18.12.14.
Владимир Безбородов
Давно подмечено, что случись в доме пожар, то все обыватели знают, как его потушить - лучше любого пожарного, а если разразился финансовый кризис, то соответственно каждый второй если не первый обыватель, начиная от дворника до журналиста включительно - сразу превращаются в толковых "финансовых аналитиков", которые конечно же лучше профессиональных финансистов знают как можно (или было возможным) избежать его негативных проявлений.
Собственно такое падение курса национальной валюты - конечно, явление очень нехорошее.
Оно само по себе, конечно вызывает массу вопросов, например, почему за год украинская национальная валюта, которая находится в обороте государства не просто находящегося в преддефолтном состоянии, а практически государства-банкрота, способного спасти экономику только посредством иностранных кредитов, "полегчала" на 46%, а рубль за тот же период - "подешевел" на 40%, чем не так далеко ушел от гривны, правда при очень незначительном внешнем долге России, наличии огромных резервов, промышленном приросте в последние годы и относительно Украины - гораздо более работоспособной промышленности. Но если отставить все версии внешних причин, почему такое сейчас происходит на валютном рынке - начиная от увязывания этого явление с падением цен на нефть - кстати, тогда интересно, почему не падают валюты Катара, Саудовской Аравии, Кувейта и Норвегии - которые тоже являются крупнейшими экспортерами нефти, а некоторые из них только и живут за счет добычи углеводородов, заканчивая занимательной конспирологией, о "заговорах мировых и отечественных негодяев против лично Путина", а рассмотреть последствия для российской экономики уже свершившегося факта, то можно даже не являясь "экспертом" в финансовых вопросах - так или иначе разобраться в том, что говорить о смерти российской экономики, мягко говоря, пока не приходится. Если вообще, можно об этом вести разговоры и паниковать прежде времени.
Во-первых, все прекрасно знают, что российский бюджет сверстан в рублях. В этом его серьезное отличие от бюджетов нашей страны из "лихих 90-х", имевшего четкую привязку к доллару. Это означает, что дефицита бюджета все таки не будет, поскольку рублевой массы у Центробанка теперь более чем достаточно.
Во-вторых, экономика страны это не только и не столько кредитно-финансовая сфера, сколько промышленность и сельское хозяйство, которые принято называть "реальными секторами" экономики. Давайте посмотрим на них повнимательнее. Значительный пласт промышленности России - это производство продуктов питания. От того, сколько стоит доллар и евро, люди не перестают хотеть кушать как минимум по три раза в день, если только валютные страсти не отбили у них аппетит окончательно. Так вот, пищевая промышленность в отличии от 90-х, когда гораздо больший процент продовольствия импортировался из-за рубежа, по большей части сосредоточена внутри самой России. Конечно, проблемы будут у тех предприятий, которые работают на импортном сырье, как например - большинство московских мясокомбинатов. Это закономерно может привести к удорожанию их продукции. Но вот предприятия в регионах в основном используют отечественное сырье - соответственно их существованию ничего не угрожает. Более того, на фоне удорожания импортного сырья у них есть шанс продвинуть свою продукцию в крупные торговые сети, которые до недавнего времени игнорировали производителей из глубинки, ссылаясь на значительные транспортные расходы. Сельскому хозяйству нынешняя ситуация тоже скорее в плюс, чем в минус, поскольку производители сельхозпродукции зависят в основном не от курса рубля к евро и доллару, а от цен на горюче-смазочные материалы. А падение цен на нефть и уже наступившее после вмешательства ФАС снижение цен на топливо, в совокупности с ростом спроса на продукцию отечественных сельхопроизводителей на фоне удорожания и сокращения импорта - по логике должны дать толчок развитию этой отрасли в течении следующего года и последующих лет.
Средняя и крупная промышленность в условиях России также скорее всего не окажется в серьезном кризисе, поскольку они зависят по большей части от крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Сокращение промышленного производства, конечно, возможно, его прогнозируют с начала года, но окончательной остановки предприятий "а-ля 90-е" не произойдет - поскольку тогда всю экономику России "в принудительном порядке" переводили на импорт готовой продукции из-за рубежа. Сейчас ничего подобного не наблюдается, скорее даже произойдет обратный процесс - производить аналоги импортируемой продукции среднего и тяжелого машиностроения станет выгоднее в России. Конечно, эта продукция подорожает, за счет того, что в ней значительную часть составляют импортные комплектующие, но с иностранной продукцией она будет вполне по цене конкурентноспособна.
Понятно, что никуда не исчезнет транспорт, поскольку грузы все равно придется перемещать между регионами. Причем транспорт в основном, зависит также не от курса валют, а от цен на энергоносители. А вот межгосударственный транзит грузов станет приносить больше прибыли, потому что расчеты за него ведутся в твердой валюте.
В третьих, стоит посмотреть на проблему с точки зрения обывателей. Сейчас большинство из них находятся в состоянии близкой к панике, и носятся как угорелые по обменникам. Но с другой стороны, ситуация с ними также кардинально отличается от упоминаемых 90-х годов. Мы же помним, что бюджет России сверстан в рублях и дефицита рублевой массы не наблюдается? Так вот, это означает, что запуска печатного станка и гонки - кто кого догонит - печатный станок Центробанка или курс валюты - что знакомо тем, кто застал период 1992-1999 годов, из-за чего и происходил рост инфляции и в итоге появились в обороте купюры с несколькими нулями - сейчас устраивать смысла нет. Рубль достигнет своего "дна" в течении ближайших недель, поскольку уже сейчас эксперты говорят, что его курс "ниже реального на 10-20 процентов", после чего он закономерно стабилизируется. Только после этого государство проведет незаметную, чтобы не поощрять дальнейшую инфляцию, индексацию зарплат сотрудников госсектора и пенсий. Затем, тоже самое также сделает и наш частный сектор. При такой ситуации, да, мы будем на руки получать большую сумму денег, что сейчас. Покупательная способность одного условного рубля будет, конечно, ниже чем сейчас, но это не означает, что мы будем жить впроголодь. В основном, уровень жизни населения понизится незначительно, если понизится вообще. Ну а у тех, кто занят в "реальных секторах экономики", т.е. в промышленности и сельском хозяйстве, он в перспективе может и повысится.
Конечно, скажете Вы, заказная статья и все красочно описано, что сплошные плюсы от финансового кризиса. Так не бывает. Тут я соглашусь, поскольку в любом финансовом кризисе обязательно есть пострадавшие. От падения курса рубля пострадают в первую очередь те, кто совершает импортные операции. Особенно, если партии товара были такими организациями распроданы незадолго до падения курса рубля. Они оказываются в реальном проигрыше, причем это может привести к временной заморозке импорта продукции из-за рубежа до стабилизации курса рубля или неадекватному росту цен на него и даже дефициту. Пострадают и те, кто взял значительные кредиты, как в инвалютной, так и рублевой массе, учитывая то, что ЦБ поднял ставку по кредитованию до 17%, т.е. почти в два раза. Если говорить о юридических лицах, то какя-то часть из них возможно обанкротится, если о физических - то без штанов их конечно не оставят, но то, что им придется капитально затянуть пояса - абсолютно точно. Соответственно, достанет кризис и до тех, кто производит товары или оказывает услуги не первой необходимости - такие как предметы роскоши, дорогие гаджеты или работает в сфере туризма. Но туризм и бутики - это еще не вся экономика России.
Поэтому, несмотря на всю тяжесть ситуации, ведь никто не говорит, что она простая и легко решаемая, хоронить российскую экономику - преждевременно. Так, что Миша Леонтьев тут погорячился. Хотя, каждый из нас имеет право на свою личную панику, не так ли?
Владимир Безбородов
Давно подмечено, что случись в доме пожар, то все обыватели знают, как его потушить - лучше любого пожарного, а если разразился финансовый кризис, то соответственно каждый второй если не первый обыватель, начиная от дворника до журналиста включительно - сразу превращаются в толковых "финансовых аналитиков", которые конечно же лучше профессиональных финансистов знают как можно (или было возможным) избежать его негативных проявлений.
Собственно такое падение курса национальной валюты - конечно, явление очень нехорошее.
Оно само по себе, конечно вызывает массу вопросов, например, почему за год украинская национальная валюта, которая находится в обороте государства не просто находящегося в преддефолтном состоянии, а практически государства-банкрота, способного спасти экономику только посредством иностранных кредитов, "полегчала" на 46%, а рубль за тот же период - "подешевел" на 40%, чем не так далеко ушел от гривны, правда при очень незначительном внешнем долге России, наличии огромных резервов, промышленном приросте в последние годы и относительно Украины - гораздо более работоспособной промышленности. Но если отставить все версии внешних причин, почему такое сейчас происходит на валютном рынке - начиная от увязывания этого явление с падением цен на нефть - кстати, тогда интересно, почему не падают валюты Катара, Саудовской Аравии, Кувейта и Норвегии - которые тоже являются крупнейшими экспортерами нефти, а некоторые из них только и живут за счет добычи углеводородов, заканчивая занимательной конспирологией, о "заговорах мировых и отечественных негодяев против лично Путина", а рассмотреть последствия для российской экономики уже свершившегося факта, то можно даже не являясь "экспертом" в финансовых вопросах - так или иначе разобраться в том, что говорить о смерти российской экономики, мягко говоря, пока не приходится. Если вообще, можно об этом вести разговоры и паниковать прежде времени.
Во-первых, все прекрасно знают, что российский бюджет сверстан в рублях. В этом его серьезное отличие от бюджетов нашей страны из "лихих 90-х", имевшего четкую привязку к доллару. Это означает, что дефицита бюджета все таки не будет, поскольку рублевой массы у Центробанка теперь более чем достаточно.
Во-вторых, экономика страны это не только и не столько кредитно-финансовая сфера, сколько промышленность и сельское хозяйство, которые принято называть "реальными секторами" экономики. Давайте посмотрим на них повнимательнее. Значительный пласт промышленности России - это производство продуктов питания. От того, сколько стоит доллар и евро, люди не перестают хотеть кушать как минимум по три раза в день, если только валютные страсти не отбили у них аппетит окончательно. Так вот, пищевая промышленность в отличии от 90-х, когда гораздо больший процент продовольствия импортировался из-за рубежа, по большей части сосредоточена внутри самой России. Конечно, проблемы будут у тех предприятий, которые работают на импортном сырье, как например - большинство московских мясокомбинатов. Это закономерно может привести к удорожанию их продукции. Но вот предприятия в регионах в основном используют отечественное сырье - соответственно их существованию ничего не угрожает. Более того, на фоне удорожания импортного сырья у них есть шанс продвинуть свою продукцию в крупные торговые сети, которые до недавнего времени игнорировали производителей из глубинки, ссылаясь на значительные транспортные расходы. Сельскому хозяйству нынешняя ситуация тоже скорее в плюс, чем в минус, поскольку производители сельхозпродукции зависят в основном не от курса рубля к евро и доллару, а от цен на горюче-смазочные материалы. А падение цен на нефть и уже наступившее после вмешательства ФАС снижение цен на топливо, в совокупности с ростом спроса на продукцию отечественных сельхопроизводителей на фоне удорожания и сокращения импорта - по логике должны дать толчок развитию этой отрасли в течении следующего года и последующих лет.
Средняя и крупная промышленность в условиях России также скорее всего не окажется в серьезном кризисе, поскольку они зависят по большей части от крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Сокращение промышленного производства, конечно, возможно, его прогнозируют с начала года, но окончательной остановки предприятий "а-ля 90-е" не произойдет - поскольку тогда всю экономику России "в принудительном порядке" переводили на импорт готовой продукции из-за рубежа. Сейчас ничего подобного не наблюдается, скорее даже произойдет обратный процесс - производить аналоги импортируемой продукции среднего и тяжелого машиностроения станет выгоднее в России. Конечно, эта продукция подорожает, за счет того, что в ней значительную часть составляют импортные комплектующие, но с иностранной продукцией она будет вполне по цене конкурентноспособна.
Понятно, что никуда не исчезнет транспорт, поскольку грузы все равно придется перемещать между регионами. Причем транспорт в основном, зависит также не от курса валют, а от цен на энергоносители. А вот межгосударственный транзит грузов станет приносить больше прибыли, потому что расчеты за него ведутся в твердой валюте.
В третьих, стоит посмотреть на проблему с точки зрения обывателей. Сейчас большинство из них находятся в состоянии близкой к панике, и носятся как угорелые по обменникам. Но с другой стороны, ситуация с ними также кардинально отличается от упоминаемых 90-х годов. Мы же помним, что бюджет России сверстан в рублях и дефицита рублевой массы не наблюдается? Так вот, это означает, что запуска печатного станка и гонки - кто кого догонит - печатный станок Центробанка или курс валюты - что знакомо тем, кто застал период 1992-1999 годов, из-за чего и происходил рост инфляции и в итоге появились в обороте купюры с несколькими нулями - сейчас устраивать смысла нет. Рубль достигнет своего "дна" в течении ближайших недель, поскольку уже сейчас эксперты говорят, что его курс "ниже реального на 10-20 процентов", после чего он закономерно стабилизируется. Только после этого государство проведет незаметную, чтобы не поощрять дальнейшую инфляцию, индексацию зарплат сотрудников госсектора и пенсий. Затем, тоже самое также сделает и наш частный сектор. При такой ситуации, да, мы будем на руки получать большую сумму денег, что сейчас. Покупательная способность одного условного рубля будет, конечно, ниже чем сейчас, но это не означает, что мы будем жить впроголодь. В основном, уровень жизни населения понизится незначительно, если понизится вообще. Ну а у тех, кто занят в "реальных секторах экономики", т.е. в промышленности и сельском хозяйстве, он в перспективе может и повысится.
Конечно, скажете Вы, заказная статья и все красочно описано, что сплошные плюсы от финансового кризиса. Так не бывает. Тут я соглашусь, поскольку в любом финансовом кризисе обязательно есть пострадавшие. От падения курса рубля пострадают в первую очередь те, кто совершает импортные операции. Особенно, если партии товара были такими организациями распроданы незадолго до падения курса рубля. Они оказываются в реальном проигрыше, причем это может привести к временной заморозке импорта продукции из-за рубежа до стабилизации курса рубля или неадекватному росту цен на него и даже дефициту. Пострадают и те, кто взял значительные кредиты, как в инвалютной, так и рублевой массе, учитывая то, что ЦБ поднял ставку по кредитованию до 17%, т.е. почти в два раза. Если говорить о юридических лицах, то какя-то часть из них возможно обанкротится, если о физических - то без штанов их конечно не оставят, но то, что им придется капитально затянуть пояса - абсолютно точно. Соответственно, достанет кризис и до тех, кто производит товары или оказывает услуги не первой необходимости - такие как предметы роскоши, дорогие гаджеты или работает в сфере туризма. Но туризм и бутики - это еще не вся экономика России.
Поэтому, несмотря на всю тяжесть ситуации, ведь никто не говорит, что она простая и легко решаемая, хоронить российскую экономику - преждевременно. Так, что Миша Леонтьев тут погорячился. Хотя, каждый из нас имеет право на свою личную панику, не так ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий