четверг, 28 июля 2016 г.

Р. Ищенко: «Украине просто неоткуда брать деньги»

Коммерсант.ruРадио «Ъ FM» 27.08.16
Наталья Жданова

Москва в очередной раз отказалась прощать Киеву долг


http://im9.kommersant.ru/Issues.photo/RADIO/2016/07/27/KKI_013410_00063_1_t218_171951.jpg
Фото: Александр Яловой / Коммерсантъ
Россия оставляет за собой право требовать от Украины выплату долга. Об этом заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Он отметил, что пока никаких решений не принималось. 26 июля минфин Украины заявил, что Киев не считает необходимым возвращать долг России в размере $3 млрд. Правительство страны считает, что этот кредит якобы был взяткой, которую Москва дала экс-президенту Виктору Януковичу за отказ от планов заключения Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Украинский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.

— Вначале хотелось бы, чтобы вы оценили саму формулировку. По-моему, она достаточно мягкая — Россия оставляет за собой право требовать от Украины выплату долга. Как вы относитесь к этой формулировке, она действительно достаточно сглаженная?

— Во-первых, Россия уже давным-давно начала технические процессы изъятия у Украины долга вплоть до обращения в международный суд. Оставлять за собой право — в общем-то, от него Россия никогда не отказывалась и даже предпринимает шаги по возвращению этого долга.

— Насколько неожиданным стало заявление минфина Украины о том, что Киев не считает необходимым возвращать эти деньги, или здесь тоже нет ничего нового, изначально об этом и говорилось?

— Об этом на Украине говорили с 2014 года, с тех пор, как власть переменилась, и именно в формулировке «это была взятка Януковичу». Во-вторых, Украина уже давным-давно просрочила все даты возможной выплаты этого долга. Она уже оказалась в связи с этим в состоянии дефолта. Ей уже перекрыл финансирование Международный валютный фонд, и это более существенно, чем заявления минфина Украины, который на прошлой неделе заявил о том, что Международный валютный фонд не будет рассматривать кредитование Украины в связи с тем, что она отказалась выплачивать России эти самые искомые $3 млрд.

— А что означает тогда обмен этими информационными сигналами? Сначала Киев заявил, еще раз напомнил об этом, а затем о своей позиции напомнила Москва, почему это сейчас произошло?

— Ничего не означает. Киев сказал, что не будет платить, Москва напомнила, что она никому ничего не простила. Если у вас есть недобросовестный должник, он может вам года два-три не платить. Вы знаете, что у него денег нет, предпринимаете какие-то шаги по взысканию, у вас идут судебные процессы, судебные приставы ездят, накладывают на него взыскания, а он вам звонит и говорит: «А я все равно платить не буду». Вы говорите: «А я все равно не остановлюсь». Вначале МВФ заявил, что, поскольку долг России не выплачен, он не будет кредитовать Украину, затем Украина сказала, что она все равно не отдаст, затем Россия сказала, что она все равно ничего не простит. Что тут непонятного? Нормальная цепочка событий.

— А как дальше может развиваться ситуация, сможет ли вообще Москва вернуть эти деньги?

— Не знаю, сможет ли вернуть, потому что сейчас у Украины денег нет, значит, живыми деньгами она отдать все равно не может, а поскольку отношения с ней находятся практически в точке замерзания, понятно, что рассчитывать на то, что можно будет с нее получить в добровольном порядке какие-нибудь акции или имущество, тоже не приходится, тем более что там большая часть предприятий уже никому не интересна. Теоретически через международный суд можно накладывать потом аресты на украинское имущество за рубежом, но я думаю, что все здания всех украинских посольств и представительств все равно на $3 млрд не потянут, а в перспективе, поскольку неизвестно, как долго еще просуществует на Украине централизованное государство и окажется ли у него какой-нибудь правопреемник, вариант возвращения этих денег достаточно скользкий, проблематичный. Им просто неоткуда их брать сейчас. Даже если мы получим решение международного суда, им их неоткуда будет взять.

— Хоть какое-то значение в этом споре имеет эмоциональное заявление Киева о том, что это была взятка, которая давалась Виктору Януковичу?

— Поскольку они это заявляют два с половиной года, и это никак не повлияло на решение Международного валютного фонда, то это имеет значение только для них лично внутри страны.
 

kommersant.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий