23 декабря в Москве прошли сразу два саммита глав постсоветских государств – в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза.
Наблюдатели, как обычно, расходятся в оценках прошедшей встречи. “Пессимисты” упирают на то, что дескать, никаких “революционных прорывов” не произошло – стало быть, имело место обычное протокольное мероприятие. Некоторые, к тому же, смакуют отдельные раздраженные фразы президента Белоруссии Лукашенко – и на этом основании прочат “скорый крах” былой российско-белорусской дружбы.
Но позвольте – а чего ради встреча глав государств должна знаменоваться этим самым обязательным “прорывом”? Вон, регулярные саммиты “больших” “восьмерки”, “семерки”, “двадцатки” и прочего – кто-то навскидку сможет вспомнить хоть что-то действительно сенсационное в их повестке дня? Чтобы оно попало в учебники истории: “На саммите такого то года и месяца наметились коренные изменения в политике…, экономике…, мироустройстве”?
Да нет, конечно. Все указанные форумы, по большому счету, носят две главных функции. Во-первых, “первые лица” государств могут пообщаться друг с другом лично. Во-вторых, их встречи призваны показать миру, что “мы имеем общую позицию – все под контролем”.
***
На этом фоне декабрьская встреча президента России с союзниками, хотя и имела вышеупомянутые "протокольные" элементы, но выглядела куда более значимо. Владимир Путин, правда, как и ранее, не вносил в свою речь истерически-агрессивные фразы на манер Барака Обамы. Но от его выступлений все равно веяло спокойной уверенностью.
Так, несмотря что на форуме по оборонным вопросам российский лидер акцентировал внимание прежде всего на угрозе экспансии радикальных исламистов из Афганистана и Ближнего Востока (ИГИЛ) – но “в фоновом режиме” прозвучали и куда более значимые намеки. Например: “Страны ОДКБ должны быть готовы к адекватным превентивным мерам”.
После чего глав государств познакомили с работой Национального центра управления обороной России. С помощью которого штабисты могут в режиме реального времени отслеживать происходящее с самыми небольшими армейскими подразделениями – и контролировать и моделировать кризисные ситуации практически в любой точке земного шара.
То есть, ситуация 41 года, когда Генштаб Красной Армии не знал, что происходит даже на уровне подвергшихся атаке гитлеровцев западных военных округов, ныне исключена. Стоит заметить, что подобные Центры национальной обороны Москва планирует помочь создать каждому члену ОДКБ – об этом есть официальное решение его саммита. В числе других двух десятков других решений, более интересных лишь специалистам.
Среди них, например, планы создание единой противовоздушной обороны, дальнейшее развитие Сил быстрого развертывания стран Договора коллективной безопасности, единая антинаркотическая стратегия и многое другое.
Впрочем, данные моменты хоть и важны – но, скажем так, не самые актуальные. Как, например, поддержание обороноспособности Монголии против стоящих вблизи ее границ японских войск – в годы Великой Отечественной.
Несомненно, это тоже учитывалось Москвой – но понятно, что основным вопросом была победа над нацисткой Германией. Что автоматически снимало угрозу для всех союзников СССР. А поражение Союза в этой войне также автоматически означало и гибель его друзей.
Так что, хотя Путин практически ни разу не упомянул американскую угрозу дословно – но важным моментом повестки дня ОДКБ было, например, объявление российского лидера о завершении работ над созданием тяжелой ракеты “Ангара”. И даже демонстрации ее пуска, так сказать, “в прямом эфире”
Несмотря на то, что на геостационарную орбиту был выведен груз всего в 2 тонны – по словам Владимира Владимировича, он может составлять и 3,4 тонны. Просто на круговую орбиту “Ангара” может поднять 7,5 тонн. А на орбиту низкую (которой, впрочем, достаточно для того, чтобы достигнуть любой точки земного шара) – целых 24 тонны.
Кстати, знаменитая “Кузькина мать”, советская водородная супербомба мощностью в 60 мегатонн, весила всего-на всего на 2,5 тонны больше от подъемных возможностей “Ангары”. Но ведь и создавали ее в далеких 60-х – а с тех пор научно-технический прогресс не стоял на месте.
Нет, ВВП о таких “ужасах” вслух не говорил. Мы ж мирные люди. Но все же, президент напомнил, что новая супер-ракета может применяться не только для целей экономики – но и коллективной обороны России и ее союзников.
***
Впрочем, танки, пушки и даже ядерные ракеты в современных геополитических противостояниях – далеко не самое главное. Как говорил еще не только великий император, но и не менее великий полководец Наполеон: “Для победы в войне нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги”.
А ныне это выражение еще более актуально. Тем более, что пока Россия является мощной супердержавой с ядерным оружием – смелый только в отношении Ирака и Ливии Запад не рискует ввязываться с ней в открытое военное противостояние.
Так что войны нынче “гибридные” и “холодные”. В ходе которых первоочередной целью является разрушение экономики противника, создание в его стане “пятой колонны” – и в итоге победы над ним без единого выстрела. Ярким примером такой “гибридной войны” был распад СССР – внушавшего ужас Западу все годы своего существования.
Вот и России пришлось всего несколько дней назад выдержать массированную атаку молящихся на Запад спекулянтов с целью обвалить рубль и вызвать панику среди населения. Вслед за которой, несомненно, последовали бы и попытки свержения законно избранных властей страны.
Эта атака, как известно, бесславно провалилась. Однако еще более важный маркер ее провала – как раз состоявшийся саммит Евразийского экономического союза.
Который свидетельствует о том, что и сами россияне, и граждане союзников России продолжают верить в стойкость и надежностью российской экономики. И желают иметь от более тесных экономических связей возросшую взаимную выгоду.
***
Да, между членами Евразэс существует отдельные споры. Так, президент Беларуси Лукашенко действительно высказал некоторые критические мнения.
“Запрет на ввоз белорусских товаров в Россию был сделан в одностороннем порядке. И, более того, как стало известно сегодня, без согласия Владимира Владимировича. Свободного движения товаров у нас как не было, так и нет. До сих пор у российской и белорусской сторон не был обеспечен равный доступ к государственным закупкам”, - в сердцах заявил он.
Но, в конце концов, российско-белорусские шероховатости бывали и раньше, и, наверное, будут случаться и впредь. Просто они никогда не доходили (и не дойдут – как бы этого не хотелось Западу) до открытого разрыва. Как гласит мудрая русская поговорка: “Милые бранятся – только тешатся”.
Вот и сейчас белорусский лидер сказал: “Был непростой разговор по животрепещущим темам. Промедление в интеграции может вызвать даже откат назад, чего народы наших государств своим политикам не простят. Второго СНГ народы не потерпят!”
Понятно, что пресловутое “СНГ” политик критически вспомнил не просто так. Ведь это изначально мертворожденное объединение преследовало всего одну цель – обмануть ложной надеждой на замену Союза “почти СССР” у тех граждан расколотой страны, кто по прежнему выступал за ее единство. А таких, как показал референдум 17 марта 1991 года, было подавляющее большинство.
Так вот такого “нового СНГ” ни Лукашенко, ни другие его коллеги-президенты не хотят. Евразийский экономический союз должен стать реально действующим межгосударственным объединением – в интересах всех его участников.
“Евразийская тройка превращается в евразийскую пятерку. Только что подписан договор о вступлении Киргизии”, - заявил Путин, заодно сообщив, что в мае необходимые формальности относительно вступления должна утрясти и Армения. (Полностью его речь можно прочитать здесь)
А Назарбаев добавил: “Впервые в истории на необъятных просторах Евразии создается объединение на равноправной и взаимовыгодной основе. Более 180 миллионов человек обретают одинаковые возможности для жизни и бизнеса.”
***
Вообще, не следует думать, что содержание встреч политиков высшего уровня исчерпывается только официальной повесткой дня и такими же официально обнародованными документами. Да, последних и по линии ОДКБ, и по линии Евразэс было принято по два с лишним десятка.
Однако накануне совещания по вопросам безопасности президент Путин “открытым текстом” сказал: “Перед началом встречи мы с коллегами пообщались с глазу на глаз”. (Вступительное слово к участникам ОДКБ ) И что явилось итогом этих секретных, и, думается, самых важных решений, мы узнаем еще не скоро.
Например, содержанием разговора тет-а-тет могли послужить итоги поездкок Лукашенко и Назарбаева в Киев. Которые либеральные СМИ трактуют едва ли не как “подготовку Минском и Астаной запасного аэродрома” на Западе.
Но куда вероятнее мнение, что оба лидера привозили Петру Порошенко “предложения, от которых невозможно отказаться” от Владимира Владимировича. Если, конечно, адресат не желает для себя очень больших неприятностей.
Тем более, что мирного урегулирования на Украине не хотят лишь местные наци и стоящие за ними США – Европа уже давно сыта по горло агрессивной и нищей “незалежной великой державой”.
***
А еще самые важные события зачастую видятся во всем своем масштабе лишь спустя значительный временной промежуток. И почему то в нашей истории они происходят в декабре. 30 декабря 1922 года был создан Советский Союз, 25 декабря года 1991-го он прекратил существование, когда Горбачев ушел в отставку…
А декабрь 2014 года ознаменовался объявлением о начале работы спустя 10 дней нового Союза – Евразийского экономического. С одновременным проведением созданного 22 года назад военного союза почти тех же постсоветских государств. Элитам которых становится все понятнее, что Запад в своем гегемонизме не оставляет им ни капли суверенитета. А ведь ничто так не сплачивает – как борьба с общим врагом.
Так что, как знать, может быть спустя годы декабрьский саммит-2014 в Москве тоже войдет в учебники истории – наряду с упомянутыми чуть выше историческими датами…
Комментариев нет:
Отправить комментарий