29.04.17.
Галина Иванкина
zina_korzina
Прощание с Евровидением
Каждую весну российское общество пребывает в напряжении. Активные и неравнодушные — как им кажется! – граждане задаются вопросом: кого пошлют на Евровидение? Ну, как же! Честь страны! Будем болеть за «наших»! Пытаюсь понять: а где там, в общем-то, наши? Это — что? Наука, спорт, балетное искусство, космические прорывы? За что и за кого тут следует «болеть»? Одна популярная блогерша, которая всегда калякает на заказ, даже написала прочувствованный текст: мол, эстрада и поп-музычка — это отдушина для простого народа, на коем наш мир зиждется, а посему презираемая «гнилыми интеллигентами» ум-ца-ца — архиважный стратегический момент. Следовательно, триумф на Евровидении где-то нужнее, чем битьё клюшками о лёд и пиликанье на скрипках.
И снова мелькала терминология: «наши», «мы», «простой люд», «а нас не пускают», «наша девочка — лучшая!». Да столь пафосно, что мне сделалось немного стыдно за моё тотальное равнодушие к эстрадным шоу и зажигательным пляскам. Как все помнят, в этом году накал страстей по поводу Евровидения был наиболее мощным. Взрыв эмоций. Истерия толпы. Кипит наш разум возмущённый! Точнее, его отсутствие. Рёв пустоты. Колыхание эфира. Нашу Юленьку не пущает киевская хунта! А не сказать ли: «вот и хорошо!»? Но нет. Долго и усердно бились. Образованные люди — журналисты, телевизионные боссы и крутые чиновники – метали гневные молнии. Массы – покорно волновались. Слали «нашей девочке» лучики поддержки. Но зачем России нужно участие в этом конкурсе? Почему Россия вдруг оскорбилась поведением Киева? Пусть бы рулили процессом в компании маленьких, но гордых стран-участниц. Им это важно, полезно и прельстительно. Нам-то зачем? Господа в Киеве задавались вопросом, нужна ли Россия на Евровидении-2017, а не пора ли переформулировать: нужно ли России Евровидение? Не в 2017 году, а – вообще.
Немного истории. Евровидение – международный конкурс эстрадной песни, проводимый среди стран-членов Европейского вещательного союза. Работает с 1956 года. Дата не случайна и символична. С середины 1950-х годов на Западе стало развиваться массовое телевидение, позволившее назначить поп-стиль основной доминантой медиа-проектов (читаем об этом у Рэя Бредбери в книге «451 градус по Фаренгейту»). В Советском Союзе эстрадно-зрелищная культура существовала на положении этакой Золушки: ей доставались крошки эфирного времени, а повсюду царила аристократичная классика вперемешку с народным творчеством и старинным романсом. Перестройка внесла свои коррективы:попсовый музон хлынул мутным потоком, а девочки-подростки рыдали белугами при виде Юрочки Шатунова. (Кстати, имеется информация, что ещё в 1987 году была предпринята попытка вписаться в Евротусовку и заслать на конкурс Валерия Леонтьева, но, по счастью, что-то там не заладилось). В 1990-х мы дружно, весело и смачно окунулись в медиа-помои: отечественная эстрада сделалась нахально-бордельной и при этом — низкосортной. Певички в леопардовых лосинах копировали вышедшую в тираж немку Си Си Кетч, а мальчики пытались проникновенно рычать: «Вау-ёу, пацаны! HighEnergy!». Вторично, грубо, провинциально. Россия записалась на Евровидение в 1994 году. Самое время.
Потом, уже в 2000-х, российские персонажи даже завоёвывали первые места, что преподносилось, как высший пилотаж и цивилизационное достижение. Страна, годами и десятилетиями державшая первенство в науке и спорте, вдруг начала гордиться победой в заштатном конкурсе. Мне могут возразить: «Как — заштатном? Этот конкурс открыл для нас группу ABBA и Селин Дион, а ещё там были какие-то крутые финны «Лорди», которые всех ну просто порвали в 2006 году!»…Ещё можно вспомнить популярную в СССР группу Teach-In– её любят крутить в передаче «Дискотека 80-х» для тех, кому сильно за 40. И — всё. Маловато для патетики. Последние годы это Евро-состязание и вовсе превратилось в парад толерантности. Достаточно вспомнить, что в 2014 году приз взяла...взяло существо по имени Кончита Вурст. Бородатая женщина в блескучем обтягивающем платье. Оно сразило всех колоратурами да фиоритурами? Нет. Просто оно – с бородой и в дамских шмотках. В 2015 году Финляндию представляли ребята с синдромом Дауна. Они — молодцы, нет слов. Но о каком соревновательном посыле может идти речь? Это конкурс песни или демонстрация возможностей? Местные воротилы шоу-бизнеса тоже решили сыграть модную комбинацию и выдвинули певицу-инвалида Юлию Самойлову. При всей моей нелюбви к эстраде, не могу не восхититься стойкостью этой девушки. Но — зачем? Два месяца тянулась унизительная процедура «не пущания москальской претендентки» в «це Европу». СМИ повизгивали, а блогеры дрыгались, как заведённые.
После официального подтверждения, что участнику Евровидения от России Юлии Самойловой не дозволено прибыть в Киев для участия в конкурсе, Европейский вещательный союз предложил два альтернативных варианта. Либо видеотрансляция, либо – замена исполнителя. «К сожалению, оба предложения были отвергнуты Первым каналом, и теперь они объявили, что не намерены транслировать конкурс «Евровидение-2017». Это означает, что Россия не сможет участвовать в конкурсе в этом году», — констатировали в ЕВС. Председатель наблюдательного совета Евровидения Франк Дитер Фрейлинг подчеркнул, что организаторы осуждают запрет на въезд для Самойловой, введённый властями Украины. Более того — сей казус обсуждался на самом высоком уровне. «Безусловно, решение украинской стороны серьёзным образом девальвирует предстоящий конкурс, наверное, это наносит удар и по престижу Евровидения», — поделился пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Ситуация вокруг попсового конкурса так важна, что стала частью высокой политики. В какое убогое время живём! До чего мы докатились? Впрочем, и этот вопрос — всё больше риторический. Не имеющий внятного ответа. В пустоту.
Да! Существует правило, согласно которому страна, не транслировавшая предыдущий конкурс, не допускается к участию в следующем. То есть в 2018 году Россия не участвует автоматически. Перекреститься бы и успокоиться. Ан нет. «Россию не могут отстранить от участия в конкурсе «Евровидение» в 2018 году», - заявил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Ибо – как же так?! Как же мы? Неужели унылый шабаш пройдёт без нашего драгоценного участия? Во всём этом ощущается только одно: унизительная второсортность. Вместо того чтобы хлопнуть дверью, «наши» то расшаркиваются, то потрясают кулаками.
При всём том, совсем недавно (с 27 марта по 1 апреля 2017 года) проходил Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева. Было ли это в новостях? Слегка. Трезвонили об этом все СМИ? Постольку-поскольку. Скупо и невзрачно. «В газетах как-то глухо об этом пишут», - говаривал Миша Бальзаминов. Замечу, что исполнительское искусство в России до сих находится на высоком уровне — и это несмотря на губительные факторы, среди которых отсутствие пропаганды классической музыки. Ответьте честно: кем быть престижнее и выгоднее в современной России — пианистом или эстрадной дрыгалкой? И, тем не менее, мамы всё ещё отдают детей в музыкальные школы...
На сайте Московского Дома Музыки сказано: «Международный конкурс пианистов Владимира Крайнева в 2017 году проводится второй раз. Инициаторами и вдохновителями музыкального состязания стали вдова пианиста Татьяна Тарасова и Владимир Спиваков, которого связывала с Крайневым большая многолетняя дружба. «Я прожил с ним на сцене не одну счастливую минуту, – говорит маэстро. – Один из последних представителей нейгаузовской пианистической школы, Владимир Крайнев принадлежит к тем избранным исполнителям, кто, по словам Артура Рубинштейна, всегда «проливал каплю живой крови» на сцене». Для Владимира Спивакова конкурс Крайнева – продолжение линии поддержки юных талантов, которой придерживается и Международный благотворительный фонд маэстро, и многие другие его проекты...» Специально цитирую, чтобы люди прочли. Чтобы знали — культура всё ещё теплится. Нет – даже вспыхивает.
Возникает закономерная и болезненная проблема: кто виноват? Средства массовой дебилизации, которые создают шум вокруг попсы и других отупляющих «контентов», а классику задвигают в «неформат»? Или сами граждане, чей непритязательный вкус обслуживают угодливые СМИ? На самом деле, виноваты все, как ни странно это звучит. С одной стороны, при свободно-рыночном капитализме транслируется именно то, что нравится подавляющему большинству. Массы голосуют за развлечения, комедии, боевики и поп-музыку, а если это, увы, так, значит, лабухи врубают три аккорда, журналисты смакуют «звёздные» скандальчики, а писательницы выдают килотоннами «Власть страсти», «Страсть и власть» и «Власть-всласть». Рынок! Профит и гешефт! Мы не обязаны воспитывать и пестовать — если хотите быть умными, так ищите филармонию с библиотекой, а рекламировать мы будем лицедейку NN, которая нажралась и рухнула прямо на концерте. Или пятую жену звезды хоккея. Или — камин-аут западного продюсера. Это вызовет ажиотаж и подымет рейтинги. С другой стороны, люди чаще всего кушают именно то, что им дают, принимая сию «духовную пищу» за истину в последней инстанции: если вот эта пьяная-помятая актриса мелькает на всех каналах крупным планом, стало быть, она — человек-событие и ею следует бурно интересоваться. Иначе ты, вроде как, белая ворона. Получается замкнутый круг, и разорвать его может только сам зритель, читатель, слушатель. Научиться выбирать. Не вестись на одуряющую развлекаловку. Забить на это Евровидение. Нас туда не пускают? Тем лучше для нас.
Иные оппоненты запальчивы — принимаются болтать что-то об «отлучении от европейской культуры», о скатывании в кромешность и лапотность. Смешно. Россию нельзя отлучить от европейской культуры, ибо наша цивилизация — её часть, с балетом, космосом и научными школами. Кстати, вы были на выставке «Людовик Святой и реликвии Сен-Шапель» в Кремле, уважаемые радетели за евро-путь? Или опять сидите в хипстерской кафешке, посасывая смузи? Это и есть настоящие европейские ценности, а не вопли бородатых тёток на эстрадном конкурсе.
Галина Иванкина
zina_korzina
Прощание с Евровидением
Каждую весну российское общество пребывает в напряжении. Активные и неравнодушные — как им кажется! – граждане задаются вопросом: кого пошлют на Евровидение? Ну, как же! Честь страны! Будем болеть за «наших»! Пытаюсь понять: а где там, в общем-то, наши? Это — что? Наука, спорт, балетное искусство, космические прорывы? За что и за кого тут следует «болеть»? Одна популярная блогерша, которая всегда калякает на заказ, даже написала прочувствованный текст: мол, эстрада и поп-музычка — это отдушина для простого народа, на коем наш мир зиждется, а посему презираемая «гнилыми интеллигентами» ум-ца-ца — архиважный стратегический момент. Следовательно, триумф на Евровидении где-то нужнее, чем битьё клюшками о лёд и пиликанье на скрипках.
И снова мелькала терминология: «наши», «мы», «простой люд», «а нас не пускают», «наша девочка — лучшая!». Да столь пафосно, что мне сделалось немного стыдно за моё тотальное равнодушие к эстрадным шоу и зажигательным пляскам. Как все помнят, в этом году накал страстей по поводу Евровидения был наиболее мощным. Взрыв эмоций. Истерия толпы. Кипит наш разум возмущённый! Точнее, его отсутствие. Рёв пустоты. Колыхание эфира. Нашу Юленьку не пущает киевская хунта! А не сказать ли: «вот и хорошо!»? Но нет. Долго и усердно бились. Образованные люди — журналисты, телевизионные боссы и крутые чиновники – метали гневные молнии. Массы – покорно волновались. Слали «нашей девочке» лучики поддержки. Но зачем России нужно участие в этом конкурсе? Почему Россия вдруг оскорбилась поведением Киева? Пусть бы рулили процессом в компании маленьких, но гордых стран-участниц. Им это важно, полезно и прельстительно. Нам-то зачем? Господа в Киеве задавались вопросом, нужна ли Россия на Евровидении-2017, а не пора ли переформулировать: нужно ли России Евровидение? Не в 2017 году, а – вообще.
Немного истории. Евровидение – международный конкурс эстрадной песни, проводимый среди стран-членов Европейского вещательного союза. Работает с 1956 года. Дата не случайна и символична. С середины 1950-х годов на Западе стало развиваться массовое телевидение, позволившее назначить поп-стиль основной доминантой медиа-проектов (читаем об этом у Рэя Бредбери в книге «451 градус по Фаренгейту»). В Советском Союзе эстрадно-зрелищная культура существовала на положении этакой Золушки: ей доставались крошки эфирного времени, а повсюду царила аристократичная классика вперемешку с народным творчеством и старинным романсом. Перестройка внесла свои коррективы:попсовый музон хлынул мутным потоком, а девочки-подростки рыдали белугами при виде Юрочки Шатунова. (Кстати, имеется информация, что ещё в 1987 году была предпринята попытка вписаться в Евротусовку и заслать на конкурс Валерия Леонтьева, но, по счастью, что-то там не заладилось). В 1990-х мы дружно, весело и смачно окунулись в медиа-помои: отечественная эстрада сделалась нахально-бордельной и при этом — низкосортной. Певички в леопардовых лосинах копировали вышедшую в тираж немку Си Си Кетч, а мальчики пытались проникновенно рычать: «Вау-ёу, пацаны! HighEnergy!». Вторично, грубо, провинциально. Россия записалась на Евровидение в 1994 году. Самое время.
Потом, уже в 2000-х, российские персонажи даже завоёвывали первые места, что преподносилось, как высший пилотаж и цивилизационное достижение. Страна, годами и десятилетиями державшая первенство в науке и спорте, вдруг начала гордиться победой в заштатном конкурсе. Мне могут возразить: «Как — заштатном? Этот конкурс открыл для нас группу ABBA и Селин Дион, а ещё там были какие-то крутые финны «Лорди», которые всех ну просто порвали в 2006 году!»…Ещё можно вспомнить популярную в СССР группу Teach-In– её любят крутить в передаче «Дискотека 80-х» для тех, кому сильно за 40. И — всё. Маловато для патетики. Последние годы это Евро-состязание и вовсе превратилось в парад толерантности. Достаточно вспомнить, что в 2014 году приз взяла...взяло существо по имени Кончита Вурст. Бородатая женщина в блескучем обтягивающем платье. Оно сразило всех колоратурами да фиоритурами? Нет. Просто оно – с бородой и в дамских шмотках. В 2015 году Финляндию представляли ребята с синдромом Дауна. Они — молодцы, нет слов. Но о каком соревновательном посыле может идти речь? Это конкурс песни или демонстрация возможностей? Местные воротилы шоу-бизнеса тоже решили сыграть модную комбинацию и выдвинули певицу-инвалида Юлию Самойлову. При всей моей нелюбви к эстраде, не могу не восхититься стойкостью этой девушки. Но — зачем? Два месяца тянулась унизительная процедура «не пущания москальской претендентки» в «це Европу». СМИ повизгивали, а блогеры дрыгались, как заведённые.
После официального подтверждения, что участнику Евровидения от России Юлии Самойловой не дозволено прибыть в Киев для участия в конкурсе, Европейский вещательный союз предложил два альтернативных варианта. Либо видеотрансляция, либо – замена исполнителя. «К сожалению, оба предложения были отвергнуты Первым каналом, и теперь они объявили, что не намерены транслировать конкурс «Евровидение-2017». Это означает, что Россия не сможет участвовать в конкурсе в этом году», — констатировали в ЕВС. Председатель наблюдательного совета Евровидения Франк Дитер Фрейлинг подчеркнул, что организаторы осуждают запрет на въезд для Самойловой, введённый властями Украины. Более того — сей казус обсуждался на самом высоком уровне. «Безусловно, решение украинской стороны серьёзным образом девальвирует предстоящий конкурс, наверное, это наносит удар и по престижу Евровидения», — поделился пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Ситуация вокруг попсового конкурса так важна, что стала частью высокой политики. В какое убогое время живём! До чего мы докатились? Впрочем, и этот вопрос — всё больше риторический. Не имеющий внятного ответа. В пустоту.
Да! Существует правило, согласно которому страна, не транслировавшая предыдущий конкурс, не допускается к участию в следующем. То есть в 2018 году Россия не участвует автоматически. Перекреститься бы и успокоиться. Ан нет. «Россию не могут отстранить от участия в конкурсе «Евровидение» в 2018 году», - заявил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Ибо – как же так?! Как же мы? Неужели унылый шабаш пройдёт без нашего драгоценного участия? Во всём этом ощущается только одно: унизительная второсортность. Вместо того чтобы хлопнуть дверью, «наши» то расшаркиваются, то потрясают кулаками.
При всём том, совсем недавно (с 27 марта по 1 апреля 2017 года) проходил Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева. Было ли это в новостях? Слегка. Трезвонили об этом все СМИ? Постольку-поскольку. Скупо и невзрачно. «В газетах как-то глухо об этом пишут», - говаривал Миша Бальзаминов. Замечу, что исполнительское искусство в России до сих находится на высоком уровне — и это несмотря на губительные факторы, среди которых отсутствие пропаганды классической музыки. Ответьте честно: кем быть престижнее и выгоднее в современной России — пианистом или эстрадной дрыгалкой? И, тем не менее, мамы всё ещё отдают детей в музыкальные школы...
На сайте Московского Дома Музыки сказано: «Международный конкурс пианистов Владимира Крайнева в 2017 году проводится второй раз. Инициаторами и вдохновителями музыкального состязания стали вдова пианиста Татьяна Тарасова и Владимир Спиваков, которого связывала с Крайневым большая многолетняя дружба. «Я прожил с ним на сцене не одну счастливую минуту, – говорит маэстро. – Один из последних представителей нейгаузовской пианистической школы, Владимир Крайнев принадлежит к тем избранным исполнителям, кто, по словам Артура Рубинштейна, всегда «проливал каплю живой крови» на сцене». Для Владимира Спивакова конкурс Крайнева – продолжение линии поддержки юных талантов, которой придерживается и Международный благотворительный фонд маэстро, и многие другие его проекты...» Специально цитирую, чтобы люди прочли. Чтобы знали — культура всё ещё теплится. Нет – даже вспыхивает.
Возникает закономерная и болезненная проблема: кто виноват? Средства массовой дебилизации, которые создают шум вокруг попсы и других отупляющих «контентов», а классику задвигают в «неформат»? Или сами граждане, чей непритязательный вкус обслуживают угодливые СМИ? На самом деле, виноваты все, как ни странно это звучит. С одной стороны, при свободно-рыночном капитализме транслируется именно то, что нравится подавляющему большинству. Массы голосуют за развлечения, комедии, боевики и поп-музыку, а если это, увы, так, значит, лабухи врубают три аккорда, журналисты смакуют «звёздные» скандальчики, а писательницы выдают килотоннами «Власть страсти», «Страсть и власть» и «Власть-всласть». Рынок! Профит и гешефт! Мы не обязаны воспитывать и пестовать — если хотите быть умными, так ищите филармонию с библиотекой, а рекламировать мы будем лицедейку NN, которая нажралась и рухнула прямо на концерте. Или пятую жену звезды хоккея. Или — камин-аут западного продюсера. Это вызовет ажиотаж и подымет рейтинги. С другой стороны, люди чаще всего кушают именно то, что им дают, принимая сию «духовную пищу» за истину в последней инстанции: если вот эта пьяная-помятая актриса мелькает на всех каналах крупным планом, стало быть, она — человек-событие и ею следует бурно интересоваться. Иначе ты, вроде как, белая ворона. Получается замкнутый круг, и разорвать его может только сам зритель, читатель, слушатель. Научиться выбирать. Не вестись на одуряющую развлекаловку. Забить на это Евровидение. Нас туда не пускают? Тем лучше для нас.
Иные оппоненты запальчивы — принимаются болтать что-то об «отлучении от европейской культуры», о скатывании в кромешность и лапотность. Смешно. Россию нельзя отлучить от европейской культуры, ибо наша цивилизация — её часть, с балетом, космосом и научными школами. Кстати, вы были на выставке «Людовик Святой и реликвии Сен-Шапель» в Кремле, уважаемые радетели за евро-путь? Или опять сидите в хипстерской кафешке, посасывая смузи? Это и есть настоящие европейские ценности, а не вопли бородатых тёток на эстрадном конкурсе.
реально Хевравидение - унылое дрочево
ОтветитьУдалить