Фото: ИТАР-ТАСС
| |
.
|
| |||
На открывшемся в среду Гайдаровском форуме обсуждение новой экономической модели для России переросло в стычку между чиновниками правительства и ЦБ. Они выясняли, кто несет ответственность за дефицит инвестиций и высокую инфляцию |
Москва. 16 января. FINMARKET.RU -
В Кремле и в правительстве активно ищут ответственных за экономический рост, темпы которого стагнируют. Накал дискуссий таков, что на открывшемся в среду Гайдаровском форуме по этому поводу состоялась открытая стычка между министром финансов Антоном Силуановым и первым зампредом Центробанка Алексеем Улюкаевым.
Накануне тон дискуссии задал Владимир Путин, который на совещании по макроэкономике сообщил, что стимулирование спроса больше не работает, оно ведет только к ускорению инфляции, а значит стране, чтобы ускорить рост, срочно нужны инвестиции. Все сразу обратили взоры на бюджет - главный источник инвестиций для России. Отвечать на том же Гайдаровском форуме пришлось все тому же Силуанову.
Дмитрий Медведев, премьер-министр России
"Такое ощущение, что кризис не может закончиться.
Глобальный кризис 70-х годов привел к формированию новой экономической и технологической модели, к политической и экономической либерализации, появлению двух основных резервных валют (доллара США и немецкой марки-евро - "Финмаркет"). Его важнейшим последствием стало ускорение глобализации. Взаимозависимость ситуаций в разных странах делает кризис еще тяжелее. Мы это испытали в 2008 году на собственной шкуре.
Сегодня формируется новая модель экономического регулирования, которая будет носить скорее всего наднациональный характер.
Основная цель российского правительства - обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не ниже 5%. И на этой основе добиться роста благосостояния российских граждан, превращения среднего класса - в доминирующий.
Основные задачи правительства:
- обеспечить макроэкономическую стабильность, что означает проведение жесткой, долгосрочно предсказуемой бюджетной политики, снижения инфляции, повышение эффективности госрасходов;
- форсированное развитие инфраструктуры в ключевых сферах, снятие ограничений, которые блокируют деловую активность;
- совершенствование рынка труда, создание условий для географической и профессиональной мобильности населения;
- улучшение делового климата, увеличение доступа к кредитным ресурсам.
Нам нужно сократить долю участия государства в структуре российской экономики. Нельзя бесконечно ждать благоприятных рыночных условий для приватизации. Так можно ничего не продать. Надо принимать решения. Приватизация повысит конкурентоспособность российского бизнеса.
Закрытая экономика - лучший путь к застою. Мы всегда, даже в самом начале кризиса выступали против закрытия внутренних рынков и усиления госрегулирования. Конкуренция является главным фактором обновления и лучшим лекарством от застоя. И Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты, прежде всего для государств СНГ и участников ЕвразЭС. Конечно, потенциальные партнеры должны разделять наши принципы не на словах, а на деле, соглашаясь подписать все документы, а не их часть. Только так можно заниматься интеграцией.
Вступление в ОЭСР остается нашей стратегической целью после вступления в ВТО. Вступление в эту организацию является важным сигналом для инвестора относительно уровня институционального развития нашей страны. Встраивание наших компаний в международные цепочки производства даст больший эффект, чем тотальная поддержка целых отраслей.
С одной стороны, любому правительству необходимую поддерживать социальную и политическую стабильность. С другой стороны, мы должны стимулировать модернизацию и структурную перестройку экономики. Сочетать эти подходы непросто.
Есть такое высказывание: "Почувствовав ветер перемен, надо строить ветряную мельницу, а не укрываться от ветра". Правда, это сказал Мао Цзэдун".
Антон Силуанов, министр финансов
"Основной урок нынешнего кризиса - жить в долг неверно и опасно. Очень сложно после кризиса обеспечить взятый уровень расходных обязательств. Бюджеты становятся все более социальными. Сокращать такие расходы непросто, в том числе по политическим мотивам. Страны пошли на смягчение своей бюджетной политики, в результате там, где до кризиса госдолг составлял четверть ВВП, после кризиса он превысил 100%. Смягчить бюджетную политику легко, войти в эти рамки обратно в среднесрочной перспективе практически невозможно.
В ответ на финансовый кризис мы приняли бюджетное правило. Оно позволяет понимать, какие бюджетные обязательства мы можем себе позволить, а от каких придется отказаться.
Весь мир ищет пути привлечения инвестиций, ресурсы которых в последнее время сильно сжались. Никто не хочет вкладывать средства в страны, где большие долги, размытая бюджетная политика. Сомнительна отдача инвестиций в таких странах. Бюджетная сбалансированность - один из главных критериев привлекательности экономики при определении странового рейтинга.
Поэтому уже не актуальна шедшая два года назад дискуссия, что делать: осуществлять бюджетную консолидацию или заботиться об экономическом росте. Сейчас все страны пришли к однозначному выводу: без сокращения долга государства невозможен экономический рост. В странах, где долг превышает ВВП, все внутренние ресурсы идут на рефинансирование этого долга.
Сейчас вопрос стимулирования роста за счет дополнительного спроса со стороны государства, потребительского или инфраструктурного спроса - не самая первоочередная задача. Важнее проведение структурных преобразований, которые дадут дополнительный импульс развитию, созданию новой платформы для развития.
В последнее время мы увлеклись финансированием каких-то инвестиционных проектов из бюджета, зачастую неэффективных, убыточных предприятий. Надо переориентировать эти немалые средства: на поддержку экономики идут почти 2 трлн руб. из 13 трлн руб. бюджета. Бюджетные деньги должны прежде всего стимулировать привлечение частных инвестиций, на каждый госрубль.
У нас нет дефицита федерального бюджета: за прошлый год он сверстан с нулевым балансом. Но у нас большая зависимость от конъюнктурных доходов. Ненефтегазовый дефицит составил в прошлом году 10,6% ВВП, что на 1 п.п. больше, чем в 2011 году.
Второй вывод: в сфере финансового регулирования не была создана система отслеживания того огромного количества финансовых инструментов, деривативов, тех обязательств, которые выпускались компаниями, и не были обеспечены реальными активами.
Финансовые институты в России слабы. В том числе из-за низкого качества регулирования. Уровень пенсионных накоплений у нас всего 5% ВВП, в Мексике - 15%, в среднем по развитым странам - 70% и более.
Это те самые длинные деньги, которые мы сейчас ищем для инвестиций. Это должны быть не бюджетные деньги, которые надо выбивать. Бюджет - это социальные обязательства. Для инвестиций нужны частные средства, деньги пенсионных фондов, страховых организаций. Мало, что регулирование этих институтов слабое, так еще и надзор не всегда качественный.
Поэтому мы сейчас ставим целью создание единого мегарегулятора. Надо уравнять надежность и доходность вложений в различные финансовые институты. Для этого должна быть система страхования работы всех финансовых организаций по аналогии с системой страхования вкладов. Мы планируем выравнивание уровня налогообложения для вложений средств в инструменты разных финансовых секторов".
Алексей Улюкаев, первый зампред Центробанка
"Приятно говорить на тему, за которую ты не отвечаешь. Безответственно можно говорить.
К сожалению, пенсионные фонды не являются адекватной заменой бюджетного финансирования. С точки зрения баланса деньги пенсионных фондов - это почти бюджетные деньги: и там, и там социальные обязательства. И рискованность их сопоставима: и там, и там конъюнктурные, нерегулярные доходы составляют значительную часть. Во втором случае они зависят от удачной конъюнктуры фондовых рынков.
Надо быть осторожным и при выравнивании условий страхования не только депозитов, но и страховых компаний, финансовых участников. Сначала надо создать качественное пруденциальное регулирование, а потом давать дополнительные гарантии.
У нас сильно идеологизирован и политизирован показатель оттока капитала. Корень проблемы - в догоняющем развитии. Единственный источник ускоренного экономического роста - массированный экспорт. Отсюда мощные трансграничные потоки экспорта и импорта капитала. Я бы предпочел именно такое понятие.
Почему мы рады, когда растет товарооборот, и негодуем, когда растет экспорт капитала? Есть простое политическое объяснение: экспорт товаров - это создание новых рабочих мест в стране, создание новой налоговой базы, увеличение благосостояния. Экспорт капитала - это увеличение благосостояния в других странах, что не входит в задачи политической элиты страны оттока.
Поведение частного бизнеса очень рационально. Наши претензии к нему за то, что он вывозит капитал и размещает его по нулевым ставкам за рубежом, выглядят очень странно. Государство ведет себя ровно также, тоже вкладывает свои резервы в высоконадежные и ликвидные бумаги.
Прямые инвестиции прямо отражают качество институтов страны, ее инвестиционный климат. Это определяет действия глобальных инвесторов. Если их не будет в стране - никто другой не придет, что бы вы ни делали. Движение капитала на денежном рынке - кредитов и займов - прямое следствие дифференциала процентных ставок и курсовая политика.
Мы в ЦБ предполагаем, что в России нет разрыва между фактическим и потенциальным экономическим ростом при данных общественных институтах и структуре экономики. То есть фактический экономический рост в 3,5% примерно соответствует потенциальному. Поэтому смягчение денежной политики в виде снижения процентных ставок было бы контрпродуктивным, так как не дало бы желаемого экономического роста, а привело к накоплению новых дисбалансов, новых рисков.
Дополнительные расходы, под которые нет качественных инвестпроектов, которые не требует данная инфраструктура и экономика, не приведут к экономическому росту. Может быть кратковременный скачок, но в итоге - накапливание новых дисбалансов и рисков. Они материализуются, переходят с бухгалтерских балансов в жизнь.
По итогам 2012 года из России отток частного капитала составил $57 млрд. Но если посмотреть поквартально, то после кризиса 2008-2009 годов у нас происходит последовательное небольшое поквартальное снижение объемов вывоза, которое было прервано только в IV квартале 2011 и I квартале 2012 года. Это было связано со снижением суверенного рейтинга США, обострения проблемы суверенного долга в Европе и серьезные сомнения по темпам роста китайской экономики. Начиная со II квартала 2012 года квартальные показатели оттока вернулись к однозначным величинам. Это цифра приемлема для того состояния институтов, которое есть, и с точки зрения имеющегося у нас положительного счета текущего баланса.
Беспокойство должна вызывать категория "сомнительные инвестиции". Почему в условиях либерализации капитального счета, когда бизнес может свободно приобретать любые иностранные активы, они предпочитают делать это нелегально, оформляя эти сделки под видом оплаты лжеимпорта товаров и услуг? Это означает, что у участников этих операций есть серьезные опасения по поводу легализации своего бизнеса.
Не должен сильно беспокоить уровень инфляции, который в годовом измерении уже составляет 6,8%. Это результат роста продовольственных цен, в том числе из-за повышения Антоном Германовичем [Силуановым] акцизов на алкоголь. Этот всплеск не имеет серьезного макроэкономического значения. Мы ожидаем, что со II квартала этого года мы сможем вернуться в таргет по инфляции в 5-6%.
В пользу этого говорит динамика монетарных показателей. У нас сейчас рекордно низкое денежное предложение: темпы прироста агрегата М2 год к году менее 12%. Такого не было никогда.
Плюс укрепление валютного курса и эффект статистической базы. Рост продовольственных цен со второй половины прошлого года теперь будет работать в обратную сторону. Если не случится какого-то нового шока предложения, я не вижу откуда ему взяться, то к концу 2012 года инфляция сдвинется к нижней границе таргета".
Антон Силуанов
"Не надо думать, что у нас потребительская корзина более чем на 50% состоит из водки. В основном причина в инфляции издержек: мы повышаем тарифы на коммунальные услуги, электроэнергию".
Алексей Кудрин, глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов
"Фундаментальной основой для экономического роста является внутренняя бюджетная стабильность. Хотелось бы, чтобы правительство не отступило от бюджетного правила, как бы ни хотелось больше потратить на важные инвестиционные проекты.
Обещания ЦБ, что цели по инфляции будут исполняться, звучали всегда. И часто они не достигались. Я считаю, что ЦБ проводил излишне мягкую денежную политику".
Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=285501
Комментариев нет:
Отправить комментарий