четверг, 30 июля 2015 г.

Похоронная команда Украины: кадры (а не украинцы) решают всё

30.07.15
Андрей Ваджра

Кадровый вопрос был больным местом украинской власти все годы независимости Украины. Чередовались президенты и премьер-министры, менялись высокопоставленные чиновники АП и Кабмина, но принципы назначения на посты оставались незыблемыми.

Заседание Кабмина Украины
Проваливались реформы, рушилась экономика, банкротилось и разваливалось государство, но очередные большие начальники Украины с удивительным упорством продолжали наступать на "грабли" традиционного подхода в подборе руководящих кадров.

Революция достоинства в этом плане ничего не изменила. Два фундаментальных принципа кадровых назначений – взятка и непотизм лишь были дополнены критерием политической и идеологической благонадёжности назначенца.

Путь наверх

Для того, кто имеет непосредственное отношение к украинской власти, не секрет, что практически любую должность в госструктурах Украины можно купить. Да, да, купить самым банальным образом. Как пачку макарон в ближайшем супермаркете. На данный "товар" давно существуют свои устоявшиеся расценки, которые зависят от уровня должности и тех возможностей, которые она открывает для личного обогащения. Главное – надо иметь деньги и доступ к тому чиновнику, который эту должность продаёт. А буйные ветры т.н. "борьбы с коррупцией" на данный "бизнес" никоим образом не влияют.

Например, сейчас, как утверждают информированные источники в чиновничьей среде, в Секретариате Кабинета министров должность заведующего сектором в любом из департаментов стоит около 5 тыс. долл. США. А вот должность начальника департамента на порядок дороже – от 15 тыс. долл. За должность украинского посла, желающие её получить, платят от 10 тыс. долл., в зависимости от страны назначения. Должность консула или генконсула сейчас стоит 5 тыс. долл. Должность первого секретаря посольства всего лишь 2 тысячи. И подобные расценки на данный момент существуют во всех министерствах и ведомствах Украины. Торговля должностями это настоящий вид бизнеса, позволяющий хорошо зарабатывать.

Ещё проще желающему назначиться на какую-то государственную должность, если его папа или мама, брат или сестра, бабушка или дедушка, тётя или дядя, любовник или любовница, кум или сват, друг или собутыльник, бывший однокурсник или партнёр по бизнесу, занимают высокий государственный пост. Тогда вопрос назначения на высокую должность можно решить с минимальными денежными расходами. "Своим" в Украине дорога в начальники всегда была открыта независимо от их ума и профессиональных способностей. Ибо на "своих" традиционно держится вся украинская властная вертикаль.

И, наконец, третий путь попадания во власть на Украине это – т.н. "вашингтонская путёвка", которая даётся человеку в соответствии со степенью его преданности и полезности Государственному департаменту Соединенных Штатов. Если у вас за плечами учёба или стажировка на Западе, а ещё лучше – работа в рамках американских программ (или работа непосредственно на США), светлый путь на властный Олимп Украины вам обеспечен. При этом ум и профессиональные навыки назначенца, опять таки, никакого значения не имеют. Главное это – преданность идеалам "свободного мира" и желание не щадить себя во благо интересов Вашингтона или Брюсселя.

Если проанализировать назначения на руководящие посты, которые были сделаны высокопоставленными представителями постмайданной власти, то без особого труда можно обнаружить, что каждое из них соответствует одному из трёх вышеуказанных критериев.
Дабы избежать голословности, обратимся к наиболее ярким фактам.

Примерные лица

Главой своей администрации Пётр Порошенко назначил бывшего руководителя медиахолдинга UMH Group Бориса Ложкина. Не секрет, что президент Украины до 2013 года являлся совладельцем данной структуры.

26-летний глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк работал менеджером кондитерской корпорации Roshen. Профильного энергетического образования у него нет. Сейчас нынешний руководитель НКРЭКУ (если верить главе аппарата Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Ирине Рожанской) избавляется от старых кадров, заменяя их своими друзьями и знакомыми.

Константин Елисеев – заместитель главы администрации президента Украины по вопросам внешней политики. До этого момента, более пяти лет, он являлся послом Украины при ЕС.
Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин – кум Петра Порошенко. Похоже, что назначение президентского кума генпрокурором это уже украинская традиция, так как беглый генпрокурор Виктор Пшонка является кумом экс-президента Виктора Януковича. При этом показательно то, что на высоких должностях в разных прокуратурах Украины пристроена почти вся семья нынешнего генпрокурора. Его дочь, Татьяна Горностаева – заместитель прокурора Одесской области. Зять – Алексей Горностаев – заместитель прокурора Киевского района Одессы. Сват – Николай Горностаев – зампрокурора Днепропетровской области.

Новоназначенный глава СБУ генерал-полковник Василий Грицак стал генералом в 30 лет (!), начав службу в звании прапорщика. Как пишут СМИ, столь ошеломляющую карьеру Грицак сделал благодаря тому, что был крестником одного из руководителей Ровенского СБУ. Именно этим критики Грицака объясняют его быстрый карьерный рост от водителя в хозяйственном отделе областного управления КГБ УССР, до председателя СБУ.

Назначения на ключевые министерские должности в украинском правительстве происходят, как правило, по "вашингтонской путёвке". Киев фактически превращается в политическое кладбище, куда съезжаются из разных стран доживать свой политический век бывшие проамериканские, иностранные чиновники, у которых нет никакого политического будущего в их собственных странах.

Критерии, по которым Вашингтон производит отбор своих старых, проверенных, но вычерпавших себя на родине "гвардейцев", предельно просты. Это, во-первых, фанатичная проамериканская позиция, во-вторых, приверженность экономической ультралиберальной идеологии и, в-третьих, ярко выраженная неприязнь к России.

В Украине в данную когорту назначенцев входят: министр финансов Наталья Яресько, министр экономического развития Айварас Абромавичус, недавно ушедший в отставку министр здравоохранения Сандро Квиташвили, первый заместитель МВД Украины Эка Згуладзе, первый заместитель министра юстиции Украины Гия Гецадзе, глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили, бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета, советники президента Украины Леван Варшаломидзе, Андерс Аслунд и Андрюс Кубилюс, а также разыскиваемый Интерполом бывший министр юстиции Грузии Зураб Адеишвили, который сейчас консультирует правительство Украины.
 

Как пояснил эти назначения Порошенко, "когда я думал, как ускорить реформы, то пригласил в Украину своих добрых друзей из Грузии — Саакашвили, Сакварелидзе, Згуладзе. Хочу возразить — это не иностранцы. Они по духу украинцы, а не иностранцы не потому, что я им предоставил украинское гражданство".

Очень показательно на эти назначения отреагировали в Грузии. Так руководитель грузинской партии "Демократическое движение" и бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что назначение Саакашвили на пост губернатора Одесской области "дорого обойдется украинскому народу". А премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили выразил сожаление в связи с назначением в правительство Украины лиц, разыскиваемых Грузией, в том числе и через Интерпол. "Очень жаль, что разыскиваемыми нами и Интерполом люди комфортно расположились в правительстве Украины, и это навредит как правительству Украины, так и её имиджу", — заявил грузинский премьер.

То, что кадровая политика нынешней украинской власти вообще, и упомянутые назначения в частности, как сказала Нино Бурджанадзе, "дорого обойдутся украинскому народу", можно понять уже по последствиям деятельности назначенцев у себя на родине.

Например, упомянутый выше советник президента Украины, экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс известен тем, что в своё время довёл свою страну до полной зависимости от МВФ и дотаций ЕС. Под его руководством было ликвидировано литовское промышленное производство. Лишь в течение 2008—2012 годов суммарные потери литовской экономики в ходе либеральных реформ составили 44% от годовых объемов производства в докризисный период. На данный момент большую часть бюджета Литвы составляет финансовая помощь ЕС и деньги смежных фондов. Согласно данным компании Vilmorus, примерно две трети литовцев считают, что в последние годы жизнь стала тяжелее. На сегодняшний день безработным является каждый восьмой литовец. Около 2 млн. человек покинули страну в поисках работы, около 40% взрослого населения готовы покинуть Литву ради того, чтобы найти работу за рубежом. Коэффициент эмиграции из Литвы достиг рекордного уровня – 13,7 человек на 1000 жителей.

Примерно та же ситуация сложилась и с либеральными реформами в Грузии времён правления Саакашвили. Несмотря на хвалебные оды в их честь, уровень грузинского ВВП на душу населения остаётся самый низким на Кавказе. Он отстаёт не только от российского и азербайджанского, но и от армянского. При этом Грузия надёжно сидит на кредитной игле. Если в 2003 году внешний долг Грузии составлял 46,3% ВВП, то в 2011 году он достиг 77,7%. Эксперты прогнозируют, что через несколько лет страна не сможет его обслуживать.

Показательно то, что полученные Грузией кредиты были направлены не на развитие грузинского производства, а на обеспечение импорта и реэкспорта. По сути, сейчас в стране нет промышленного производства. Главная статья грузинского экспорта – реэкспорт европейских подержанных автомобилей в страны СНГ. После неё по значимости идёт продажа ферросплавов и металлического лома. А больше ничего. Вот такая вот "промышленность".
Плачевно выглядят результаты либеральных реформы и грузинского сельского хозяйства.

Несмотря на то, что в нём занято около 55% населения страны, оно даёт не более 10%  ВВП, а порядка 70% сельхозпродукции Грузия закупает за рубежом. Вот такое вот сельское хозяйство.
При этом на данный момент, по данным Центра восточноевропейских исследований в Бремене, 31% населения Грузии находится в процессе поиска работы.

С учётом вышеописанных "достижений" прибалтийских и грузинских реформаторов, наводнивших украинские государственные структуры, не сложно понять, что ожидает Украину в конце проводимых ими сейчас в Украине реформ. Под руководством Яресько украинские финансы уже подошли вплотную к дефолту, за время деятельности Абромавичуса перестала работать большая часть украинского производства, а Квиташвили, перед своим стремительным увольнением, запустил процесс ликвидации остатков украинской системы здравоохранения.

Нет никакого сомнения в том, что украинская кадровая революция и радикальные либеральные реформы, проводимые новыми назначенцами, преобразят Украину до неузнаваемости, поставив её в один ряд с Грузией и странами Прибалтики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий