03.08.16
В рамках нормализации российско-турецких отношений президент России Владимир Путин 9 августа встретится в Санкт Петербурге со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Нет сомнения, что, помимо проблемы налаживания конструктивного взаимодействия в сирийском вопросе и во всём ближневосточном регионе, стороны будут обсуждать вопросы экономического сотрудничества. Среди них одним из приоритетных является вопрос строительства газопровода "Турецкий поток".
Принято считать, что в его строительстве заинтересована только Россия или что Москва больше, чем Анкара, получит от данного проекта.
На деле это не так. "Турецкий поток" — лишь один из многочисленных проектов газопроводов, строящихся Россией с целью обхода украинской территории.
Уже сам факт того, что обходящие газопроводы понадобились, демонстрирует нам уровень зависимости продавца газа от транзитера. Украина грубо и неумело, но неоднократно пыталась пользоваться и возможностью полной блокады газового транзита, и игрой с тарифами на прокачку газа для получения политических и экономических уступок.
25 лет Россия последовательно уходила от украинского транзита, освобождая себе пространство для геополитического манёвра. Его удалось сократить с 80% от всего объёма поставляемого в ЕС газа в начале 90-х до 30% на данный момент. Однако даже эти 30% связывают Москве руки, и уход от украинского транзита продолжается.
Но он продолжается он совсем не для того, чтобы попасть в зависимость от транзита турецкого.
Турки тоже любят поторговаться, и не прочь выжать из эксклюзивности политические и экономические преимущества. Причём в этом отношении турки опаснее украинцев.Во-первых, они никогда не променяют реальную материальную выгоду на мифическую "евроинтеграцию".
Во-вторых, в отличие от беспредельной украинской, турецкая коррупция знает пределы. У турок можно купить уступку, немного улучшить условия контракта, но у турок нельзя купить государственные интересы.
Турки на переговорах будут бороться не за то, чтобы заменить, например, посредника "Итеру" на "РосУкрэнерго" (чтобы правильные люди могли деньги зарабатывать), а за конкретные политические и экономические преференции. И не факт, что турецкое и российское понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, совпадут. Мы столько раз за последние пять лет видели "смену вектора" Эрдоганом, что вряд ли кто-то удивится, если он вновь поменяет политическую ориентацию.
К тому же Турцию в последнее время трудно назвать образцом стабильности. Активизировавшаяся гражданская война с курдами, миллионы беженцев из Сирии (кризис в которой завершится не завтра), активность радикальных исламистов, выливающаяся в теракты. Наконец, попытка военного переворота, результаты которой власти до сих пор расхлёбывают.
В стране арестовывают всё высшее и среднее военное руководство, половину руководства полиции, высокий процент высших офицеров спецслужб. В результате чисток счёт уволенным бюрократам идёт уже на десятки тысяч. Закрываются десятки, а то и сотни СМИ, пачками арестовываются журналисты.
Это все свидетельствует о слабости режима, который утрачивает способность управлять обычными методами, не прибегая к государственному террору. А слабый режим, управляющий территорией, на которой идёт гражданская война, не может гарантировать безопасность и надёжность газового транзита.
По этим причинам Россия всегда стремилась обойти новыми газопроводами не только территорию Украины, но в принципе любые транзитные государства.
"Северный" и "Южный" потоки, которые выходили прямо на территорию ЕС, являлись и являются самыми перспективными проектами "Газпрома". Об этом свидетельствует их потенциальная мощность: Действующий "Северный поток" — 55 миллиардов кубометров. Строящийся "Северный поток – 2" — столько же. Гипотетический "Южный поток" — 63 миллиарда кубометров. В сумме они способны полностью закрыть тему украинского транзита, который даже в лучшие годы не превышал 160 млрд. кубометров, а потенциально, по оценкам самых крупных оптимистов, через ГТС Украины можно прокачать на Запад 180 млрд. кубов.
А вот мощность газопроводов, проходящих через территории третьих стран (в том числе таких членов ЕС, как Польша, сделавшая борьбу с Россией национальным приоритетом).
"Ямал-Европа" (построенный ещё при СССР, через Польшу, когда никто не мог предвидеть сегодняшние транзитные проблемы) — 34,7 млрд. куб. м.
Бригада сварщиков, работающих на строительстве газопровода "Ямал-Европа". 1996 год
Проектируемый сегодня "Ямал-Европа-2 – всего 15 млрд. куб. м. (почувствуйте разницу).
"Голубой поток" в Турцию – 16 млрд. куб. м (принято решение о расширении до 19 млрд. куб. м)
Наконец "Турецкий поток" (через Чёрное море и европейскую часть Турции) – 32 млрд. куб. м.
Несложно посчитать, что "Турецкий поток" не может стать полноценной альтернативой "Южному потоку". Просто потому, что он рассчитан на прокачку в два раза меньшего объёма газа.
Таким образом, сухопутные проекты газопроводов через территории транзитных государств являются менее надёжными, с точки зрения политических рисков, чем морские проекты, напрямую соединяющие продавца и потребителя. Поэтому они строятся менее мощными, чтобы не попадать в зависимость от одного транзитера, и, за счёт резервных мощностей, иметь постоянную возможность перенаправить идущий через любую страну газ по альтернативному маршруту.
Если удастся реализовать все планы создания новых газотранспортных мощностей, то транзитёрам придётся драться между собой за объёмы поставок, а "Газпром" сможет выбирать наиболее выгодное предложение.
С этой точки зрения, возобновление переговоров по "Турецкому потоку", а ещё лучше — быстрое начало реализации проекта, просто делает более понятливыми уступчивыми других наших партнёров. Когда-то поляки отказались от проекта "Ямал-Европа-2", чтобы поддержать Украину в её борьбе с "Газпромом". Уже после запуска первой ветки "Северного потока" в Польше начали кусать локти и умолять "Газпром" вернуться к переговорам. Не прошло и десяти лет, как в Москве смилостивились. Сейчас поляки, несмотря на всю свою русофобию, ведут переговоры очень тихо и конструктивно. Решения ещё нет, но Варшава очень хочет, чтобы оно было.
В аналогичном положении находятся отказавшиеся от "Южного потока" болгары. Как только заработает "Турецкий поток", в Софии будут думать не о том, способен ли он полностью заменить болгарский маршрут, а о том, что миллиарды совсем не лишних денег уплыли в Турцию, и вслед за потерей части потенциальной выгоды можно потерять всё. В результате на Балканах вновь заговорили о необходимости вернуться к проекту "Южный поток".
По сути дела, ещё даже не построенные мощности, которые являются только предметом предварительных переговоров, делают наших партнёров значительно более сговорчивыми. А значит, более выгодными для России становятся политические и экономические условия соглашений.
Встреча двух президентов в Санкт-Петербурге не решит навсегда все проблемы российско-турецких отношений, но будет способствовать развороту их в нужном направлении и придании им правильной динамики.
Точно так же "Турецкий поток" не решит все проблемы, связанные с поставками в ЕС российского газа. Проект является мощным и эффективным рычагом для "принуждения к конструктивизму" других партнёров и создания, в конечном итоге надёжной гибкой и независимой от политических рисков многоуровневой газотранспортной системы на западном направлении. А чтобы понять геополитический эффект от создания такой системы, вспомните, что с момента подписания в 1970 году контракта между СССР и ФРГ "газ – трубы" и по сей день в основе американской европейской политики лежит стремление разорвать энергетическое сотрудничество между СССР/Россией и ЕС.
Ради этого развязывались войны и организовывались мятежи. Ради этого погибли, преждевременно умерли и не родились десятки миллионов людей, а десятки миллионов других вынужденно покинули Родину. А создающаяся, несмотря на многочисленные препоны, российская система газового транзита, делает все эти жертвы и усилия бессмысленными.
РИА Новости
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня
В рамках нормализации российско-турецких отношений президент России Владимир Путин 9 августа встретится в Санкт Петербурге со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Нет сомнения, что, помимо проблемы налаживания конструктивного взаимодействия в сирийском вопросе и во всём ближневосточном регионе, стороны будут обсуждать вопросы экономического сотрудничества. Среди них одним из приоритетных является вопрос строительства газопровода "Турецкий поток".
Принято считать, что в его строительстве заинтересована только Россия или что Москва больше, чем Анкара, получит от данного проекта.
На деле это не так. "Турецкий поток" — лишь один из многочисленных проектов газопроводов, строящихся Россией с целью обхода украинской территории.
Стоит ли менять шило на мыло
Уже сам факт того, что обходящие газопроводы понадобились, демонстрирует нам уровень зависимости продавца газа от транзитера. Украина грубо и неумело, но неоднократно пыталась пользоваться и возможностью полной блокады газового транзита, и игрой с тарифами на прокачку газа для получения политических и экономических уступок.
25 лет Россия последовательно уходила от украинского транзита, освобождая себе пространство для геополитического манёвра. Его удалось сократить с 80% от всего объёма поставляемого в ЕС газа в начале 90-х до 30% на данный момент. Однако даже эти 30% связывают Москве руки, и уход от украинского транзита продолжается.
Но он продолжается он совсем не для того, чтобы попасть в зависимость от транзита турецкого.
Турки тоже любят поторговаться, и не прочь выжать из эксклюзивности политические и экономические преимущества. Причём в этом отношении турки опаснее украинцев.Во-первых, они никогда не променяют реальную материальную выгоду на мифическую "евроинтеграцию".
Во-вторых, в отличие от беспредельной украинской, турецкая коррупция знает пределы. У турок можно купить уступку, немного улучшить условия контракта, но у турок нельзя купить государственные интересы.
Турки на переговорах будут бороться не за то, чтобы заменить, например, посредника "Итеру" на "РосУкрэнерго" (чтобы правильные люди могли деньги зарабатывать), а за конкретные политические и экономические преференции. И не факт, что турецкое и российское понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, совпадут. Мы столько раз за последние пять лет видели "смену вектора" Эрдоганом, что вряд ли кто-то удивится, если он вновь поменяет политическую ориентацию.
Транзит через территорию нестабильности
К тому же Турцию в последнее время трудно назвать образцом стабильности. Активизировавшаяся гражданская война с курдами, миллионы беженцев из Сирии (кризис в которой завершится не завтра), активность радикальных исламистов, выливающаяся в теракты. Наконец, попытка военного переворота, результаты которой власти до сих пор расхлёбывают.
В стране арестовывают всё высшее и среднее военное руководство, половину руководства полиции, высокий процент высших офицеров спецслужб. В результате чисток счёт уволенным бюрократам идёт уже на десятки тысяч. Закрываются десятки, а то и сотни СМИ, пачками арестовываются журналисты.
Это все свидетельствует о слабости режима, который утрачивает способность управлять обычными методами, не прибегая к государственному террору. А слабый режим, управляющий территорией, на которой идёт гражданская война, не может гарантировать безопасность и надёжность газового транзита.
По этим причинам Россия всегда стремилась обойти новыми газопроводами не только территорию Украины, но в принципе любые транзитные государства.
Какие газопроводы важнее для России
"Северный" и "Южный" потоки, которые выходили прямо на территорию ЕС, являлись и являются самыми перспективными проектами "Газпрома". Об этом свидетельствует их потенциальная мощность: Действующий "Северный поток" — 55 миллиардов кубометров. Строящийся "Северный поток – 2" — столько же. Гипотетический "Южный поток" — 63 миллиарда кубометров. В сумме они способны полностью закрыть тему украинского транзита, который даже в лучшие годы не превышал 160 млрд. кубометров, а потенциально, по оценкам самых крупных оптимистов, через ГТС Украины можно прокачать на Запад 180 млрд. кубов.
А вот мощность газопроводов, проходящих через территории третьих стран (в том числе таких членов ЕС, как Польша, сделавшая борьбу с Россией национальным приоритетом).
"Ямал-Европа" (построенный ещё при СССР, через Польшу, когда никто не мог предвидеть сегодняшние транзитные проблемы) — 34,7 млрд. куб. м.
Бригада сварщиков, работающих на строительстве газопровода "Ямал-Европа". 1996 год
Проектируемый сегодня "Ямал-Европа-2 – всего 15 млрд. куб. м. (почувствуйте разницу).
"Голубой поток" в Турцию – 16 млрд. куб. м (принято решение о расширении до 19 млрд. куб. м)
Наконец "Турецкий поток" (через Чёрное море и европейскую часть Турции) – 32 млрд. куб. м.
Несложно посчитать, что "Турецкий поток" не может стать полноценной альтернативой "Южному потоку". Просто потому, что он рассчитан на прокачку в два раза меньшего объёма газа.
Таким образом, сухопутные проекты газопроводов через территории транзитных государств являются менее надёжными, с точки зрения политических рисков, чем морские проекты, напрямую соединяющие продавца и потребителя. Поэтому они строятся менее мощными, чтобы не попадать в зависимость от одного транзитера, и, за счёт резервных мощностей, иметь постоянную возможность перенаправить идущий через любую страну газ по альтернативному маршруту.
Если удастся реализовать все планы создания новых газотранспортных мощностей, то транзитёрам придётся драться между собой за объёмы поставок, а "Газпром" сможет выбирать наиболее выгодное предложение.
"Турецкий поток" даст возможность добиться уступок
С этой точки зрения, возобновление переговоров по "Турецкому потоку", а ещё лучше — быстрое начало реализации проекта, просто делает более понятливыми уступчивыми других наших партнёров. Когда-то поляки отказались от проекта "Ямал-Европа-2", чтобы поддержать Украину в её борьбе с "Газпромом". Уже после запуска первой ветки "Северного потока" в Польше начали кусать локти и умолять "Газпром" вернуться к переговорам. Не прошло и десяти лет, как в Москве смилостивились. Сейчас поляки, несмотря на всю свою русофобию, ведут переговоры очень тихо и конструктивно. Решения ещё нет, но Варшава очень хочет, чтобы оно было.
В аналогичном положении находятся отказавшиеся от "Южного потока" болгары. Как только заработает "Турецкий поток", в Софии будут думать не о том, способен ли он полностью заменить болгарский маршрут, а о том, что миллиарды совсем не лишних денег уплыли в Турцию, и вслед за потерей части потенциальной выгоды можно потерять всё. В результате на Балканах вновь заговорили о необходимости вернуться к проекту "Южный поток".
© AP Photo/ Marko Drobnjakovic
Строительство газопровода "Южный поток" в СербииПо сути дела, ещё даже не построенные мощности, которые являются только предметом предварительных переговоров, делают наших партнёров значительно более сговорчивыми. А значит, более выгодными для России становятся политические и экономические условия соглашений.
Встреча двух президентов в Санкт-Петербурге не решит навсегда все проблемы российско-турецких отношений, но будет способствовать развороту их в нужном направлении и придании им правильной динамики.
Точно так же "Турецкий поток" не решит все проблемы, связанные с поставками в ЕС российского газа. Проект является мощным и эффективным рычагом для "принуждения к конструктивизму" других партнёров и создания, в конечном итоге надёжной гибкой и независимой от политических рисков многоуровневой газотранспортной системы на западном направлении. А чтобы понять геополитический эффект от создания такой системы, вспомните, что с момента подписания в 1970 году контракта между СССР и ФРГ "газ – трубы" и по сей день в основе американской европейской политики лежит стремление разорвать энергетическое сотрудничество между СССР/Россией и ЕС.
Ради этого развязывались войны и организовывались мятежи. Ради этого погибли, преждевременно умерли и не родились десятки миллионов людей, а десятки миллионов других вынужденно покинули Родину. А создающаяся, несмотря на многочисленные препоны, российская система газового транзита, делает все эти жертвы и усилия бессмысленными.
РИА Новости
Комментариев нет:
Отправить комментарий