стороны внутренней оппозиции.
Судя по всему, не сложились отношения и у двух наших дам на деловом поприще. То, что «тетя Лера» не дала «тете Наташе» прогноз курса гривны на 2015-й год, – это один момент. Второе противоречие проявилось в дискуссии вокруг налога на депозиты.
Минфин предложил повысить налог на доходы по депозитам с 15% до 20%. В общем пакете налогообложения так называемых пассивных доходов: от дивидендов, облигаций, сберегательных сертификатов, сертификатов фондов операций с недвижимостью, ипотечных ценных бумаг и управления активами.
В свою очередь НБУ, обеспокоенный рекордным оттоком вкладов из банков, инициировал приостановку налогообложения доходов с депозитов физических лиц. И это, по слухам, один из немногих пунктов, по которым мнение Совета НБУ и правления Нацбанка совпадает полностью.
В остальном Кабмин пошел путем подмены количеством предлагаемых изменений их качества. Например, широко разрекламированное сокращение количества налогов с 22-х до 9-ти.
Как отметил в интервью журналистам экономист МЦПИ Александр Жолудь, значительная часть из этих 22-х налогов платится незначительной частью экономических агентов. «Есть, к примеру, сбор на виноградарство и виноделие, но он касается около 1% всех экономических агентов. Поэтому если его уберут, не думаю, что налоговое поле значительно улучшится», – отмечает Жолудь.
То же самое можно сказать и о других предлагаемых коррективах. Например, правительство отказалось от идеи обязательного декларирования доходов физлиц, но при этом ввело добровольное разовое ("нулевое") декларирование доходов, имущества и финансового состояния, в том числе полученных с нарушением (!) законодательства.
При этом для граждан, которые добровольно не подадут декларацию, будет принудительно считаться стоимость активов в размере 200 тыс. грн. (плюс стоимость других активов, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке по состоянию на 1 января 2015 года, например, дома, квартиры, машины).
Еще один обязательный пункт при добровольном декларировании наличных средств в сумме более 200 тыс. грн.: такие средства должны быть обязательно внесены на счета в банки еще до подачи декларации. И храниться на них не менее года со дня внесения на банковский счет. А теперь расскажите мне, какие банки гарантированно протянут в нашей экономической ситуации год и больше?
Ради чего Кабмин предлагает включить в перечень подакцизных товаров электрическую энергию (правда, отменяется сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу), нефтепродукты, альтернативное топливо и сжиженный газ? Ради того, чтобы бензин, который стоит уже почти 18 грн. за литр, подтянуть до отметки 20 грн.? И это в условиях, когда мировые цены на нефть упали вчетверо!
Оказывается, ради того, чтобы часть средств от акцизного сбора на нефтепродукты отдать местным бюджетам. И тут мы автоматически переключаемся на «галиматью №2» – проект нового Бюджетного кодекса, написанный (как показалось его составителям) в духе и с целью децентрализации.
В предчувствии больших «турбулентных» изменений местные органы власти уже заготовили несколько вариантов своей региональной сметы. Скажем, в Харькове составили три вида бюджета: согласно независимому прогнозу экономистов, проекту нового Бюджетного кодекса и… по действующему законодательству.
Будете смеяться, но есть вариант, что все три документа не пригодятся. И понадобится составлять четвертый вариант – на основе того винегрета, который в спешке примут депутаты в предновогоднем трудовом угаре.
Средства массовой информации опубликовали несколько проектов Бюджетного кодекса. Но что «родится» в итоге, пока никто не может сказать, учитывая важное обстоятельство: из всего пакета поправок (в несколько сотен штук) известны лишь отдельные предложения. Все они проходят теневое согласование с депутатами или поставлены в «режим торга» с представителями местной власти.
Поэтому обсуждать сейчас, сколько процентов налога на прибыль получат регионы, достанется ли им акциз с пива и налог на недвижимость, будут ли они платить за дороги и завтраки в школах и т.п., не имеет смысла.
Ясно только одно: по общему мнению региональных лоббистов, в итоге реформы бюджетной системы денег с мест больше забрали, чем дали, полномочий и обязательств, напротив, навесили много, и все это гордо обозвали децентрализацией.
Однако за всей этой суетой мы как-то упускаем из виду главный стимул реформ и в чем-то их основную цель – выжить. Выжить на деньги, которые нам даст Запад. Ибо других стабильных и масштабных источников доходов у государства Украина нет.
А тем временем на сайте НБУ размещена информация о внешнем долге Украины на 1 ноября 2014 года. Согласно ей, за период с 1 ноября 2014 года по 1 ноября 2015 года правительству Украины, банкам и бизнесу нужно будет погасить нерезидентам долгов на сумму $58,5 млрд.
По словам известного финансового аналитика Александра Охрименко, это долги, которые частично состоят из краткосрочных кредитов до одного года, те, что получили украинские банки и бизнес от зарубежных инвесторов. А также долгосрочные кредиты и облигации, срок погашения которых наступает в следующем году.
Чтобы справиться с задачей по реструктуризации долгового бремени (ясно, что заплатить все сполна ни Украина, ни ее бизнес не смогут), правительство вынуждено имитировать бурную реформаторскую деятельность. И инкорпорировать в свои ряды иностранных специалистов.
Как рассказал журналистам депутат Верховной Рады от партии «УДАР» Валерий Пацкан, комиссия по вопросам гражданства сейчас рассматривает вопрос о предоставлении украинского гражданства еще двум «выдающимся грузинским реформаторам» – приятелям Саакашвили Давиду Сакварелидзе и Гизо Угулава.
Не знаю, на каких должностях мы увидим этих «мэгобари», но один из них – бывший заместитель Главного прокурора Грузии, а второй – известный адвокат, получивший политическое убежище в Венгрии. Скорее всего, они займутся глобальным переписыванием украинского законодательства на «прогрессивный лад».
P.S. Вместо послесловия. Как бы трудно мы ни жили, какие бы реформы ни выдумывал Кабмин, и сколько бы грузин ни переписывали наши законы, я верю в мудрость и находчивость украинского народа, способного выживать в любых экономических, политических и бытовых условиях.
Вот, например, вопрос веерного отключения электричества из-за узурпации боевиками Донбасса стратегических запасов угля в государстве, без которого, как ошибочно считалось раньше, мы можем счастливо прожить. Казалось бы, проблема национального масштаба. Но нашлись умельцы, которые нашли выход из ситуации просто и почти банально.
С недавних пор в продаже появилась светодиодная лампа с аккумулятором и пультом. Работает 4 часа после отключения света. Вкручивается в обычный цоколь. Заряжается от сети 220В. Слава Украине, господа!
Источник: Версии
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий