11.01.16
alexandr_rogers
Александр Роджерс
alexandr_rogers
Александр Роджерс
Выходные как-то всегда настраивают меня на менее официальный лад.
Писать не сухим языком аналитики, а более живым, иногда даже
ироническим. Вот и сегодня такое настроение.
Попробую вам на пальцах объяснить некоторые вроде бы простые, но почему-то не всеми осознаваемые вещи про экономику. И постараюсь сразу с практическими примерами.
Начнём с того, что на сегодня есть фактически две разных экономики: одна – это «экономика» фондовых рынков, а вторая – это «физическая» экономика, которая оценивает объёмы произведённых и потреблённых товаров.
И эти две экономики на сегодня уже почти никак не связаны – зачастую рост стоимости акций компаний идёт даже при том, что они показывают убытки. Про Facebook, который «дороже» Газпрома, я вообще лучше промолчу.
1. Причины формирования пузырей. В результате многолетнего раздувания стоимости западных (прежде всего, американских) компаний их рыночная стоимость в разы превышает номинальную. Нормальную прибыль большинство из них показать не может, поэтому делает упор на «рост капитализации».
А это приводит к тому, что прибыль с дивидендов таких компаний оказывается настолько мизерной, что единственный смысл покупать такие акции – с целью их спекулятивной продажи. Что (вкупе с margin debt, использованием заёмных средств под проценты для торговли акциями) заставляет подавляющее большинство участников рынка играть на повышение, ещё больше способствуя раздутию пузырей.
В свою очередь заёмные средства выдаются игрокам под залог стоимости акций и с условием, что при снижении цены акции должны быть автоматически проданы для погашения долга (это и есть один из вариантов margin call). Это вызывает почти обязательный крах биржи после окончания каждого периода ралли на повышение.
2. Спрос и предложение. Когда рисуют графики спроса и предложения, их зависимости от цены, то обычно забывают упомянуть, что есть такие понятия, как «насыщенный спрос» и «предел предложения».
Насыщенный спрос – это когда потребители купили нужное для них количество товара, полностью удовлетворяющее естественный спрос. И дальнейшее снижение цены не ведёт к росту продаж.
Не, можно, конечно, покупать дешёвый хлеб, чтобы кормить им свиней, но это уже не правило экономики, а девиации.
Предел предложения – это, наоборот, когда больше товара просто не существует в природе. И сколько не повышай на него цену, а предложение не вырастет.
Почему об этих двух явлениях не любят упоминать либеральные экономисты? Потому что они доказывают, что «правила рынка» применимы только в достаточно искусственных условиях и узких рамках, за пределами которых рыночные методы не работают.
Наглядные примеры с золотом и нефтью. Сколько цена на золото не растёт, а предложение ограничено. Часть из держателей может решить продать, но это ситуативные флуктуации, а общий объём рынка ограничен.
С нефтью наоборот: Саудиты нарастили добычу, снизили цену – а потребление не растёт. Вот и забиваются все склады и хранилища. Китайцы нарастили стратегические запасы, пока цена низкая, ряд других стран и корпораций тоже прикупили себе запасов, но дальше спрос насыщен, роста потребления не будет. Поэтому цену на нефть снижать дальше нет смысла, и все колебания цены сегодня носят не рыночную, а сугубо политическую природу.
3. Значение грузоперевозок. Надувать фондовые рынки можно сколько угодно (ну, почти, хехе), но есть реальный показатель экономической активности – это объём перевозимых по стране грузов. Перевозят сырьё, перевозят полуфабрикаты, перевозят готовые товары. Поэтому если падает производство, если падает спрос у населения – это всегда сразу отображается на грузоперевозках.
Когда весной 2014 года майданутые орали «Сейчас заживём!», а я смотрел на падающие показатели грузоперевозок, то сразу было понятно, что будет существенное падение ВВП. Грузоперевозки на некоторых направлениях тогда упали на 50-70%, что толсто намекало на разворачивающийся кризис. Да, часть из них транзитные, но их легко вычленить в общей картине, потому что транзит обычно идёт по протоколу TIR (или аналогичным). И падение внутренних и экспортно-импортных грузоперевозок означало глубокий спад в экономике.
В США последний год почти аналогичная картина. Биржи весь год скакали: то «бычье» ралли на повышение, то коррекции, затем новое ралли, но один параметр весь год стабильно падал – это транспортный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Transportation Average, DJTA).
Грузоперевозки в США снижались весь год, и хотя американская статистика стабильно скрывала реальные данные по безработице и промышленному производству (которое тоже падает), но плачевные дела транспортных компаний скрыть невозможно. В результате DJTA потерял за год больше 21%.
Именно потому, что грузоперевозки имеют такое большое значение, почти все так эмоционально отреагировали на фейк о полном прекращении судоходства в Атлантике.
Ну и все падения рынка в США последней недели – это только слабый отголосок того, что творится на «физическом» уровне американской экономики.
Если этот краткий обзор помог вам лучше понять происходящее – я очень рад.
Попробую вам на пальцах объяснить некоторые вроде бы простые, но почему-то не всеми осознаваемые вещи про экономику. И постараюсь сразу с практическими примерами.
Начнём с того, что на сегодня есть фактически две разных экономики: одна – это «экономика» фондовых рынков, а вторая – это «физическая» экономика, которая оценивает объёмы произведённых и потреблённых товаров.
И эти две экономики на сегодня уже почти никак не связаны – зачастую рост стоимости акций компаний идёт даже при том, что они показывают убытки. Про Facebook, который «дороже» Газпрома, я вообще лучше промолчу.
1. Причины формирования пузырей. В результате многолетнего раздувания стоимости западных (прежде всего, американских) компаний их рыночная стоимость в разы превышает номинальную. Нормальную прибыль большинство из них показать не может, поэтому делает упор на «рост капитализации».
А это приводит к тому, что прибыль с дивидендов таких компаний оказывается настолько мизерной, что единственный смысл покупать такие акции – с целью их спекулятивной продажи. Что (вкупе с margin debt, использованием заёмных средств под проценты для торговли акциями) заставляет подавляющее большинство участников рынка играть на повышение, ещё больше способствуя раздутию пузырей.
В свою очередь заёмные средства выдаются игрокам под залог стоимости акций и с условием, что при снижении цены акции должны быть автоматически проданы для погашения долга (это и есть один из вариантов margin call). Это вызывает почти обязательный крах биржи после окончания каждого периода ралли на повышение.
2. Спрос и предложение. Когда рисуют графики спроса и предложения, их зависимости от цены, то обычно забывают упомянуть, что есть такие понятия, как «насыщенный спрос» и «предел предложения».
Насыщенный спрос – это когда потребители купили нужное для них количество товара, полностью удовлетворяющее естественный спрос. И дальнейшее снижение цены не ведёт к росту продаж.
Не, можно, конечно, покупать дешёвый хлеб, чтобы кормить им свиней, но это уже не правило экономики, а девиации.
Предел предложения – это, наоборот, когда больше товара просто не существует в природе. И сколько не повышай на него цену, а предложение не вырастет.
Почему об этих двух явлениях не любят упоминать либеральные экономисты? Потому что они доказывают, что «правила рынка» применимы только в достаточно искусственных условиях и узких рамках, за пределами которых рыночные методы не работают.
Наглядные примеры с золотом и нефтью. Сколько цена на золото не растёт, а предложение ограничено. Часть из держателей может решить продать, но это ситуативные флуктуации, а общий объём рынка ограничен.
С нефтью наоборот: Саудиты нарастили добычу, снизили цену – а потребление не растёт. Вот и забиваются все склады и хранилища. Китайцы нарастили стратегические запасы, пока цена низкая, ряд других стран и корпораций тоже прикупили себе запасов, но дальше спрос насыщен, роста потребления не будет. Поэтому цену на нефть снижать дальше нет смысла, и все колебания цены сегодня носят не рыночную, а сугубо политическую природу.
3. Значение грузоперевозок. Надувать фондовые рынки можно сколько угодно (ну, почти, хехе), но есть реальный показатель экономической активности – это объём перевозимых по стране грузов. Перевозят сырьё, перевозят полуфабрикаты, перевозят готовые товары. Поэтому если падает производство, если падает спрос у населения – это всегда сразу отображается на грузоперевозках.
Когда весной 2014 года майданутые орали «Сейчас заживём!», а я смотрел на падающие показатели грузоперевозок, то сразу было понятно, что будет существенное падение ВВП. Грузоперевозки на некоторых направлениях тогда упали на 50-70%, что толсто намекало на разворачивающийся кризис. Да, часть из них транзитные, но их легко вычленить в общей картине, потому что транзит обычно идёт по протоколу TIR (или аналогичным). И падение внутренних и экспортно-импортных грузоперевозок означало глубокий спад в экономике.
В США последний год почти аналогичная картина. Биржи весь год скакали: то «бычье» ралли на повышение, то коррекции, затем новое ралли, но один параметр весь год стабильно падал – это транспортный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Transportation Average, DJTA).
Грузоперевозки в США снижались весь год, и хотя американская статистика стабильно скрывала реальные данные по безработице и промышленному производству (которое тоже падает), но плачевные дела транспортных компаний скрыть невозможно. В результате DJTA потерял за год больше 21%.
Именно потому, что грузоперевозки имеют такое большое значение, почти все так эмоционально отреагировали на фейк о полном прекращении судоходства в Атлантике.
Ну и все падения рынка в США последней недели – это только слабый отголосок того, что творится на «физическом» уровне американской экономики.
Если этот краткий обзор помог вам лучше понять происходящее – я очень рад.
Опубликовано http://jp-gazeta.ru/aleksandr-rodzh ers-kratkiy-ekonomicheskiy-likbez-dlya-p onimaniya-mirovogo-krizisa/
UPD. Спрашивали - отвечаю: Объем российского рынка коммерческих грузоперевозок вырос в 2014 году на 3-5% по сравнению с 2013 годом.
По
2015 планировался рост на примерно такую же величину, но данных ещё
нет, потому что год только закончился. Где-то через месяц должно быть.UPD. Спрашивали - отвечаю: Объем российского рынка коммерческих грузоперевозок вырос в 2014 году на 3-5% по сравнению с 2013 годом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий