03.01.14.
История была и увлечением, и тем немногим, что в школе
преподавалось хорошо. Поэтому выбор специальности был предопределен. Но
"сухой" истории было мало, хотелось связи с днем сегодняшним. Такой
связью стала кафедра социологии истфака. Окончил Запорожский
национальный университет, работал и работаю политическим аналитиком.
Для реинтеграционных процессов в нашей общей большой Родине этот год был непростым, но результативным. Непростым — потому что Украина отдалилась от общего евразийского будущего как никогда ранее. Результативным — потому что это самое будущее для себя окончательно выбрали Армения и Киргизия. Вот и попробуем разобраться, почему в Средней Азии и в Закавказье мыслят иначе, нежели в Киеве, матери городов русских.
О позитивном опыте лишений
Судьба некогда союзных республик после развала СССР довольно похожа (за исключением Прибалтики, разумеется, — она, скорее, пошла по пути восточноевропейских стран соцлагеря): постепенное, а затем резкое падение уровня жизни, безработица (местами структурная), разграбление общенародной собственности. Однако это общая канва.
Ряд республик, кроме этого обязательного набора, поимели ещё и дополнительные «бонусы». Если мы говорим об Армении, то это война за Нагорный Карабах, а также инфраструктурный коллапс 1992–95 гг. В Киргизии он тоже имел место, хоть и не в таких масштабах. Кроме того, в 90-е годы через республику был налажен один из каналов для афганского наркотрафика, а Ош дважды (в 1990 и 2010 гг.) становился центром межнациональных столкновений между киргизами и узбеками с многочисленными жертвами с обеих сторон.
В сравнении с ними Украине повезло. Да, рухнула экономика, выросла преступность, а элиты и общество занялись проеданием наследства советской Украины. Но республика не знала войны — ни обычной, ни гражданской. Инфраструктура тоже разрушалась в щадящем режиме: веерные отключения 90-х на Украине не идут ни в какое сравнение с армянскими, когда электричество давали на 1 час в сутки. Поэтому социальные и экономические результаты «независимости», основное содержание которой заключается в разрыве наработанных годами связей с республиками Союза, не оказали на население Украины и украинских элит того педагогического воздействия, которое они оказали на население и элиты Армении и Киргизии.
(Небольшая ремарка: я призываю наших читателей из упомянутых республик не обижаться на этот вывод и не воспринимать его как картинку многолетнего поучания «умной» Россией «неразумных» республик. Ведь сама РФ после развала СССР далеко не сразу пришла к безальтернативности реинтеграции. А инициатором настоящего интеграционного проекта выступил в своё время Казахстан и его президент Н. Назарбаев. Поэтому нет учителя и учеников, все мы заново учимся прописным истинам.)
Украина до сих пор существует в квазитепличных условиях. Даже в тех регионах и населённых пунктах, которым не повезло с веерными и аварийными отключениями больше других (ряд областей на Западе, Одесская, Харьковская, Черниговская, Киевская области), электричество в среднем подаётся 12 и более часов в сутки. Центральное отопление (пока, по крайней мере) работает, водоканалы качают воду. Поэтому достаточно комфортные условия быта воспринимаются не как блага, а как данность, а их постепенное отмирание сознанием украинца отрицается и вытесняется, и уж тем более не связывается с известным геополитическим выбором.
О вреде обеспеченности
Разумеется, только лишь недостаточным количеством лишений, выпавших
на долю украинцев в 90-е, нельзя объяснить то различие в выводах,
которое мы наблюдаем у населения и элит Украины, Армении и Киргизии.
Своеобразным проклятием Украины стала часть доставшейся общенародной собственности и вооружений Советской Армии — наследства было так много, что растаскивание по олигархическим холдингам растянулось более чем на 20 лет. Чтобы не прерывать этот интересный и прибыльный процесс, олигархии по соглашению с политическими элитами приходилось наполнять бюджет, обеспечивая тем самым социалку — выплату пенсий и существование сильно усечённых версий советского бесплатного образования и здравоохранения. Окончательно отмирать эти тепличные условия начинают только сейчас.
Политические элиты Армении и Киргизии, а также население этих республик, оказались гораздо опытнее Украины, которое о независимости гораздо только рассуждать. По факту же в состоянии независимости все эти годы жили как раз армяне и киргизы. Как им жилось, можно судить хотя бы по статистике трудовой миграции. Не менее 600 тыс. киргизов (население Киргизии 5,72 млн чел) находятся на заработках в РФ. Ещё больше, если считать в процентном соотношении, этот показатель для Армении — примерно 680 тыс. чел (население республики ок. 3 млн чел). С показателями Украины (примерно 1 млн мигрантов в РФ при населении 45 млн до ухода Крыма в РФ и 42–43 млн после) это даже смешно сравнивать.
Все девяностые и половину нулевых Украина имела крайне выгодную стоимость энергоносителей, что позволяло поддерживать рентабельность производства на приемлемом уровне и содержать стареющее ЖКХ. Не говоря уж о том, что украинские трудовые мигранты до последнего пользовались даже более широкими правами, которые новые союзные республики получают только теперь. Иметь права, не имея обязанностей, — такова реальная формула украинской независимости. Теперь она перестаёт работать.
Похоже, что для осознания очевидных, в общем-то, вещей Украине придётся пройти тот же непростой путь, который одолели Армения и Киргизия. Наверное, это правильно: легко добытое обычно не ценится.
Да, не впрок идёт дармовщинка. Да и не ценится. А вырабатывается синдром содержантов ("мало даёте, и вааще...")
ОтветитьУдалить