понедельник, 19 января 2015 г.

Битва за память

http://om-saratov.ru/files/pages/12943/1405338842general_pages_14_july_2014_i12943_gazeta_zavtra_napisala_o_sarat.png19.01.15 
http://ruspravda.info/images/original/91119c45-2413-4236-a51b-3e12fe0b35e01.jpghttp://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/5/18078.jpg 
Владимир Путин не будет присутствовать на праздновании 70-летия освобождения концлагеря Освенцим. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, визит в Польшу не запланирован, поскольку не получено официальное приглашение. Представитель музея Освенцима заявляет, что никаких персональных приглашений кому-либо не рассылалось вообще — обсуждались лишь составы делегаций от разных стран. Ситуация, при которой лидер страны, освободившей Европу от нацизма, оказался не приглашен на подобное мероприятие, недопустима, считает журналист Наталия Осс.

Зияющая пустота в том месте, где должна быть представлена держава-победительница, которая вынесла основные тяготы войны и чьи солдаты освобождали лагерь смерти, — это скандал, который прогремел бы на весь мир еще год назад. Теперь же Европа делает вид, что ничего такого не происходит, а Россия делает вид, что ничего такого не заметила.

Если же называть вещи своими именами, то произошло вот что: консенсус стран по итогам Второй мировой войны разрушен. Нюрнбергский процесс установил, что германский фашизм был преступным, имел целью порабощение народов, поглощение стран и уничтожение людей. СССР же подвергся "явной агрессии, совершенной без тени законного оправдания". Моральные и правовые оценки, данные Нюрнбергом, не могла отменить даже Холодная война и разделение мира на две системы. Никто бы не посмел назвать СССР страной, которая вторглась в Германию, и, тем более, Украину. Как нельзя было явное, осужденное международным легитимным судом, доказанное зло нацизма назвать добром. Однако через 70 лет после войны заявления, подобные тем, что сделал премьер-министр Украины Яценюк, не встречают даже вялого отпора. Молчит Германия, молчат Франция, Великобритания и США.

К такому состоянию мир пришел не скачкообразно — дескать, еще в 2005 году, когда Владимир Путин присутствовал на церемонии памяти в Освенциме, все было нормально, а сегодня встало с ног на голову, потому что Крым или Донецк. Вовсе нет. Еще в 2006 году Совет Европы принял резолюцию № 1481, призывающую к осуждению преступлений тоталитарных коммунистических режимов, а затем в 2009 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию о воссоединении разделенной Европы. Документ фактически ставит знак равенства между сталинизмом и германским нацизмом. За последний год мы узнали, какая альтернативная версия истории принята на Украине, где Бандера и армия УОН-УПА вошли в пантеон национальных героев. В Восточной Европе борются с памятниками советскому солдату-освободителю, которые теперь трактуются как символ тоталитаризма и порабощения. Но послевоенный мир как раз и устроен победой союзнической коалиции, при решающем значении СССР. И вся его архитектура, гуманитарная, правовая и политическая, строилась на итогах Второй мировой. Ничего этого больше нет.

Знаменитая фраза, брошенная представителем США в ООН Самантой Пауэр представителю России Виталию Чуркину, "Вы проигравшая сторона и не должны забывать об этом!" описывает положение страны в умах не только западного истеблишмента, но и российского обывателя. Мы сами себя считаем проигравшими по общему счету XX века.

Мы иронизируем над нашими "деды воевали", хотя деды на самом деле воевали, без иронии, а топорной пропагандой Победы занимались не они, а идеологи КПСС, мы посмеиваемся над "мифическими жидобандеровцами", придуманными пропагандой, и не замечаем возрождения реальных нацистских практик на Украине, потому что ситуативно это не выгодно, потому что кто-то в оппозиции к власти сочувствует Майдану или ему просто нравится Европа. В итоге однажды мы просыпаемся в мире, где Освенцим освобожден, но кто совершил этот подвиг — забыто, по политическим мотивам. Если не отстаивать свои версию Второй мировой столь же активно, что и оппонент, то в итоге победит чужая версия. Историю пишут победители. В том числе, в идеологической войне.

1 комментарий:

  1. Мы погрязли в склоках с этими цивилизованными. Они втянули нас в эту бесконечную кухонную разборку и постоянно плюют нам в кастрюлю, отойти с кухни нельзя и на минутку. Они оказались обыкновенными пошлыми приставучими скандалистами, не имеющими совести. И нам надо научиться отвечать так, чтобы отставали надолго, чтоб вздрогнули и отпрыгнули. И помнили. А мы просто вяло обороняемся, объясняемся, перекидываемся осторожными репликами, опасаясь, как бы кто нас, таких брутальных, не напужался. Не довольно ли этих издевательств?

    ОтветитьУдалить