вторник, 16 октября 2012 г.

Петербургские галеристы отказались выставлять проект Марата Гельмана

«Организатора выставки Icons вызывали в Смольный», — объяснил культуртрегер причину отказа

Петербургские галеристы отказались выставлять проект Марата Гельмана
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выставка Icons Марата Гельмана в Санкт-Петербурге отменена. Ее открытие было запланировано на 15 ноября, однако администрация фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation (Санкт-Петербург) попросила перенести выставку на год из-за «неблагоприятной атмосферы в городе».
Гельман в ответ заявил, что выставка не переносится, а отменяется на этой площадке. Предложений от других галерей принять проект пока не поступало, но галерист открыт для них.

— Заявление я сделал только сегодня утром, и времени для появления новых приглашений прошло мало. Я отношусь благожелательно ко всем, в том числе к этому фонду: хотя я считаю, что они поступили неправильно, я понимаю, что они просто не смогли сопротивляться давлению, — сказал Марат Гельман «Известиям». — Если приглашения появятся, мы их рассмотрим. В апреле выставка должна быть в Берлине, так что до этого я готов ее провести в Петербурге.

Ранее активисты нескольких общественных организаций (среди них были, к примеру, «Народный собор» и движение «Профсоюз граждан России», а также представители мусульман) собрали подписи под обращением к губернатору города Георгию Полтавченко с требованием запретить экспозицию.

В письме председателя правления фонда «Рицорди» на имя Марата Гельмана (опубликовано в ЖЖ галериста) о протестах сказано: «В городе сложилась крайне неблагоприятная атмосфера» для проведения выставки.

Марат Гельман предполагает, что на администрацию фонда и Rizzordi Art Foundation было оказано давление со стороны властей города.

— Организатора выставки Icons вызывали в Смольный, — сказал галерист «Известиям».
Именно поэтому, считает Гельман, выставка Icons, проработавшая целый месяц в гораздо более консервативном Краснодаре, не может быть открыта в Петербурге.

— Сумасшедшие и мракобесы есть в любом городе. Всегда может найтись группа людей, которая придерется — неважно к чему. Это нормально, просто часть ландшафта. Главное — как к этому относиться. Плохо, когда культурная институция поддается этому давлению. Плохо не то, что в Питере есть мракобесы, а то, что они устанавливают правила в городе. Если кучка мракобесов смогла через губернатора запретить выставку, значит, они там реальная власть и решают, чему быть, а чему нет. Завтра они скажут, что обнаженные женщины в Эрмитаже — это не по-православному, — предположил в разговоре с «Известиями» галерист.

Официального запрета на проведение выставки со стороны правительства Санкт-Петербурга не было. Гельману это напоминает ситуацию в Ростовской областной филармонии, где запретили рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Потом выяснилось, что против постановки не возражают даже православные, а в администрации президента запрет назвали головотяпством. Продажу билетов благополучно возобновили.

— По моим сведениям, давление все же было, — сказал Гельман. — С моей точки зрения, если ты не готов сопротивляться давлению (пусть по объективным и уважительным причинам, а не из робости), то сегодня не стоит делать арт-пространство. Сейчас, к сожалению, художнику необходимо мужество говорить власти «нет». В норме мужество нужно воинам, а не галеристам.

Получить оперативный отклик представителей галереи Rizzordi Art Foundation «Известиям» не удалось: пресс-секретарь оказался «не уполномочен» комментировать ситуацию.

В проекте Icons «11 художников размышляют об иконе как о шедевре искусства, а не только сакральном предмете», пояснил Гельман «Известиям». Среди работ, запланированных к экспонированию, — «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля, «Хлеба» Анатолия Осмоловского, «Образа» Дмитрия Гутова и др. В них художники «непосредственно обращаются к фрескам Джотто, к иконам, к Евангелию», считает галерист.

Ранее выставка уже проходила в Перми и Краснодаре. По мнению некоторых православных, среди экспонатов есть кощунственные работы. На Кубани казаки блокировали открытие выставки, а телефонные хулиганы сообщали о заложенной в зале бомбе. С другой стороны, протоиерей Всеволод Чаплин заявлял, что видел работы из проекта Icons и не усмотрел в них ничего богопротивного, хотя ожидает от некоторых художников объяснения замысла спорных произведений.

http://izvestia.ru/news/537769 

Хочу всех поздравить с победой гражданского общества Петербурга. Скандальная и оскорбительная выставка Марата Гельмана «Иконы» в культурной столице не состоится. Не состоится, потому, что граждане города этого не захотели и поддержали Профсоюз граждан России, в стремлении не допустить глумления над нашими ценностями
Спасибо всем тем, кто подписал наше обращение к губернатору Санкт-Петербурга и тем самым высказал свою активную гражданскую позицию.

Что касается реакции самого Марата Гельмана, то она вполне предсказуема, как и реакция любого «борца за свободу» в России.

Если народ голосует не так как надо «оппозиции», то он «проблема».
Если граждане свободно и без всякой оплаты идут наблюдать за честностью выборов – они «маньяки».
Ну, а если граждане культурной столицы не хотят видеть у себя оскорбительные выставки псевдокультуры – они «мракобесы».
Н. Стариков

Комментариев нет:

Отправить комментарий