пятница, 22 мая 2015 г.

Почему Украине мешают права человека

Пишет Павел Шипилин  
(pavel_shipilin)


Вчера Верховная рада приняла постановление о приостановке действия в Донбассе некоторых важных статей международных документов о правах человека. И это более чем серьезно. Весь вопрос в том, кто является автором идеи — американцы или украинцы.


Фото Мстислава Чернова (Associated Press).
Местные жители у своего разрушенного дома в Донецке. Согласно постановлению украинского парламента, подать в суд и получить компенсацию эти люди не могут.

Приостанавливается действие следующих статей:

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:

Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство
Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни
Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты

Международный пакт о гражданских и политических правах:

Статья 2, п. 3. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

По регламенту, страны, ратифицировавшие эти документы, в одностороннем порядке отменить ни Конвенцию, ни Пакт не могут — согласиться с приостановкой действия положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод должен Генеральный секретарь Совета Европы, в данном случае Жан-Клод Юнкер. С приостановкой действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах — Генсек ООН Пан Ги Мун. Обоим уже направлены официальные обращения.

А вот дальше — самое интересное.

В качестве веской причины приостановки действия статьей, например, Конвенции называются война или «иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни нации» (ст. 15). Примерно те же аргументы содержатся в Пакте (ст. 4).

Украина указывает, что права человека в зоне конфликта не будут соблюдаться «на период до полного прекращения вооруженной агрессии Российской Федерации, а именно до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерацией, российских оккупационных войск, их военной техники с территории Украины, восстановление полного контроля Украины за государственной границей Украины, восстановления конституционного строя и порядка на оккупированной территории Украины».

Как считает доктор права (Франция) Карин Беше-Головко, «сейчас все будет зависеть от реакции ООН и ЕС. Если они отреагируют жестко, то еще есть шанс избавиться от, наверное, сумасшедшего усиления нарушения прав жителей Донбасса и от масштабного грязного наступления. Если они согласятся с законом Украины, то, значит, эти международные структуры де факто признают Украину жертвой, причем жертвой не так называемых «донбасских сепаратистов-террористов», а России. В этом случае ООН и ЕС официально признают Россию агрессором».

Должен сказать, время выбрано довольно точно — постановление Верховная рада приняла буквально через два дня после опубликования видео, где двое пленных признаются, что служат в российской армии. То есть, при желании можно углядеть в этом малоприятном факте нашу агрессию в отношении Украины.

Если же есть желание разобраться объективно, то Евгений Ерофеев и Александр Александров вполне могут быть российскими военными, однако криминала в этом нет.

В периоды перемирия разведчики-ополченцы, как и их противники, несут дежурство на передовой — разумеется, тайно. Это их работа. Наши постоянно слышали и слышат польскую, немецкую и даже английскую речь в своих рациях, и как-то давали мне послушать запись. Вывод, к которому они приходили, очевиден: идет война с НАТО. Однако это не совсем так.

Профессиональные разведчики, имеющие звание выше майора, прекрасно знают, что Североатлантический альянс, как и любой другой военный блок, посылает своих бойцов в горячие точки по всему миру — понюхать пороху. Эти рейды до известной степени безопасны, так как происходят в периоды перемирия, но весьма эффективны, а потому входят в программу обучения. Так что с НАТО ополченцы не воевали, но натовские солдаты и офицеры на передовой, конечно, бывали — по две-три недели с постоянной ротацией.

Замечу, что речь идет не о наемниках — «солдат удачи», воюющих за деньги, в зоне АТО было довольно много, особенно поначалу, когда в победе никто не сомневался.

Допускаю, что такое же обучение проходят на передовой в Донбассе и наши спецназовцы. Любой натовский старший офицер относится к этому с тем же пониманием, с каким мы относились к присутствию в зоне конфликта военнослужащих Альянса.

Косвенно мое предположение подтверждается и Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ, сотрудники которой провели беседы с пленными. «Один из задержанных постоянно повторял, что на территории Украины нет российских военных, которые участвуют в боях», — сказано в докладе. И это правда.

Другое дело политика. Историю пленения Евгения Ерофеева и Александра Александрова можно как раздуть, выдав за «доказательство российской агрессии», так и проигнорировать, понимая, что никакой агрессии в действительности нет. Киев по понятным причинам старается привлечь внимание мировой общественности и сделать из мухи слона, однако я бы не сказал, что градус возмущения мировой общественности ему удалось существенно повысить.

Впрочем, это не так важно. Если будет необходимо, европейская и американская пресса подхватят украинскую трактовку и превратят муху в целое стадо слонов — нет проблем.

И вот тут мы подходим к самому главному. А именно, задаемся вопросом: кто инициировал вчерашнее постановление Верховной рады? Если это затеяли украинцы уровня бывших правосеков, то Пан Ги Мун и Жан-Клод Юнкер ответят отказом. Если инициатором является Госдеп США, то, разумеется, согласятся. И таким образом автоматически признают Россию агрессором.

В этом случае, как пишет Карин Беше-Головко, нас ждут крупные неприятности:


1. Украина получит карт-бланш для уничтожения жителей Донбасса. И поскольку формально она при этом будет считаться жертвой, так как якобы защищается от российской армии, то очень сложно будет даже гипотетически переквалифицировать в международных судах в военное преступление все, что Украина совершила и совершит.

2. Если Россия будет в результате всей этой комбинации формально признана агрессором, то любой иск дает все шансы Украине выиграть спор против России, каковы бы ни были факты.

Так что шутки в сторону, уважаемые читатели. Нет сомнений, что генсеки ООН и Совета Европы уже проводят консультации не только друг с другом, но и со всеми влиятельными участниками украинского конфликта. И прежде всего, с США. От того, каким будет их ответ Украине, зависит ответ на вопрос, слил ее Запад или нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий