суббота, 12 марта 2016 г.

Лев Пирогов. Тараканище. О западне патриотической пропаганды

 
12.03.16
Лев Пирогов

Мои политически неравнодушные друзья по социальным сетям! Российские патриоты! Единомышленники! Позвольте мне поведать свою историю.

Тараканище. Литературный критик Лев Пирогов о западне патриотической пропаганды

Я не слушаю и никогда не слушал радио «Эхо Москвы». Мне это неинтересно, я за Россию. Я давным-давно отписался от всех знакомых, снабжающих интернет-эфир информацией о том, как кушает Надюша, беспредельничает кооператив «Озеро» и болит совесть. Меня это раздражало, но я справился.

Теперь меня стараетесь раздражать вы.

О том, что там опять сказали Кац, Шац и Альбац, я узнаю исключительно от вас.

Исключительно вы теперь снабжаете меня новостями, которые мне неинтересны. И как зажигает Навальный. И как покушала Наденька. И как покакала. Именно вы стараетесь назначить мне во властители дум Татьяну Лазареву, Шендеровича и Улицкую. Вы повторяете стократно каждое их слово, подхватываете каждое начинание, поддерживаете любую их утвержденную в американском посольстве «повестку дня». Гуси, гуси… Га-га-га!

И, знаете, я начинаю удивляться. Зачем вы так?

Хозяева дискурса


Есть такой прием в публичной полемике: прицепиться к самому слабому аргументу оппонента, игнорируя остальные. Подозреваю, что и среди так называемых «либералов» встречаются не только Кац, Шац и Альбац. Есть там, наверное, и такие люди, мнение которых не выкинешь на помойку. Но, назначив недруга дураком, мы чувствуем себя как будто умнее.

Тут есть ловушка. Чувствуем умнее, а выглядим — глупее. И становимся. Ну, уж если мы реагируем только на глупости, то, по-видимому, и воспринимаем исключительно их…

А «умные либералы» (не фронтмены-петрушки, а те, кто заседает «в штабах» и сочиняет «сценарии», — такая у меня конспирологическая картина мира) этим пользуются. Как заставить кошку лизать горчицу? Так же, как заставить сетевых патриотов быть рупором, резонатором и увеличительным стеклом либеральной повестки дня.

Я почти ничего не знаю о том, что в стране происходит важного и хорошего. Чтобы об этом узнавать, нужно «знать места». Зато для того, чтобы в глаза и уши само вливалось: «Украли… обокрали… обидели… несправедливый суд… произвол чиновников… с Наденькой все не так просто…» — не требуется ничего, достаточно включить компьютер.

И это не либералы создают это жужжание и вибрации. Это вы… Да что там вы… мы их транслируем. Думаем, что высмеиваем, а в подсознании остается: «Вот что в стране происходит». Происходит то, о чем говорят они. «Хозяева дискурса». Маленький нелепый Кац-Шац — сказка Чуковского «Тараканище»:

«И не стыдно вам? Не обидно вам?..»

«А он между ними похаживает, золоченое брюхо поглаживает…»

Без Щаранского


Я не самый умный, конечно. И тоже отдал Тараканищу немалую дань. Но, кажется, пора заканчивать. Пора учиться отказывать себе в удовольствии посмеяться «над этими дураками». Смех выходит плохой. Эра «Льва Натановича Щаранского» была чудесным временем, но все хорошее должно когда-нибудь заканчиваться. Просто, чтобы не переставать быть всем хорошим.

Приведу пример. Для колонки он нехорош, конечно, потому что будет выглядеть саморекламой, а то и жалобой. Но, к сожалению, я не разбираюсь ни в экономике, ни в политической и военной стратегии, ни в науке, будь она «сколковская» или обычная, чтобы говорить о более важном. Я немного разбираюсь в литературе. Так вот, например.

Мы с товарищами организовали литературную премию. Сейчас как раз готовимся к ее торжественному вручению. Оно пройдет под лозунгом «Русский дом. Русский мир. Русская весна». Соответствующие авторы, соответствующие книги. Собирать (иногда — буквально крупицами) разметанную «лихими девяностыми» и «книжным рынком» русскую литературную традицию — такой мы видим свою задачу. Вроде бы хорошее дело. Но…

Я знаю, что ни на патриотические СМИ, ни на патриотических блогеров это мероприятие впечатления не произведет. Все предпочтут говорить о чем-то более информационно-поводном — вроде Нобелевки для Алексиевич или Букера какой-нибудь очередной Улицкой. Еще бы, ведь об этом скажет «Эхо Москвы»… Будем возмущаться, негодовать, рвать рубахи, посыпать пеплом все, что положено: «Вот так у нас все!»

Да, ребята. Вот так у нас все. И кто же виноват, интересно?


Лев Пирогов

Комментариев нет:

Отправить комментарий