четверг, 23 июня 2016 г.

Капитализм не научит побеждать в футболе

http://rusplt.ru/views/views_184.html
21.06.16
Капитализм не научит побеждать в футболеАндрей Рудалев, литературный критик

Еще совершенно недавно, во времена тотального либерального диктата, проигрыши нашей футбольной сборной прогрессивные деятели оправдывали, например, приверженностью России православию. Мол, ориентирует человека, что в земной жизни он вполне может быть и неудачником, потому как главное то, что находится за пределами посюстороннего, к этому надо готовиться, а не достигать успехов здесь и сейчас.

Зачем победы в здешней жизни, когда о душе и только о ней надо заботиться. У других же есть протестантская этика, которая печется об успешности и в земной жизни. Поэтому они всегда впереди, а мы в отстающих да догоняющих и мячи в свои ворота пропускаем. Такой вот анекдот.

Сейчас же представляется, что главная проблема нашего футбола, который есть зеркало общества, — дух капитализма. Этот дух сделал его совершенно невыразительным, лишил запала, напрочь выхолостил жизнь, убил творчество. Так он поступает со всеми сферами жизни общества, когда все вокруг капиталистическое, слишком капиталистическое.

Давно известно: футбол — это не игра, не спорт, а бизнес. Как тут не вспомнить анекдоты про одиннадцать миллионеров, от скуки катающих мяч по полю.

Но чистый бизнес никогда не выигрывает. Бизнес — это только деньги. Нужно что-то еще. Внерациональное, что банальной логикой бизнеса не объяснить. Фанатизм, что ли, беззаветная преданность делу, как говорили раньше.

Сейчас футбол в России — это чистый бизнес и ничего личного. А он всегда проигрывает. Должно же быть много личного, от которого загораешься, которым живешь. Победа может прийти лишь тогда, когда бизнес с его логикой будет отправлен на задние дворы. Побеждают лишь те, для кого это больше, чем игра, больше, чем спорт и, конечно же, на десятых ролях бизнес. Бизнес — прислуга.

Поэтому хочешь быть успешным, хочешь побеждать — забудь о бизнесе, о его формальной логике, о его законе непременной выгоды. Вроде все просто и понятно, но уж очень с футболом пример показательный, поэтому грех не заострить на этом внимание.

Россия — это не бизнес-модель. С точки зрения бизнеса она нецелесообразна и неперспективна. Пространства, климат, русская душа — зачем все это бизнесу?.. Движущими силами собирания страны был не бизнес и жажда выгоды.

С точки зрения бизнес-логики совершенно непонятна, например, ленинградская блокада. И позорно знаменитый вопрос, зачем упираться, когда можно было сохранить жизни, — также из разряда бизнеса. Для него не существует и несущественно все, что не помещается в прокрустово ложе его логики, что выпадает из простейшего 2 х 2 = 4.

И доска Маннергейма в Питере, которая через пару дней «замироточила» красной краской, тоже из разряда бизнеса. Так адепты этой логики покорно реализовали ее. Так один из организаторов блокады стал в Питере видным отечественным военачальником, подспудно реализуя и образ современного российского государственного деятеля, который до поры является таковым, но при этом оставляет себе возможность предать и пойти против своих. Манипулируя историей, бизнесмены свой образ представили.

Так же и патриотизм — выгодный по современной повестке дня проект. Чуть что изменится, ты сможешь руководствоваться примером Маннергейма.

Бизнес исключительно рационален, посюсторонен, он отвергает чудо. Возможность веры им допускается лишь как успешное предприятие, поэтому и воспринимает религию в качестве бизнес-модели. И предлагает ее обществу как определенный конструктор, который может собрать любой человек, как ему заблагорассудится, по образу и подобию своих запросов. Отсюда и либеральные критики Церкви, а на самом деле буржуазные, рассматривают ее лишь с позиций коммерческого предприятия, по-другому они мыслить не могут.

Так вот о футболе. Наше общество после известного форматирования, произведенного в конце 80-х годов прошлого века, стало догматично буржуазным, предельно капиталистическим. Нам говорили, что все эти догмы покоятся на извечных законах человеческого существования, а любое отступление от них, любой эксперимент ведет к краху, крови и бесконечному ГУЛАГу.

Мы не хотим крови. Не хотим ГУЛАГа, поэтому всю свою жизнь сорганизовали по капиталистическим стандартам. Но оказалось, что жизнь — иное, что она больше, чем 2 х 2 = 4. Но мы-то себя загнали в этот стандарт. Нашей жизнью управляют юристы, экономисты, бухгалтера и банкиры. Вот поэтому все вокруг сжимается до размера купюры, поэтому и нет образа будущего у страны. Поэтому и в футбол проиграли.

Объяснение этого проигрыша с точки зрения бизнеса очень простое: те, кто побеждает, денег больше вкладывают. У нас их тоже вкладывают. И еще будут вкладывать, менять тренеров, ставить баснословные гонорары, приглашать еще больше легионеров. Но только от всего этого ничего не изменится. Бизнес-логика никогда не побеждает, она может быть только в услужении, но никогда не на главенствующих позициях. Побеждает всегда что-то другое, далекое от бизнеса, непонятное для него. Пора и нам про это вспомнить.

Наша футбольная сборная во Франции показала отличный пример критики капитализма, торжествующего у нас догматического его понимания. Поэтому когда слышите, к примеру, рассуждения Алексея Кудрина или других мистагогов культа капитала, то вспомните, к чему это приведет: к трем безответным голам в матче с Уэльсом. Капитализм не научит побеждать. На задворки его, в лакейскую!

Комментариев нет:

Отправить комментарий