14.05.15
Владимир Волченко (Украина)Первая годовщина общенародного референдума, положившего начало официальному рождению Донецкой и Луганской народных республик, была отмечена новыми инициативами руководства «мятежных» регионов относительно их дальнейших взаимоотношений с Украиной
Наиболее знаковыми из них стали почти синхронные заявления вице-спикера ДНР Дениса Пушилина и заместителя председателя народного совета ЛНР Владислава Дейнего о готовности обеих республик к «широчайшей автономии». Средства массовой информации по обе стороны линии разграчения юго-востока Украины бурно подхватили новый для них термин, обозначающий желаемый статус двух новых территорий на карте этой страны и принялись бурно обсуждать лексические и юридические тонкости его отличия от прежних, вроде «децентрализация» и «федерализация».
Наиболее национально-сознательные (на Украине) и либерально-прозападные (в России) масс-медиа усмотрели в этом даже отказ от решения референдума годичной давности, с намеком на возможность капитуляции перед центральной киевской властью. Гораздо меньше внимания при этом средства массовой информации обратили на две значительно более важные детали, содержащиеся в последних сообщениях лидеров ДНР и ЛНР. Во-первых, режим «широчайшей» автономии республики рассматривают только при условии его достижения без ущерба для их интересов, а во-вторых, в случае нарушения официальным Киевом последних Минских соглашений, они будут двигаться в сторону полной независимости.
Что же произошло на самом деле? И (самое главное!) насколько реально осуществление новых предложений украинского юго-востока?
Хорошо НЕ забытое старое
Между тем, удивляться-то особо нечему, поскольку последние заявления лидеров народных республик Донбасса вполне соответствуют предложениям, озвученным ранее представителями… Евросоюза! Да-да, теми самыми «еврозащитниками» независимости именно территориально-целостной Украины, на помощь которых в трудную минуту так привыкли рассчитывать «революционые» власти страны.
Не далее как в ноябре 2014 года сама Федерика Могерини (верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, а по совместительству глава МИД Италии) в своем интервью австрийскому изданию Kurier, в частности, заявила, что Евросоюз ожидает от официального Киева «статуса автономии для востока, уважения к культуре и языку людей и проведения институциональных реформ». Это предложение официального представителя ЕС выглядит достаточно емким и вполне однозначным для обеих сторон конфликта. А вот и продолжение, которое оно получило в письме, направленном руководством Донецкой и Луганской народных республик в Киев 13 мая текущего года. Между прочим, оно включает внесение в украинскую Конституцию дополнительного раздела, закрепляющего особый правовой статус «отдельных районов» Донбасса (на деле — территории ДНР И ЛНР), в том числе:
• обеспечение официального статуса русского языка;
• создание отрядов народной милиции, подконтрольных местным властям;
• введение особого экономического режима.
Помимо этого, Донецк и Луганск предлагают Киеву внести поправки в статьи Конституции о судебной системе, о прокуратуре, о местном самоуправлении и об административно-территориальном устройстве Украины.
И еще одна важная деталь, которую упорно не желают замечать (а тем более — комментировать) «свободные» украинские масс-медиа: именно «мятежный» Донбасс настаивает сегодня на внесении в Конституцию страны поправок, дающих право на самоопределение и других регионов Украины. Чем не призыв к борьбе за общеевропейские (да и общечеловеческие ценности) под широко известным лозунгом «За вашу и нашу свободу!»
Таким образом, «сенсационные» майские (2015- го) инициативы ДНР и ЛНР представляются лишь творческим развитием еще ноябрьских (2014г.) ожиданий ЕС, которые за прошедшие полгода, к сожалению, так и не были преобразованы в требования старшего европейского брата к центральным украинским властям. А ведь как знать, возможно более жесткая позиция, своевременно занятая Евросоюзом по отношению к новой украинской власти, позволила бы не только избежать новых жертв в период очередного (январь-февраль 2015г.) обострения вооруженного противостояния в Донбассе, но и начать постепенное извлечение всей Украины из той политической и экономической пропасти, куда ее загнали инвесторы «Евромайдана» при помощи своих туземных марионеток.
Политика: тупик нечистой силы
Более подробное рассмотрение ситуации начнем несколько нетрадиционно: с политики, а не с экономики. Впрочем, для украинских реалий сегодняшнего дня это даже более естественно.
Дело в том, что вся новейшая (с 1991 года) история Украины представляет собой затянувшееся противостояние объективных требований национальной экономики страны с внешней и внутренней политикой, проводимой ее руководством. При этом наиболее знаковые исторические моменты знаменуют как раз временные победы политики над экономикой.
Поэтому факт игры олигархических групп Украины (и нанятых ими политиков) против национальной макроэкономики (в пользу микроэкономики собственного кармана) уже не может вызывать особого удивления, впрочем также, как и гибкость идеологии, просто необходимая в бескомпромиссной конкурентной борьбе под незамысловатым девизом «Цель оправдывает средства». Эта особенность национальной политики и сделала Украину (уже на третьем десятке лет своей теоретической «независимости») настоящим подарком для США, а вернее — непроходной пешкой Вашингтона в его игре против усиливающейся России на Большой Европейской доске.
Стремясь сохранить и преумножить нажитое непосильным (и не всегда честным) трудом во время дикой приватизации конца 1990-х, юная украинская буржуазия легко пошла не только на продажу государственных интересов, но и на предательство интересов национальных — как в широком, так и в узком смысле этого слова. Попытка же балансировать между двумя центрами силы — Россией и США, (знаменитая украинская «многовекторность») вполне ожидаемо завершилась двумя государственными переворотами за последние десять лет, которые в официальной историографии уже традиционно пытаются именовать «революциями».
Кризисные события осени-зимы 2004/05 и 2013/14 годов похожи как близнецы-братья. И в том, и в другом случае, их последовательность тщательно планировали, а ходом — управляли зарубежные спонсоры (обеспечивающие заодно и мощное информационное прикрытие), непосредственно руководили — местные марионеточные политики, ангажированые и поддерживаемые туземными финансово-промышленными группами, а наиболее грязную работу выполняли специально обученные отряды боевиков (прикрывающиеся «живыми щитами» одурманенной народной массы). Однако надежды западных инвесторов на быстрый и на относительно бескровный исход очередного государственного переворота на Украине не оправдались. В отличие от «оранжевой революции» десятилетней давности, дело не ограничилось уже привычным переделом собственности в пользу победителей, точечными самоубийстами проигравших (иногда — со второй попытки) и сравнительно быстрым восстановлением экономики. Выпустив из схрона дух воинствующего национализма, организаторы нового «Евромайдана» явно переоценили свои возможности по контролю за его действиями. Буквально с первых дней открытой борьбы за власть хвост начал раскручивать собаку: вместо того, чтобы свергнуть «плохих» буржуинов, поставить на их место «хороших», получить свои честно заработанные печенюшки и тихо исчезнуть, профессиональные боевики и примкнувшие к ним радикальные элементы сообразительно оседлали национальную идею, и под ее прикрытием включились в борьбу за реальную власть в стране. В результате внеочередной президент Украины оказался фигурой еще менее самостоятельной, чем оба его предшественника. Если Виктор Ющенко был обречен чутко прислушиваться всего лишь к указаниям Госдепа США (в том числе, представительнице его «домашнего» филиала), а Виктор Янукович некоторое время небезуспешно маневрировал между Москвой и Вашингтоном, пожиная плоды завещанной ему «многовекторности», то Петр Порошенко оказался уже на коротком поводке посла США в Украине, зажатый между необходимостью строго (и оперативно!) исполнять указания из Вашингтона и при этом задабривать воинствующих националистов.
Однако, как показала практика, занять президентское кресло, опираясь на подавляющее меньшинство, гораздо проще, чем в нем удержаться. Даже спустя год после избрания положение официального главы украинского государства с каждым днем становится все более шатким. Перед президентом остается только два выхода: продолжать заигрывать с радикальными националистическими элементами, удовлетворяя все новые и новые их требования за счет ущемления жизненных интересов абсолютного большинства населения страны, или устроить новым штурмовикам «Ночь длинных ножей» по образцу 1934-го. Для первого у П. Порошенко уже не хватает свободного пространства для маневра (не столько в идеологии, сколько в экономике), для второго — реальной силы. Шаткое равновесие в высших эшелонах украинской власти (пока!) обеспечивает Большой Белый Вождь из Вашингтона, который в последнее время все более тяготится тупиком этого полууправляемого хаоса, который мешает получать дивиденды на капитал, вложенный в его создание…
Добавим к этому обновленный парламент (окрашенный во все оттенки коричневого), правительство, формируемое под диктовку американского Госдепа (с назначением на ключевые посты граждан США, Грузии и Прибалтики), силовые структуры (специально для которых Верховная Рада легализовала наемничество) — и мы получим достаточно полный политический портрет «независимой» Украины XXI века, с которой Донбасс сегодня пытается вести переговоры.
Экономика: туннель без просвета
Как видим, 5 миллиардов долларов, которые США (по словам Виктории Нуланд) инвестировали в «развитие демократии» на Украине, не пропали даром. К глубокому сожалению (в том числе, американских инвесторов из фонда Franklin Templeton, контролирующего порядка 40,0% украинского госдолга) экономическая отдача этих вложений пока выглядит достаточно проблематичной. Очевидно, именно с этим и связана несговорчивость основных членов клуба кредиторов Украины, упрямо не желающих списать ей задолженность в 15 миллиардов долларов США, на которую буквально на днях горько посетовал украинский Минфин, возглавляемый (вот совпадение!) американской же гражданкой Натали-Энн Яресько.
Но заимодавцы вряд ли заслуживают этих упреков. Они просто уверены: украинская экономика еще отнюдь не достигла своего дна — о чем, кстати, мы и предупреждали в своем предыдущем материале. Причем свежие данные, которыми украинский Госстат сумел порадовать международных инвесторов накануне приезда в Киев очередной миссии МВФ, лишь убеждают в этом.
Согласно официальной информации, по итогам первого квартала 2015- го промышленное производство на Украине понесло чувствительные потери даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда «революционные» процессы в стране уже набирали свою силу.
К началу апреля текущего года индекс промышленного производства в целом по стране рухнул на 21,4%, причем более всего пострадали именно традиционно индустриальные регионы.
Так, падение этого показателя в Донецкой области составило 52,5%, а в Луганской — целых 88%(!) Заметим, что эти данные, приводимые Укрстатом, касаются лишь регионов, которые в той или иной мере контролируются центральной властью. Информация же с территорий, находящихся под юрисдикцией ДНР и ЛНР, центру, по всей видимости недоступна — впрочем, как сырьевые и трудовые ресурсы, а также промышленность, принадлежащие теперь народным республикам. Они просто потеряны для экономики сегодняшней Украины, благодаря особенностям внутренней политики, проводимой официальным Киевом.
О том, чего лишилась Украина, можно судить хотя бы по данным прошлого года, когда МВФ, готовясь к выделению первого «постреволюционного» транша, еще только предупреждал новые власти страны о возможных последствиях потери контроля над промышленным юго-востоком. Так вот, по итогам первых трех месяцев 2014 года, объем реализованной промышленной продукции Донецкой области составил 16,9%, а Луганской — 6,3% от общего уровня этого показателя по Украине. Таким образом, по объемам промышленного производства и реализации промышленной продукции (23,2%), только эти два региона уже тогда превосходили прогнозные данные МВФ (около 21%), ранее сделанные экспертами Фонда для трех областей (включая Харьковскую).
Однако было бы ошибочным думать, что от года реальной гражданской войны на Украине пострадали только два «мятежных» региона: существенные потери понесли практически все ее центры тяжелой и высокотехнологичной промышленности. Даже в относительно лояльной новой украинской власти Днепропетровской области промышленное производство в январе-марте 2015 года просело на 10,9%, а в Николаевской (которую сам президент Порошенко назвал «южным форпорстом» Украины) — на 16,5%. Что же касается остальных важных промышленных регионов юго-востока, то на Запорожье падение этого показателя составило 7,6%, а на Харьковщине -14,1%. При этом целые отрасли тяжелого машиностроения (вроде вагоно- и тепловозостроения), похоже, обречены на полное уничтожение, не говоря уже о судо- и авиапроизводстве и предприятиях космического комплекса, над которыми замаячил призрак недоброй памяти «конверсии» середины 1990-х…
Для сравнения: индекс промышленного производства в западных (преимущественно аграрных) регионах Украины, напротив, динамично вырос. Так, в Черновицкой области этот показатель за тот же период поднялся на 9,4%, в Ровенской — на 8,5%, Волынской — на 6,9%, а в Тернопольской — на 5,8%. Не намного отстала от «колыбели украинской государственности» и мясо-молочная Хмельницкая область (+4,5%), а вот абсолютный рекорд роста производства по Украине в первом квартале 2015 года (+14,9%!) установила… Винницкая область — вотчина спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана и (вот так совпадение!) зона концентрации мощностей известной кондитерской компании Roshen, принадлежащей президенту страны Петру Порошенко…
Конечно, доходы от экспорта сельхозпродукции, ее пищевых производных, а так же тортов, конфет и шоколадок (даже в богатые страны ЕС), вряд ли смогут восполнить потери госбюджета от резкого сокращения поставок зарубеж продукции украинского ГМК, химпрома и машиностроения. Зато операция деиндустриализации Украины, сопровождаемая глубокими структурными изменениями в ее экономике, под шумок гражданской войны проходит весьма успешно — в точном соответствии с планами ее западных заказчиков и шкурными интересами нанятых ими туземных исполнителей.
Таков, в общих чертах, макроэкономический портрет современной Украины, которая готова «интегрировать» Донбасс до полного уничтожения экономики региона — со всеми вытекающими социальными последствиями для его «мятежного» населения…
Quo vadis, Donbasus? /Камо грядеши, Донбасс?
Понятно, что в сложившихся условиях добровольное возвращение Донбасса в состав Украины (в экономическом и политическом смысле, а не с точки зрения географии) представляется столь же невозможным, как и его насильственное воссоединение с территорией, подконтрольной центральной власти. Весьма маловероятным представляется и официальная ассимиляция региона Россией — каким бы горячим не было желание этого у людей по обе стороны границы.
В подобной ситуации готовность на «широчайшую» автономию в составе Украины (которая теоретически устраивает и РФ, и Запад) дает де-факто независимым народным республикам юго-востока необходимую передышку, чтобы в полной мере (и с наименьшими жертвами) отстоять свои экономические и политические интересы де-юре. Более того — именно последние инициативы Донецкой и Луганской республик могут положить начало переформатированию всей Украины, которое сделает невозможным повторение кровавой драмы 2014-15 годов.
Свой выбор рано или поздно придется делать и Украине, причем никто за самих украинцев его не сделает. И, как знать, возможно именно в этой новой Украине свою автономию обретет уже не только Донбасс…
Комментариев нет:
Отправить комментарий