11.08.15
Олег Царев
ИЗВЕСТИЯ
Больше года Россия на всех уровнях говорит о единой и неделимой Украине (за исключением Крыма). Уже прошел год, как слово «Новороссия» не употребляется на российских федеральных каналах. Россия больше года убеждала весь мир, что она не на словах, а на деле за такое урегулирование конфликта, при котором Донбасс останется в составе Украины.
В Минске был прописан пошаговый план, который не только остановит военное противостояние, но и позволит найти политическое решение выхода из конфликта.
Не так давно Порошенко на внутреннем совещании сообщил, что он прочитал Минские соглашения. Не удивляйтесь.
Во времена Януковича, когда подписывалось Соглашение об ассоциации с ЕС, его тоже никто не читал не только среди первых, но и среди вторых и третьих лиц. Мы сами текст тогда получили у европейцев. Перевели на русский язык, но и тогда никто из известных мне урядовцев (членов правительства) его не прочитал.
То, что Порошенко прочитал соглашение, это хорошо — это значит, что он будет знать, что контроль за границей в районе ДНР и ЛНР должен быть передан Украине лишь в последнюю очередь.
Это должно произойти, когда не только прекратится военное противостояние и будет выполнено экономическое разблокирование региона, то есть начнут выплачиваться пенсии и зарплаты и будут устранены проблемы с перемещением людей и грузов, но и когда будет выполнен весь прописанный в соглашениях перечень для политического урегулирования.
А это значит, что, во-первых, должны быть проведены выборы в ДНР и ЛНР согласно специально принятому Верховной радой закону, который предварительно будет согласован с республиками.
А во вторых, должны быть внесены, то есть проголосованы радой и подписаны президентом (а это от полугода до года, если придерживаться процедуры) предварительно согласованные с ДНР и ЛНР изменения в Конституцию Украины, узаконивающие особый статус этого региона.
То, что Порошенко наконец прочитал соглашения, не значит, что он перестанет требовать передать ему контроль над границей немедленно. Мы видим, что в украинском обществе нагнетается истерия по поводу того, что выполнение соглашения — это капитуляция, что это недопустимо.
Мы видим, что новые судьи Конституционного суда Украины, избранные этой властью, выступили против изменений в Конституцию, касающихся особого статуса республик, те, которые, напомню, были проголосованы радой под давлением Нуланд. Это всё похоже на то, что общество готовят к тому, что изменения в Конституцию не будут приняты. Стремительно уходит время, необходимое для того, чтобы согласовать текст о выборах в республиках, а затем проголосовать его.
На всех последних минских переговорах украинская сторона, несмотря на многочисленные напоминания, старательно обходит тему закона о выборах. Можно предположить с известной долей вероятности, что закон о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не будет принят.
Давайте предположим, что будет после того, как подойдет время проводить выборы в республиках, а закон о выборах ВРУ так и не будет принят. Я думаю, что Петро Порошенко обратится с просьбой перенести выборы и пообещает принять закон.
Как, вы думаете, поступят власти республик и Россия?
В республиках прошел референдум, сформированы верховные советы и выбраны главы республик. Для формирования полной вертикали власти в республиках не хватает лишь правильно проведенных выборов в местные советы. У руководства республик нарастает понимание того, что оставаться в подвешенном состоянии более невозможно.
Я думаю, что, скорее всего, Порошенко никто не поверит и выборы будут проведены по законам республик. После этого Минские соглашения можно будет считать похороненными, а до признания республик остается один шаг.
Сделает ли его Россия?
С одной стороны, признание республик со стороны России может остановить военное противостояние.
С другой стороны, от России только и ждут этого шага, для того чтобы многократно усилить против нее санкции.
Я могу ошибаться, но мне кажется, официально Россия все-таки республики может не признать. По крайней мере, это оставит двери открытыми для других возможных переговоров в других форматах на других условиях. Но мешать республикам строить свою независимость де-факто, не признавая их де-юре, Россия не будет.
Больше того, я думаю, что понимание того, что события могут развиваться по описанному мною сценарию, есть уже у многих. Для того чтобы была возможность автономно существовать, республикам необходимо обеспечить два основных атрибута государственности, то есть обеспечить безопасность своих граждан и сохранность их собственности.
Необходимо также завести регистрацию своих граждан с выдачей какого-либо удостоверения личности или паспорта и регистрацию собственности. Необходимо после регистрации запретить платить зарегистрированным предприятиям в украинский бюджет. Необходимо создание аналога собственного национального банка. С возможностью платежей хотя бы в Россию. Необходимо дать возможность предприятиям республик легально экспортировать свой товар хотя бы в Россию.
И международные платежи и экспорт в Россию легко обеспечить, например, с помощью Южной Осетии, которую уже признала Россия. Товар и деньги лишь формально идут в Южную Осетию, но зато после этих манипуляций могут отправляться куда угодно. Такая схема нигде, ни в каком моменте не позволит предъявить претензии России.
Я хочу еще раз напомнить, что я всего лишь рассуждаю о возможных вариантах развития событий. Остается много вопросов, о которых еще можно поговорить. При таком развитии событий на республики, скорее всего, будут наложены санкции. Это может привести к тому, что во многие страны республики не смогут экспортировать свои товары.
Я напомню, что в Донецкой и Луганской республиках находятся многие предприятия, принадлежащие олигархам, и они занимаются в основном экспортом.
Даже если санкций не будет, в чем я сильно сомневаюсь, то какие сертификаты происхождения приложат к договорам экспортирующие компании? Что будет с этими компаниями, если их производство в результате резко упадет? Будет ли проведена национализация этих предприятий республиками?
На эти и на другие вопросы ответит будущее. Я не исключаю, что в связи с военной эскалацией, вызванной попыткой Украины сорвать приближающиеся местные выборы, вопросы экономики отойдут на второй план.
Олег Царев
ИЗВЕСТИЯ
Политик Олег Царев — о том, как следует поступать донбасским республикам в том случае, если все пойдет не по Минску
Олег Царев: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
В Минске был прописан пошаговый план, который не только остановит военное противостояние, но и позволит найти политическое решение выхода из конфликта.
Не так давно Порошенко на внутреннем совещании сообщил, что он прочитал Минские соглашения. Не удивляйтесь.
Во времена Януковича, когда подписывалось Соглашение об ассоциации с ЕС, его тоже никто не читал не только среди первых, но и среди вторых и третьих лиц. Мы сами текст тогда получили у европейцев. Перевели на русский язык, но и тогда никто из известных мне урядовцев (членов правительства) его не прочитал.
То, что Порошенко прочитал соглашение, это хорошо — это значит, что он будет знать, что контроль за границей в районе ДНР и ЛНР должен быть передан Украине лишь в последнюю очередь.
Это должно произойти, когда не только прекратится военное противостояние и будет выполнено экономическое разблокирование региона, то есть начнут выплачиваться пенсии и зарплаты и будут устранены проблемы с перемещением людей и грузов, но и когда будет выполнен весь прописанный в соглашениях перечень для политического урегулирования.
А это значит, что, во-первых, должны быть проведены выборы в ДНР и ЛНР согласно специально принятому Верховной радой закону, который предварительно будет согласован с республиками.
А во вторых, должны быть внесены, то есть проголосованы радой и подписаны президентом (а это от полугода до года, если придерживаться процедуры) предварительно согласованные с ДНР и ЛНР изменения в Конституцию Украины, узаконивающие особый статус этого региона.
То, что Порошенко наконец прочитал соглашения, не значит, что он перестанет требовать передать ему контроль над границей немедленно. Мы видим, что в украинском обществе нагнетается истерия по поводу того, что выполнение соглашения — это капитуляция, что это недопустимо.
Мы видим, что новые судьи Конституционного суда Украины, избранные этой властью, выступили против изменений в Конституцию, касающихся особого статуса республик, те, которые, напомню, были проголосованы радой под давлением Нуланд. Это всё похоже на то, что общество готовят к тому, что изменения в Конституцию не будут приняты. Стремительно уходит время, необходимое для того, чтобы согласовать текст о выборах в республиках, а затем проголосовать его.
На всех последних минских переговорах украинская сторона, несмотря на многочисленные напоминания, старательно обходит тему закона о выборах. Можно предположить с известной долей вероятности, что закон о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не будет принят.
Давайте предположим, что будет после того, как подойдет время проводить выборы в республиках, а закон о выборах ВРУ так и не будет принят. Я думаю, что Петро Порошенко обратится с просьбой перенести выборы и пообещает принять закон.
Как, вы думаете, поступят власти республик и Россия?
В республиках прошел референдум, сформированы верховные советы и выбраны главы республик. Для формирования полной вертикали власти в республиках не хватает лишь правильно проведенных выборов в местные советы. У руководства республик нарастает понимание того, что оставаться в подвешенном состоянии более невозможно.
Я думаю, что, скорее всего, Порошенко никто не поверит и выборы будут проведены по законам республик. После этого Минские соглашения можно будет считать похороненными, а до признания республик остается один шаг.
Сделает ли его Россия?
С одной стороны, признание республик со стороны России может остановить военное противостояние.
С другой стороны, от России только и ждут этого шага, для того чтобы многократно усилить против нее санкции.
Я могу ошибаться, но мне кажется, официально Россия все-таки республики может не признать. По крайней мере, это оставит двери открытыми для других возможных переговоров в других форматах на других условиях. Но мешать республикам строить свою независимость де-факто, не признавая их де-юре, Россия не будет.
Больше того, я думаю, что понимание того, что события могут развиваться по описанному мною сценарию, есть уже у многих. Для того чтобы была возможность автономно существовать, республикам необходимо обеспечить два основных атрибута государственности, то есть обеспечить безопасность своих граждан и сохранность их собственности.
Необходимо также завести регистрацию своих граждан с выдачей какого-либо удостоверения личности или паспорта и регистрацию собственности. Необходимо после регистрации запретить платить зарегистрированным предприятиям в украинский бюджет. Необходимо создание аналога собственного национального банка. С возможностью платежей хотя бы в Россию. Необходимо дать возможность предприятиям республик легально экспортировать свой товар хотя бы в Россию.
И международные платежи и экспорт в Россию легко обеспечить, например, с помощью Южной Осетии, которую уже признала Россия. Товар и деньги лишь формально идут в Южную Осетию, но зато после этих манипуляций могут отправляться куда угодно. Такая схема нигде, ни в каком моменте не позволит предъявить претензии России.
Я хочу еще раз напомнить, что я всего лишь рассуждаю о возможных вариантах развития событий. Остается много вопросов, о которых еще можно поговорить. При таком развитии событий на республики, скорее всего, будут наложены санкции. Это может привести к тому, что во многие страны республики не смогут экспортировать свои товары.
Я напомню, что в Донецкой и Луганской республиках находятся многие предприятия, принадлежащие олигархам, и они занимаются в основном экспортом.
Даже если санкций не будет, в чем я сильно сомневаюсь, то какие сертификаты происхождения приложат к договорам экспортирующие компании? Что будет с этими компаниями, если их производство в результате резко упадет? Будет ли проведена национализация этих предприятий республиками?
На эти и на другие вопросы ответит будущее. Я не исключаю, что в связи с военной эскалацией, вызванной попыткой Украины сорвать приближающиеся местные выборы, вопросы экономики отойдут на второй план.
Комментариев нет:
Отправить комментарий